Оцените нашу компанию
Всего отзывов: 1 Средний балл: 5
 

Роль театра в воспитании личности




Еще А.Н. Островский писал: «Если отнять у молодежи изящные удовольствия, как предмет ее восторгов, она будет увлекаться и восторгаться по другому поводу: восторг потребность юного возраста. Найдутся хорошие поводы для увлечения, – юность увлекается; не найдется хороших, она увлекается, чем придется».

Одним из таких увлечений, способных благотворно влиять на нравственное здоровье общества, бесспорно, является увлечение подрастающего поколения театром.

А.А. Брянцев афористично метко заметил: «Школа – повседневность, а театр – праздник. Он жизнь раскрывает глубже, чем на обыкновенных уроках. На уроке развиваются мыслительные способности, но человеческие качества, конечно, раскрываются больше в театре». Театр влечет юных в первую очередь своей зрелищной стороной. «Не будем говорить, что театр – школа, - предупреждал Станиславский, - Нет, театр – развлечение. Нам невыгодно упускать из рук этого важного для нас элемента. Пусть люди всегда ходят в театр, чтобы развлекаться. Но вот они пришли, мы закрыли за ними двери, напустили темноту и можем вливать им в душу все, что захотим». Синтез развлечения и вос- питания души человека, реализованный через театральную деятельность, несет в себе огромный педагогический потенциал и, на наш взгляд, исследован еще далеко не полностью. Мы вполне солидарны с утверждением П.М. Ершова о том, что театр выполняя свою общественно-воспитательную задачу, должен быть при этом художественно полноценным, интересным, доставляющим художественное наслаждение, пропагандирующим идеалы, «самим народом созданные».

Необходимо отметить, что театральное воспитание, как часть общекультурного воспитания личности включает в свой арсенал достижения как профессионального театра, так и эксперименты театра любительского, а также целый пласт культурного багажа накопленного в историческом и современном предтеатре, в бытовых и праздничных обрядовых действах, зрелищах и играх. Такие мощные основания, как народное музыкальное (песенно-танцевальное) творчество, с преобладанием эмоционального начала над рационально-логическим, генетически присущий театральному творчеству синкретизм, естественно объединяющий в себе разные виды искусств, коллективный характер творчества создают уникальные предпосылки для активного проникновения театрального начала в сферу воспитания подрастающего поколения.

Во многих педагогических исследованиях таких авторов как Ю.И. Рубина, Т.Ф. Завадская, А.П. Ершова, В.М. Букатов, Л.М. Некрасова, А.В. Гребенкин отмечается, что благотворное воздействие театрального искусства на личность может осуществляться несколькими, тесно переплетающимися между собой путями как по линии восприятия искусства, так и по линии воспитания созидательных навыков юных любителей театра. В педагогике достаточно четко определились следующие их характеристики:

• навыки культурного зрителя и, в первую очередь, навыки восприятия театрального спектакля, а также развитие умения анализировать произведение театрального искусства и адекватно выражать свое отношение к происходящему на сцене;

• навыки сценического действия, то есть умения достигать целей персонажа в условной сценической ситуации;

• навыки коллективного творчества, соблюдения ансамбля, умения взаимодействовать, логично и взаимообусловлено;

• навыки выразительного поведения, учет наличия зрителя при акте творчества, причастность зрителя к качеству течения представления; соучастие и сопереживание;

• навык диалогичного поведения, с учетом вымышленной ситуации, сюжетности действия, то есть выявления целей и мотивов каждого поворота сценической истории.

Этот, далеко не полный перечень с достаточным основанием демонстрирует воспитательный и образовательный потенциал театра, способный приобщить многих детей к постижению особенностей человеческого бытия, поисков истины и ощущения красоты и многогранности окружающего мира. Миссия искусства театра в этом процессе – отображать на сцене «жизнь человеческого духа», обращаться к миру мыслей и чувств Человека, являясь проводником в эту и по сей день во многом загадочную область человеческого бытия. Желание играть на сцене, действовать в условиях вымысла, в предлагаемых обстоятельствах, перевоплотившись в другого – это лишь первый, поверхностный слой мотивов, которые привлекают детей к театру. Более глубокий слой, который чаще всего не осознается, но тем не менее оказывает сильнейшее воздействие на личность ребенка – это желание ощутить в себе Художника-Творца, расширить границы своего Я, обогатить свое понимание окружающего Мира и углубить осознание своего места в нем.

постановка спектакля, рассматриваемая с учебно-воспитательной стороны способствует:

• активизации общего интереса школьников к искусству не только в границах драматического направления, но и в более широком аспекте, принимая во внимание, что спектакль – продукт синтеза искусств различных направлений: изобразительного, музыкального, пластического и т.д.

• укреплению мировоззренческих основ юных актеров, развитию их представлений о единстве мира и его законах, межпредметных связях;

• активизации творческой инициативы членов театрального коллектива в процессе обучения непосредственно в ходе постановки спектакля;

• развитию сферы предметно-игрового общения, совершенствованию во владении различными способами общения;

• созданию предпосылок для развития умений строить логичные умозаключения, что является ступенью к овладению научным мышлением;

• развитию творческого подхода к собственной деятельности;

• созданию у юных исполнителей-актеров установки на необходимость правдивого отображения жизни;

• вовлечения юных участников театрального коллектива в деятельность по организации работы над спектаклем, корректировке его первоначального замысла, созданию костюмов, реквизита и декораций и, в общем смысле, создания предпосылок для гармоничного развертывания процессов социальной, интеллектуальной и трудовой адаптации.

Таким образом, воспитательный потенциал театрального искусства заложен в уникальной синкретичности театрального искусства, в своеобразии принципов его реализации, что является гармонизирующей основой для привлечения школьников к труду, обучению, творчеству, игре. Баланс между этими компонентами определяет основной вектор занятий школьников театральным творчеством, реализующимся, как правило, в форме постановки спектакля.

Таким образом:

• Обучение в процессе постановки спектакля, и, в частности, обучение основам актерского мастерства, есть генетически первая форма театрального воспитания;

• Подобная форма обучения была одной из основных со времени возникновения русского театрального искусства, и не исчезала из арсенала театральных педагогов на протяжении всего периода развития русского реалистического театра, начиная от первого театра, учрежденного царем Алексеем Михайловичем в 1672 г., до настоящего времени;

• В связи с коренными изменениями системы театрального образования в начале XX века, активными поисками в области методологии и методики преподавания мастерства актера, утверждения в театральном педагогическом процессе принципов системы К.С. Станиславского, форма обучения в процессе постановки спектакля, постепенно переходит из профессиональной сферы в экспериментальную и любительскую;

• Развитие системы самодеятельных и любительских, в том числе и детских театральных объединений создает предпосылки для возрождения данной модели обучения актерскому мастерству.

В заключение, сошлемся на мнение В.Г. Ширяевой, которая считает, что школьный театр должен служить «общим целям обучения, воспитания и развития творческих способностей учащихся как в области искусства и литературы, так и в области технических, ремесленных и административно-хозяйственных навыков». Это достижимо на практике еще и потому, что, по мнению А.А. Брянцева у детей наличествует «особый игровой инстинкт», который, при правильном осуществлении процесса постановки спектакля, способен проявляться как активная движущая сила общего развития юного любителя театра. Грамотная организация репетиций спектакля при этом обязательно учитывает потребность ребенка в игре, в нашем случае сценической игре, в которой главное «…не в том, что она чему-то учит, а в том, что она воспитывает чувства, делает их богаче и тоньше, развивает способность живо откликаться на окружающую жизнь и вызывает потребность в творческом проявлении этих чувств».

Читайте также