Главная · Греция · Договор монтре по черному морю. Черноморские проливы: работает ли конвенция Монтрё? Может ли Турция закрыть проливы

Договор монтре по черному морю. Черноморские проливы: работает ли конвенция Монтрё? Может ли Турция закрыть проливы

Принятая на Конференции о режиме Черноморских проливов , проходившей 22 июня - 21 июля 1936 года в г. Монтрё (Швейцария). При этом Турция обязалась соблюдать принципы международного морского права .

История

Конференция о режиме Черноморских проливов проходила 22 июня - 21 июля 1936 года в г. Монтрё (Швейцария) с участием СССР , Турции , Великобритании , Франции , Болгарии , Румынии , Греции , Югославии , Австралии и Японии . Конференция была созвана по предложению Турции в целях пересмотра конвенции о режиме Черноморских проливов, принятой на Лозаннской конференции 1922-23 гг. Италия отказалась от участия в конференции, так как страны-участницы поддержали международные санкции против Италии в связи с ситуацией в Эфиопии . На конференции в Монтрё Великобритания выступила с предложением уравнять права черноморских и нечерноморских держав на проход их военных кораблей через проливы, что привело бы к ограничению прав прохода кораблей ВМФ СССР. В конечном итоге конференция не была сорвана и привела к выработке согласованных решений. 20 июля страны-участницы подписали новую конвенцию о режиме проливов, на основе которой Турция получила право ремилитаризировать зону проливов.

Основные положения конвенции

Конвенция Монтрё сохраняет за торговыми судами всех стран свободу прохода через проливы как в мирное, так и в военное время. Однако режим прохода военных кораблей различен в отношении черноморских и нечерноморских государств. При условии предварительного уведомления властей Турции черноморские державы могут проводить через проливы в мирное время свои военные корабли любого класса. Для военных кораблей нечерноморских держав введены существенные ограничения по классу (проходят лишь мелкие надводные корабли) и по тоннажу. Общий тоннаж военных судов нечерноморских государств в Чёрном море не должен превышать 30 тыс. т (с возможностью повышения этого максимума до 45 тыс. т в случае увеличения военно-морских сил черноморских стран) со сроком пребывания не больше 21 суток. В случае участия Турции в войне, а также если Турция посчитает, что ей непосредственно угрожает война, ей предоставлено право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов. Во время войны, в которой Турция не участвует, проливы должны быть закрыты для прохода военных судов любой воюющей державы. Конвенция ликвидировала предусмотренную Лозаннской конвенцией международную комиссию по проливам с передачей её функций правительству Турции.

  • Черноморские державы (Турция, Румыния, Болгария, СССР до 1991, Россия с 1991, Украина с 1991, Грузия с 1991)

Значение конвенции

Принятые на конференции в Монтрё решения стали для своего времени шагом вперёд на пути признания прав черноморских стран в вопросе о статусе проливов. Италия присоединилась к конвенции Монтрё в 1938 году.

Вопрос о проходе авианосцев

Одним из спорных вопросов в отношении конвенции является возможность прохода проливами авианосцев. Статья 10 оговаривает:

В мирное время легкие надводные корабли, небольшие боевые суда и вспомогательные суда, независимо от того, принадлежат ли они Державам, прибрежным к Черному морю, или нет, каков бы ни был их флаг, будут пользоваться правом свободы прохода через Проливы, без каких-либо сборов или плат, поскольку они входят туда днем и на условиях, предусмотренных в изложенных ниже статьях 13 и следующих. Военные корабли иные, чем те, которые подходят под классы, указанные в предыдущем абзаце, будут иметь право прохода лишь на особых условиях, предусмотренных в статьях 11 и 12.

При этом, статья 11 оговаривает право прохода линейных кораблей, статья 12 - правило прохода подводных лодок. Приложение II пункт B конвенции дает определение классам линкоров, легких боевых кораблей, малых боевых и вспомогательных судов, подводных лодок и, отдельно, авианосцев:

Авианосцами являются надводные военные корабли, которые, каково ни будь их водоизмещение, предназначены или устроены преимущественно для перевозки и ввода в действие на море воздушных судов. Если военный корабль не был предназначен или устроен преимущественно для перевозки и ввода в действие на море воздушных судов, то устройство на этом корабле палубы для спуска или взлета не будет иметь последствием включение его (корабля) в класс авианосцев.

Таким образом, формально авианосцы не имеют права прохода проливами, так как статья 10 оговаривает условия прохода только для легких надводных, небольших и вспомогательных кораблей, и особо оговаривает, что кроме них право прохода имеют лишь линкоры (статья 11) и подводные лодки (статья 12). Авианосцы оказываются де-факто исключенными из числа кораблей, имеющих право на проход проливов. Исключением является ситуация, при которой Турция является воюющей стороной либо считает себя находящейся под прямой военной угрозой - в этом случае, согласно статьям 20 и 21, Турция имеет право регулировать проход кораблей по своему усмотрению.

Несмотря на формальное отсутствие правил для прохода авианосцами проливов, СССР не испытывал значимых сложностей с выведением через проливы своих авианесущих крейсеров, строившихся в Николаеве. Периодически высказываются предположения, что наличие на советских авианесущих кораблях мощного ударного вооружения было связано именно с стремлением избежать формальной классификации этих кораблей как авианосцев - то есть предназначенных или устроенных преимущественно для перевозки и ввода в действие на море воздушных судов .

Значимые случаи в контексте конвенции с США

Однако, следует отметить, что согласно статье 21:

В случае, если Турция считала бы себя находящейся под угрозой непосредственной военной опасности, она будет иметь право применять постановления статьи 20 настоящей Конвенции. Если Турецкое правительство использует возможности, предоставляемые ей изложенным выше абзацем первым, она уведомит об этом Высокие Договаривающиеся Стороны, а также Генерального Секретаря Лиги Наций. Если Совет Лиги Наций большинством в две трети голосов решит, что меры, принятые таким образом Турцией, не обоснованы и если таково будет равным образом мнение большинства Высоких Договаривающихся Сторон, подписавших настоящую Конвенцию, то Турецкое правительство обязуется отменить данные меры, а также те, которые были бы приняты в силу статьи 6 настоящей Конвенции.

Ввиду расформирования Лиги Наций, право на применение статьи 20-ой -

Принятая на Конференции о режиме Черноморских проливов , проходившей 22 июня - 21 июля 1936 года в г. Монтрё (Швейцария). При этом Турция обязалась соблюдать принципы международного морского права .

История

Конференция о режиме Черноморских проливов проходила 22 июня - 21 июля 1936 года в г. Монтрё (Швейцария) с участием СССР , Турции , Великобритании , Франции , Болгарии , Румынии , Греции , Югославии , Австралии и Японии . Конференция была созвана по предложению Турции в целях пересмотра конвенции о режиме Черноморских проливов, принятой на Лозаннской конференции 1922-23 гг. Италия отказалась от участия в конференции, так как страны-участницы поддержали международные санкции против Италии в связи с ситуацией в Эфиопии . На конференции в Монтрё Великобритания выступила с предложением уравнять права черноморских и нечерноморских держав на проход их военных кораблей через проливы. В конечном итоге конференция не была сорвана и привела к выработке согласованных решений. 20 июля страны-участницы подписали новую конвенцию о режиме проливов, на основе которой Турция получила право ремилитаризировать зону проливов.

Основные положения конвенции

Конвенция Монтрё сохраняет за торговыми судами всех стран свободу прохода через проливы как в мирное, так и в военное время. Однако режим прохода военных кораблей различен в отношении черноморских и нечерноморских государств. При условии предварительного уведомления властей Турции черноморские государства могут проводить через проливы в мирное время свои военные корабли любого класса. Для военных кораблей нечерноморских держав введены существенные ограничения по классу (проходят лишь мелкие надводные корабли) и по тоннажу. Общий тоннаж военных судов нечерноморских государств в Чёрном море не должен превышать 30 тыс. т (с возможностью повышения этого максимума до 45 тыс. т в случае увеличения военно-морских сил черноморских стран) со сроком пребывания не больше 21 суток. В случае участия Турции в войне, а также если Турция посчитает, что ей непосредственно угрожает война, ей предоставлено право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов. Конвенция состоит из 29 статей, четырех приложений и одного протокола. Статьи 2–7 рассматривают проход торговых судов. В статьях 8–22 рассматривается проход военных кораблей. Ключевой принцип свободы прохода и навигации изложен в статьях 1 и 2. Статья 1 гласит: «Высокие Договаривающиеся Стороны признают и подтверждают принцип свободы прохода и навигации по морю в проливах». Статья 2 гласит: «В мирное время торговые суда пользуются полной свободой прохода и плавания в проливах днем и ночью под любым флагом с любым видом груза».

Комиссия по международным проливам была упразднена, разрешив полное возобновление турецкого военного контроля над проливами и перераспределение Дарданелл. Турция была уполномочена закрыть проливы для всех иностранных военных кораблей в военное время или когда ей угрожала агрессия. Также было разрешено отказаться от транзита с торговых судов, принадлежащих странам, воюющим с Турцией. Конвенция ликвидировала предусмотренную Лозаннской конвенцией международную комиссию по проливам с передачей её функций правительству Турции.

  • Черноморские державы (Турция, Румыния, Болгария, СССР до 1991, Россия с 1991, Украина с 1991, Грузия с 1991)

Значение конвенции

Принятые на конференции в Монтрё решения стали для своего времени шагом вперёд на пути признания прав черноморских стран в вопросе о статусе проливов. Италия присоединилась к конвенции Монтрё в 1938 году.

Вопрос о проходе авианосцев

Одним из спорных вопросов в отношении конвенции является возможность прохода проливами авианосцев. Статья 10 оговаривает:

В мирное время легкие надводные корабли, небольшие боевые суда и вспомогательные суда, независимо от того, принадлежат ли они Державам, прибрежным к Черному морю, или нет, каков бы ни был их флаг, будут пользоваться правом свободы прохода через Проливы, без каких-либо сборов или плат, поскольку они входят туда днем и на условиях, предусмотренных в изложенных ниже статьях 13 и следующих. Военные корабли иные, чем те, которые подходят под классы, указанные в предыдущем абзаце, будут иметь право прохода лишь на особых условиях, предусмотренных в статьях 11 и 12.

При этом, статья 11 оговаривает право прохода линейных кораблей, статья 12 - правило прохода подводных лодок. Приложение II пункт B конвенции дает определение классам линкоров, легких боевых кораблей, малых боевых и вспомогательных судов, подводных лодок и, отдельно, авианосцев:

Авианосцами являются надводные военные корабли, которые, каково ни будь их водоизмещение, предназначены или устроены преимущественно для перевозки и ввода в действие на море воздушных судов. Если военный корабль не был предназначен или устроен преимущественно для перевозки и ввода в действие на море воздушных судов, то устройство на этом корабле палубы для спуска или взлета не будет иметь последствием включение его (корабля) в класс авианосцев.

Таким образом, формально авианосцы не имеют права прохода проливами, так как статья 10 оговаривает условия прохода только для легких надводных, небольших и вспомогательных кораблей, и особо оговаривает, что кроме них право прохода имеют лишь линкоры (статья 11) и подводные лодки (статья 12). Авианосцы оказываются де-факто исключенными из числа кораблей, имеющих право на проход проливов. Исключением является ситуация, при которой Турция является воюющей стороной либо считает себя находящейся под прямой военной угрозой - в этом случае, согласно статьям 20 и 21, Турция имеет право регулировать проход кораблей по своему усмотрению.

Несмотря на формальное отсутствие правил для прохода авианосцами проливов, СССР не испытывал значимых сложностей с выведением через проливы своих авианесущих крейсеров, строившихся в Николаеве. Периодически высказываются предположения, что наличие на советских авианесущих кораблях мощного ударного вооружения было связано именно с стремлением избежать формальной классификации этих кораблей как авианосцев - то есть предназначенных или устроенных преимущественно для перевозки и ввода в действие на море воздушных судов .

Значимые случаи в контексте конвенции с США

Однако, следует отметить, что согласно статье 21:

В случае, если Турция считала бы себя находящейся под угрозой непосредственной военной опасности, она будет иметь право применять постановления статьи 20 настоящей Конвенции. Если Турецкое правительство использует возможности, предоставляемые ей изложенным выше абзацем первым, она уведомит об этом Высокие Договаривающиеся Стороны, а также Генерального Секретаря Лиги Наций. Если Совет Лиги Наций большинством в две трети голосов решит, что меры, принятые таким образом Турцией, не обоснованы и если таково будет равным образом мнение большинства Высоких Договаривающихся Сторон, подписавших настоящую Конвенцию, то Турецкое правительство обязуется отменить данные меры, а также те, которые были бы приняты в силу статьи 6 настоящей Конвенции.

Ввиду расформирования Лиги Наций, право на применение статьи 20-ой -

МОНТРЁ КОНФЕРЕНЦИЯ 1936

о режиме проливов - заседала с 22. VI по 21. VII в г. Монтрё (Швейцария) в составе представителей СССР, Англии, Австралии, Франции, Турции, Болгарии, Греции, Румынии, Югославии, Японии; выработала новую конвенцию о режиме проливов, заменившую собой Лозаннскую конвенцию 1923 (см. Лозаннская конференция).

Начиная с 1933, когда захват Гитлером власти в Германии создал непосредственную военную угрозу в Европе, а усилившиеся военные приготовления Италии возбудили беспокойство в бассейне Средиземного моря, турецкая дипломатия стала зондировать возможность пересмотра Лозаннской конвенции 1923 с целью ремилитаризации проливов. В марте и затем в мае 1933 турецкие представители поднимали этот вопрос в генеральной комиссии Международной конференции 1932-35.

Представитель СССР В. С. Довгалевский (см.) признал предложение Турции "вполне правильным и полностью соответствующим интересам мира и общей безопасности", но английские делегаты сняли его с обсуждения. В апреле 1935 на заседании Совета Лиги наций министр иностранных дел Турции Арас снова указал, что статьи Лозаннской конвенции, определяющие военный статут проливов, носят дискриминационный характер и создают для Турции положение неравенства. Снова Турция была поддержана советским представителем, отметившим, что СССР "не будет чинить препятствий осуществлению пожелания", высказанного Арасом. Но представитель Англии, а за ним представители Франции Лаваль (см.) и Италии Алоизи (см.) опять уклонились от ответа. Наконец, в сентябре того же года на заседании Ассамблеи Лиги наций Арас объявил, что, "если бы произошло изменение в положении, установленном существующими договорами, Турция была бы вынуждена их обусловить изменениями в военном режиме проливов".

К тому времени, в связи с итало-эфиопской войной и заинтересованностью Англии в турецких морских базах, наметилось англо-турецкое сближение, сопровождавшееся прогрессирующим отходом турецких правящих кругов от национальной политики и от дружбы с СССР. В конце 1935 Англия вовлекла Турцию в т. н. средиземноморское джентльменское соглашение, обеспечив себе не только её содействие в случае столкновения с Италией, но и общее влияние на турецкую внешнюю политику. В обмен Англия сняла возражения против ремилитаризации проливов.

Весной 1936 Турция официально предложила всем державам -участницам Лозаннской конференции 1922-23 открыть переговоры, чтобы, как говорилось в ноте турецкого правительства от 11. IV 1936, "достигнуть в краткий срок заключения соглашений, предназначенных урегулировать режим проливов в условиях безопасности, необходимых для неприкосновенности турецкой территории, и в наиболее либеральном духе в смысле постоянного развития торгового мореплавания между Средиземным и Чёрным морями". Нотой от 16. IV Советский Союз, а затем и прочие заинтересованные державы (некоторые безоговорочно, другие с оговорками) изъявили согласие на предложение Турции. На этой основе и была созвана М. к. Только Италия не прислала своих представителей в Монтрё. Она мотивировала свой отказ тем, что участники М. к. проводят экономические санкции против Италии. Когда же санкции были отменены (15. VII 1936), Италия выдвинула другой предлог - наличие средиземноморского соглашения. Истинные же мотивы Италии заключались в том, что она поддерживала гитлеровские методы одностороннего разрыва международных договоров.

Сразу же после открытия М. к. Англия выдвинула требования, направленные против интересов черноморских стран: неограниченный допуск любых военных кораблей в Чёрное море и "равенство" всех держав в отношении прохода их военных судов через проливы. Позиция английской делегации была весьма шаткой. "Международный характер" Чёрного моря никогда не пользовался всеобщим признанием. Даже Лозаннская конвенция, продиктованная самой же Англией и направленная против интересов черноморских стран, ограничивала, хотя и неудовлетворительным образом, допуск иностранных военных кораблей в Чёрное море. Аргументы английской делегации по этому поводу на М. к. были совершенно неубедительны и несерьёзны: необходимость посылать военный флот с целью полицейского розыска британских рыболовов, в случае если они самовольно покинут английские воды и отправятся для рыбной ловли в Чёрное море, или просто желание Англии "показать свой флаг" в Чёрном море. Английская делегация не смогла сколько-нибудь разумно обосновать и второе своё предложение - о "равенстве" черноморских и нечерноморских стран. Все её рассуждения по этому вопросу сводились к общим фразам о "принципе взаимности".

Тем не менее турецкая делегация поддержала английские предложения. Турецкая делегация стремилась создать всевозможные препятствия не только для прохода советских военных кораблей через проливы, но и для развития советского военного флота в Чёрном море. Арас и Менеменджиоглу неоднократно подстрекали английскую делегацию к сопротивлению требованиям Советского Союза и даже отказались от собственного проекта конвенции в пользу английского проекта, содержавшего абсолютно неприемлемые для СССР предложения.

Советская делегация проявила твёрдость. Требования СССР были скромными. Советское правительство стремилось спасти М. к. от краха, который дал бы Гитлеру лишний козырь в его агрессивной политике, основанной в то время на односторонних нарушениях международных договоров. Поэтому Советское правительство не настаивало на полном запрещении входа военных кораблей в Чёрное море, соглашалось на ряд других уступок, но при обязательном условии, что будут обеспечены хотя бы элементарные права и интересы черноморских стран: ограничение входа иностранных военных кораблей в Чёрное море по классу, тоннажу и срокам пребывания, а также предоставление черноморским державам возможности проводить через проливы любые свои военные корабли. От этих минимальных требований советская делегация категорически отказалась отступить.

Британское правительство, опасаясь провала М. к., предпочло снять свои основные возражения. В свою очередь турецкая делегация получила из Анкары соответствующие инструкции. После этого работа М. к. пошла быстрыми темпами, и 20. VII 1938 была подписана "Конвенция о режиме проливов".

Важнейшие положения конвенции, состоящей из 29 статей, 4 приложений и 1 протокола, сводятся к следующему.

Признаётся, что режим проливов устанавливается с целью обеспечения свободы судоходства "в рамках безопасности Турции и безопасности в Чёрном море прибрежных держав" (преамбула). За торговыми судами всех стран сохраняется свобода прохода через проливы как в мирное, так и в военное время с соблюдением правил, установленных конвенцией (ст. 2, 3, 4, 5, 6, 7 и приложение I). Военные корабли нечерноморских стран ограничены в мирное время при проходе через проливы классом (лёгкие надводные корабли, малые боевые суда и вспомогательные суда) и общим тоннажем в момент прохода (15 тыс. т ), a в отношении входа в Чёрное море, кроме того,- общим тоннажем одновременного пребывания в Чёрном море (30 тыс. m для всех нечерноморских держав, вместе взятых, с соответственным повышением этого лимита, но не свыше 45 тыс. т, в случае увеличения тоннажа самого сильного черноморского флота на 10 тыс. или больше тонн) и трёхнедельным сроком пребывания в Чёрном море (ст. 14 и 18 и приложения II и IV). Черноморские державы могут проводить через проливы также свои линейные корабли, хотя бы их водоизмещение превышало 15 тыс. m, a равно свои подводные лодки при соблюдении определённых конвенцией условий (ст. 11 и 12). Устанавливаются порядок и сроки предупреждения турецкого правительства о всяком предстоящем проходе военных судов через проливы (ст. 13). В военное время, если Турция сама не воюет, проход кораблей подчиняется тем же правилам, но воспрещается проход военных кораблей какой бы то ни было воюющей державы (ст. 19). (К этому и к некоторым другим постановлениям конвенции были сделаны оговорки об обязательствах по отношению к Лиге наций; крушение Лиги наций лишило эти оговорки всякого значения.) Если же Турция является воюющей стороной, проход военных кораблей через проливы передаётся целиком на усмотрение турецкого правительства (ст. 20), которое вправе ввести это положение в действие также и в том случае, если решит, что Турция находится под непосредственной угрозой войны (ст. 22). Комиссия по проливам, учреждённая Лозаннской, конвенцией, упраздняется; её функции возлагаются на турецкое правительство (ст. 24). Турция получает право немедленно ремилитаризовать зону проливов (протокол, ст. 1). Конвенция заключается на срок в 20 лет с автоматическим продлением при отсутствии денонсации за два года до истечения этого срока (ст. 28). Она вступает в силу после ратификации 6 участниками, включая Турцию (ст. 26), но турецкое правительство уполномочено временно ввести её в действие уже с 15. VIII 1936 (протокол, ст. 2). Отдельные статьи конвенции, в частности лимиты тоннажа, могут пересматриваться каждое пятилетие с соблюдением процедуры, установленной в конвенции (ст. 29). Конвенция по её вступлении в силу будет открыта для присоединения держав - участниц Лозаннского мирного договора 1923 (т. е. для Италии) (ст. 27).

Подписанная в Mонтрё конвенция вступила в силу 9. XI 1936. Италия присоединилась к ней в 1938.

Для своего времени эта конвенция была известным шагом вперёд на пути признания прав черноморских стран в вопросе о проливах. Однако дальнейшие изменения турецкой внешней политики в сторону сближения Турции с агрессивными державами обнаружили серьёзную опасность для интересов черноморских стран, и прежде всего для СССР, вытекающую из предоставления Турции возможности бесконтрольно применять конвенцию и толковать её по своему единоличному усмотрению. Вторая мировая война показала, что М. к. не обеспечивает и не в состоянии обеспечить такой режим проливов, который действительно оградил бы безопасность Чёрного моря. Ввиду этого Советское правительство в 1946 предложило турецкому правительству договориться о пересмотре конвенции (см. Проливы).


Дипломатический словарь. - М.: Государственное издательство политической литературы . А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский . 1948 .

Смотреть что такое "МОНТРЁ КОНФЕРЕНЦИЯ 1936" в других словарях:

    - (22 июня 21 июля), о режиме черноморских проливов; проходила в г. Монтрё с участием СССР, Турции, Великобритании, Франции и др. Подписана конвенция о режиме проливов, заменившая конвенцию, принятую на Лозаннской конференции 1922 23. Признано… … Энциклопедический словарь

    Конференция о режиме черноморских проливов; происходила 22 июня 21 июля 1936 в г. Монтрё (Montreux, Швейцария) с участием СССР, Турции, Великобритании (вместе с доминионами, в т. ч. Австралией), Франции, Болгарии, Румынии, Греции, Югославии и… … Советская историческая энциклопедия

    Конференция о режиме Черноморских проливов; проходила 22 июня 21 июля в г. Монтрё (Швейцария) с участием СССР, Турции, Великобритании, Франции, Болгарии, Румынии, Греции, Югославии, Австралии и Японии. Была созвана по предложению Турции… …

    МОНТРЁ КОНФЕРЕНЦИЯ, 22.6 21.7. 1936, о режиме Черноморских проливов; проходила в Монтрё (Швейцария) с участием СССР, Турции, Великобритании, Франции и других государств. Подписана конвенция о режиме проливов: черноморским государствам в мирное… … Русская история

    Об отмене капитуляций в Египте происходила с 12. IV по 18. V с участием Египта и держав, пользующихся капитуляционными привилегиями в Египте: США, Англии, Франции, Италии, Бельгии, Голландии, Испании, Португалии, Норвегии, Дании, Швеции и Греции … Дипломатический словарь

    1936.07.20 - Конвенция, подписанная в Монтрё, отдает под юрисдикцию Турции проливы Дарданеллы и Босфор. См. Монтрё конференция … Хронология всемирной истории: словарь

    - (Montreux), город на З. Швейцарии, на сев. вост. берегу Женевского оз. 21 тыс. жителей (1998). Шоколадная, часовая, ювелирная пром сть, виноделие. Близ М. – Шильонский замок (ныне музей). В 1816 г. замок посетил Дж. Байрон, создавший после этого… … Географическая энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Монтрё (значения). Город Монтрё фр. Montreux … Википедия

    Годы 1932 · 1933 · 1934 · 1935 1936 1937 · 1938 · 1939 · 1940 Десятилетия 1910 е · 1920 е 1930 е 1940 е · … Википедия

    - (Montreux) город в Швейцарии, в кантоне Во, на берегу Женевского озера. 20,4 тыс. жителей (1970). Центр туризма. Большая часть населения занята в сфере обслуживания. Близ М. Шильонский замок, ныне музей. В 1936 в М. проходила конференция… … Большая советская энциклопедия

Грузия предложила НАТО основать базу береговой охраны в Поти. О таких деталях сотрудничества Тбилиси с Североатлантическом альянсом, как пишет «Взгляд», 28 марта журналистам рассказал начальник Генштаба ВС Грузии бригадный генерал Владимир Чачибая .

Одна из возможностей оперативного усиления НАТО на Черном море - частые визиты военных кораблей Североатлантического альянса, но здесь есть сдерживающий фактор - конвенция Монтре. Еще один выход - это если НАТО поможет Грузии и Украине усилить военные флотилии, что связано с большими финансами. Или, к примеру, в береговой зоне Грузии основать базу береговой охраны, вблизи Поти - порта, имеющего стратегическое значение", - уточнил Чачибая.

Как отмечает издание, в середине февраля в НАТО министром обороны Грузии Леваном Изория были представлены «конкретные предложения формы участия Грузии в практических мероприятиях обеспечения безопасности на Черном море», их детали не раскрывались. Известно, что министр обсудил эти планы в Брюсселе во время переговоров с румынским коллегой Габриэлем Беньямином Лешем : якобы именно Румыния - страна-член НАТО, будет курировать вопрос включения Грузии, которая не входит в военный в блок, в данную сферу безопасности Черного моря.

Напомним, что в соответствии с конвенцией Монтре, действующей с 1936 года, нечерноморским странам разрешается проводить через проливы в Черное море только легкие надводные корабли и вспомогательные суда водоизмещением каждого не более 10000 тонн. Они не вправе вводить в Черное море авианосцы и подводные лодки. Общий тоннаж эскадры боевых кораблей нечерноморских стран, находящихся в Черном море, не должен превышать 45 000 тонн. Время пребывания военных кораблей нечерноморских стран тоже строго ограничено и не должно превышать 21 суток, независимо от цели прихода. Турецкие власти должны быть извещены по дипломатическим каналам о проходе военных кораблей через черноморские проливы, для нечерноморских стран - за 15 суток, для черноморских - обычно за 8 суток, но не менее, чем за трое.

С одной стороны, режим контроля за проливами давно определен и четко соблюдается, с другой - ряд экспертов считает, что у Запада есть желание найти лазейки в конвенции Монтре. Например, поговаривают, что для военных целей альянс может использовать Одесский, Ильичевский и Южный порты на Украине и порты Поти и Анаклия в Грузии. Последний отстраивают «Консорциум развития Анаклии» совместно с американской компанией Conti International и грузинским банком TBC. Впрочем, звучат аргументы, что этот проект имеет чисто экономическое значение и необходим для того, чтобы порт смог принимать сухогрузы и танкеры с большим водоизмещением.

Доцент кафедры международной безопасности факультета мировой политики МГУ имени Ломоносова Алексей Фененко считает, что Соединенные Штаты уже давно предпринимают попытки разрушить конвенцию Монтре - с 2007 года, то есть с момента, когда наметилось ухудшение американо-турецких отношений.

Это желание сильно проявилось в момент вооружённого конфликта 2008 года между Грузией, с одной стороны, и республиками Южной Осетией и Абхазией, а также Россией, с другой. Еще до конфликта была впервые сформирована в Черном море корабельная группировка НАТО в составе флагмана 6-го флота США USS Mount Whitney, эсминца USS McFaul, сторожевого корабля USCGC Dallas, а также трех фрегатов - немецкого FGS Lübeck, испанского Almirante Juan de Borbon и польского - Generał Kazimierz Pułaski. Но непосредственно во время кризиса - на период активной российской операции - Турция закрыла для американских кораблей, отправленных в Грузию с гуманитарным грузом, проход через Босфор и Дарданеллы. Такой у Москвы тогда был диалог с Анкарой. Соединенные Штаты не хотели быть зависимыми от позиции Турции, поэтому был активизирован поиск путей в обход конвенции Монтре. В начале 2009 года активно обсуждался вопрос об аренде болгарского порта Бургас. Сейчас эта тема ушла на второй план и, судя по контактам, ставка делается на Грузию.

«СП»: - И что, на ваш взгляд, даст американцам такая аренда?

Если США заключат соглашение с Грузией, Румынией, Болгарией об аренде портов, то это автоматически сделает их черноморской державой и приведет к разрушению конвенции Монтре. Тогда США смогут вводить корабли в Черное море, не запрашивая разрешение Турции. В этом плане неважно, как будет называться объект - «база береговой охраны», два причала или как-то еще, американцам главное - бумага и договор, который сделает их черноморской страной. Кстати, это еще раз показывает насколько выгодно российско-турецкое сближение: Россия с Турцией находится в одной лодке и обеим странам нужна конвенция Монтре.

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ Сергей Ермаков также говорит о том, что у Турции, стоящей на страже конвенции и проливов Босфор и Дарданеллы, нет желания разменивать ее на что-то другое.

Особенно нет такого желания после летних событий - неудавшегося госпереворота, в котором Анкара косвенно обвиняет своего союзника - Соединенные Штаты, поскольку Фетхуллах Гюлен с 1999 года проживает в Америке.

Понятно, что у Тбилиси есть большое желание каким-то образом закрепить свой статус среди своих союзников - стран-членов НАТО, учитывая, что альянс активно реализует свою новую долгосрочную стратегию в черноморском регионе в ответ, как считают натовцы, на «агрессивные действия России». В Брюсселе не скрывают желания увеличить морские возможности военного блока и создать более совершенную систему координации между военно-морскими силами черноморских стран и морской группировкой альянса. В этом плане НАТО важно опираться пусть и не на членов блока - Румынию и Болгарию, но на достаточно ангажированных союзников - Грузию и Украину.

Не стоит забывать и об изменениях в системе зарубежного военного базирования США, когда американцы скромно называют свои военные объекты в регионе пунктами передового базирования и обеспечения безопасности. Фактически Штаты делают упор на союзные НАТО страны, которые бы развивали инфраструктуру. Ее можно использовать и периодически проверять через различную «активацию» - военные учения под всевозможными легендами, в том числе по борьбе с международным терроризмом, и т. д.

Плюс, насколько я понимаю, у натовцев есть задумка реанимировать программу The Black Sea Naval Force, в которую, кстати, входила и Россия, и попытаться через такой механизм связать черноморские страны, расширить формат сотрудничества за счет дружеских заходов в их порты натовских кораблей. А затем к таким учениям-«активациям» присоединить страны блока, которые имеют развитые военно-морские силы.

«СП»: - Как в такой механизм вписываться Грузия?

На территории Грузии, а также Украины, Румынии, Болгарии, может быть отстроена инфраструктура, способная принимать и обслуживать корабли Североатлантического блока.

«СП»: - В настоящее время натовские корабли также могут зайти в порты этих стран…

Могут, но речь идет о создании интегрированных баз нового типа, которые, с одной стороны, позволяют принимать корабли, с другой - являются центрами и опорными пунктами для слежения и контроля морской обстановки. А на таких пунктах, по определению, должно присутствовать достаточное количество специалистов из вооруженных сил натовских стран. За счет этого произойдет усиление возможностей альянса в регионе, а также будет оказано политическое давление на Анкару в том смысле, чтобы дать ей ясно понять: она - не единственный союзник в Черном море.

Однако есть и другие мнения. Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин замечает, что в строгом понимании такого военного термина как «база береговой охраны» не существует.

Что под этим подразумевает грузинский военачальник - абсолютно непонятно. И я все равно не понимаю, каким образом можно обойти конвенцию Монтре, поскольку там все четко и понятно написано. Существует только один механизм «обхода» - открыто перестать выполнять режим контроля за проливами, то есть публично заявить об этом. Кстати, поэтому абсолютной фантастикой были рассказы про то, что в Севастополе должна появиться база НАТО на месте «средней школы № 5». Таких объектов ВМФ США нет ни Варне, ни в Констанце, хотя соответствующие страны уже как 13 лет состоят в Североатлантическом альянсе.

Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов также считает, что речь может идти о сугубо косметических мерах, которые не приведут к какому-либо значимому практическому результату и серьезному укреплению военного потенциала альянса в регионе.

Если бы можно было так просто заключить договор об аренде, стать черноморской державой и не выполнять режим контроля проливов, то американцы воспользовались бы этой лазейкой еще во времена холодной войны. На мой взгляд, заявление грузинского военачальника - это очередные попытки привлечь к себе внимание различными инициативами. Тбилиси и Киев делают это регулярно.

Конвенция Монтрё о статусе проливов (Convention de Montreux) регулирует судоходство в проливах Босфор и Дарданеллы и в Мраморном море. Пролив Босфор соединяет Черное море с Мраморным, а Дарданеллы - Мраморное море с Эгейским.

Конвенция была подписана в Монтрё (Швейцария) 20 июля 1936 года, вступила в силу 9 ноября того же года. Участниками конвенции являются 11 стран - СССР, Австралия, Болгария, Греция, Румыния, Великобритания, Кипр (с 1969), Турция, Югославия, Япония и Франция.

Конвенция состоит из 29 статей, 16 из которых касаются военных кораблей, шесть имеют отношение к гражданским судам.

Основная задача конвенции - пересмотр результатов Лозаннской конференции 1922-23 годов, на которой был утвержден принцип неограниченного прохода военных и торговых кораблей всех стран в Черное море и обратно как в мирное, так и в военное время.

Конвенция Монтрё закрепила суверенитет Турции над проливами. Предусмотренная в Лозанне международная комиссия по проливам была ликвидирована, функции по наблюдению и контролю за проходами судов через проливы перешли к Турции.

Согласно конвенции, за торговыми судами всех стран сохранена свобода прохода через проливы как в мирное, так и в военное время. Конвенцией признается особое положение черноморских государств. В мирное время при условии уведомления ими Турции за восемь суток военные корабли любого класса, в том числе подводные лодки, имеют право проходить через проливы.

Для военных кораблей нечерноморских держав введены ограничения по классу и по тоннажу. Общий тоннаж одновременно находящихся в Черном море военных судов нечерноморских государств (не более девяти судов) не должен превышать 30 тыс. тонн (или 45 тыс. в случае увеличения военно-морских сил черноморских стран). Срок пребывания этих кораблей в море - не более 21 дня. Тоннаж судов одной нечерноморской страны не должен превышать 2/3 общего тоннажа находящихся в Черном море судов этих стран. Эти страны должны за 15 суток уведомить Турцию по дипломатическим каналам о проходе военных кораблей.

Если одна или несколько нечерноморских стран направят в проливы суда с гуманитарными целями, то их общий тоннаж не должен превышать 8 тыс. тонн.

В статье 15 конвенции говорится, что "военные корабли, проходящие проливы транзитом, не могут ни в каком случае использовать воздушные суда, которые могли бы на них находиться".

В случае участия Турции в войне, а также угрозы войны, она может запретить проход через проливы любых военных судов. Во время войны, в которой Турция не принимает участия, она имеет право запретить транзит судов воюющей страны.