Главная · Крым · Литейный мост. История и мистические легенды. Литейный мост (мост Императора Александра II) Литейный мост ночью

Литейный мост. История и мистические легенды. Литейный мост (мост Императора Александра II) Литейный мост ночью

У Литейного моста
Я поймал в Неве кита,
Спрятал за окошко,
Съела его кошка...

И.И. Демьянов

Л итейный мост - самый мистический мост Санкт-Петербурга.
На старинных картах видно, что еще до основания города в районе существующего моста существовала переправа на пути из России в Швецию: на одном берегу заканчивалась Новгородская дорога, на другом начиналась дорога на Выборг.

В 1786 году в створе Воскресенского проспекта был построен второй в городе плашкоутный мост, получивший название «Воскресенского». Затем его перенесли к Летнему саду а прежнем месте был построен новый наплавной мост, который наводился вплоть до 1849 года.

Постоянный мост, своим появлением обязан трагедии. 4 апреля 1865 года наплавная переправа у Литейного проспекта была снесена бурным ледоходом. Для изучения причин аварии создали специальную экспертную комиссию, но необходимость создания постоянного моста стала очевидной.

Однако, дело продвигалось неспешно. Четыре года в Городской думе спорили, выбирая место будущего моста, наконец, решили, что он должен соединять Литейный проспект и Выборгскую сторону и еще через два года объявили конкурс проектов.

Конкурс выиграл проект под девизом "Вестминстер", авторы получили премию, и Дума вынесла решение приступить к строительству моста. Но… - интриги... расследования...

Особая комиссия Министерства путей сообщения заявила, что проект слишком дорогостоящий. И цели своей достигла - проект-победитель был отвергнут, а сделать новый, "экономичный" проект "попросили" инженера-полковника А.Е. Струве (слева на картинке). Струве, кстати, сам был членом Особой комиссии. Совпадение ИМХО знаковое...

Струве любезно согласился и обещал закончить строительство в четырехлетний срок. И закончил, но какой ценой.


Строительство Литейного моста. Кессон быка № 3 по установке его в грунт, 1 июля 1877, Гофферт И.К.

Спешка, как известно, в первую очередь сказывается на безопасности. 16 сентября 1876 года пять человек погибли при подводных работах, когда из-за резкого оседания опоры полужидкий грунт ворвался в кессон. Через год, 9 сентября, произошла еще одна катастрофа. При сооружении фундаментов под речные опоры произошел взрыв в кессоне: девять рабочих были убиты. Массивный потолок кессона отбросило на десятки метров. Работы по ликвидации аварии длились около года, но к сроку успели.

1 октября 1879 года состоялось торжественное открытие моста и награждение лиц, принимавших участие в строительстве. Струве был пожалован чин генерал-майора. Стоимость работ превысила сметную в два раза, и в полтора раза - стоимость работ по отвергнутому проекту "Вестминстер"... обычное для России дело... Мост был разводным, но поворотным!

Разводка крыла производилась при помощи ворота, приводимого в действие восемью рабочими. Позже его заменили водяную турбину и проход для судов открывался за 20 минут.


«Вид на Литейный мост в Петербурге», П. П. Верещагин, 1870-е гг.

Мост изначально был назван Александровским (в честь императора Александра II). Однако название Александровский не прижилось, и позже он был переименован в Литейный (именно так его со дня основания и называли петербуржцы).

Мост проходит над самым глубоким местом Невы (хотя по картам глубин, самое глокое место не здесь) - глубина реки в этих местах достигает 24 метра. Старый мост прослужил 85 лет - с 1879 по 1964 гг. Ныне у моста САМЫЙ ТЯЖЕЛЫЙ В МИРЕ разводной пролёт, массой более 3200 тонн при длине более 50 метров. При разводе он поднимается под углом 67 градусов за две минуты. Разводил этот мост и стоял под пролетом, ссылка на пост ниже.

С мостом этим связано много мистических легенд. Это место считалось заколдованным, согласно легендам, на дне реки расположен "кровавый" валун, прозванный в народе Древним Атаканом.

Историки утверждают, что в глубокой древности этому камню поклонялись и приносили человеческие жертвы племена, обитавшие когда-то в устье Невы. Пленных, захваченных во время войн, убивали и окропляли их кровью этот камень. И тогда пленники стали молиться Неве, просили, чтобы та спасла их от страшной смерти. И пот легенде, река словно услышала их молитвы: она изменила свое русло, и страшный камень, лежавший на берегу, теперь оказался на дне.

По другой версии, когда Петр I начал строить новую столицу, камень был сброшен строителями в Неву, в районе Литейного моста. Хотя зачем это надо было делать, когда каждый камень был наперечет не понятно.

Гуггл уверяет, что Атакан выглядел примерно так, но я что-то сомневаюсь...

Но какой бы ни была версия, главным было то что Атакан начал мстить людям, проплывавшим над ним: то лодка утонет с рыбаками, то по нелепой случайности какой-нибудь моряк окажется за бортом корабля и гибель людей при строительстве связывали с этим....

Сегодня точное число жертв строительства моста назвать сложно. Эта цифра колеблется от 40 до 100 человек, причем все тела погибших исчезали бесследно.

Многочисленные трагедии с человеческими жертвами заставляли мостостроителей искать объяснение происходящему. Появлялись самые фантастические версии, догадки, слухи.

Черный водоворот. Существует предание, что Литейный мост будто бы строили на месте, где в давние времена стоял "мост-оборотень". Говорили, что под этим "оборотнем" в безлунные ночи вдруг появлялся черный водоворот, который затягивал в себя людей, оказавшихся возле реки. А из водоворота потом "вылазила всяка нечисть", которая измывалась над прохожими, "поганые рожи корчила да срамные слова кричала". И, словно магнит, притягивал к себе этот водоворот всех петербургских самоубийц...

Существует легенда, что мост-оборотень видели еще до начала его с троительства. Мол один приезжий ямщик утопил бричку с барином в Неве. А на допросе в полиции заявил, что своими глазами видел в этом месте большой каменный мост через Неву и хотел по нему проехать.

Говорят, призрак моста на этом месте видел даже сам император Всероссийский. Старожилы, знавшие немало петербургских тайн, говорили, что мост этот мог в мгновение ока окутываться туманом и заводить неведомо куда-одинокого пешехода: в иные времена, иные земли, откуда нет возврата. Возможно, этот мост был входом в другое измерении?

Призраки. Необъяснимые события в районе Литейного моста продолжают происходить еще в XXI веке. Тут видели русалок, леших, разнЫю прочую нечисть. Видели даже умерших императоров, но это все до исторического материализма. А вот уже после революции, тут был замечен призрак вождя мирового пролетариата В.И. Ленина.

Однажды, гуляя неподалеку от моста, в районе Моховой улицы, пенсионер А.П. Алешин заметил впереди себя какого-то странного лысоватого человека с характерной бородкой и в кепочке. Вначале он принял его за двойника Ленина и решил с ним познакомиться и поговорить. Но тут он вдруг заметил в облике «двойника» некоторые странности. Дул очень сильный ветер, и прохожим приходилось придерживать шапки и полы пальто.

А «Ленин» явно не реагировал на погоду: ветер не сносил с его головы кепку и не раздувал полы пальто. Алешин пошел за странным человеком дальше и, когда они проходили мимо Большого дома на Литейном проспекте, ему показалось, что человек, так похожий на Ленина, взглянул на этот дом с удивлением (это неудивительно: при жизни Ильича Большой дом еще не был построен). Затем он вышел на Литейный мост и... исчез. Только тогда Алешин понял, что видел призрака...

И это не единственный случай, когда прохожие видели здесь фигуру Ленина, бесследно исчезающую на Литейном мосту.

«Гуляют» тут время от времени и другие герои-революционеры, а иногда по мосту маршируют целые роты солдат и матросов времен Гражданской войны, также внезапно растворяющиеся в ночном сумраке.

Загадочное число. Астрологи считают, что мистика заключена уже в длине моста, точнее, в ее числовом выражении - 396 метров. Если сложить эти цифры особым нумерологическим способом, то в сумме мы получим число 9. Это число соответствует планете Нептун, отвечающей за тайны, мистику, все иррациональное, интуицию. А в мифологии Нептун - это царь водной стихии.
Возможно, для того чтобы мост «прижился» здесь, само провидение позаботилось о соответствии его параметров с данной местностью, полной загадок. Подобное притягивается к подобному. Обратимся к фактам. Как известно, они вещь упрямая.
На этом мосту случалось не только сводить счеты с жизнью самоубийцам, здесь с завидным постоянством преступники лишали жизни своих жертв.
Один из последних случаев поражает своей жестокостью. Некий криминальный авторитет «заказал» киллеру своего конкурента, но тот перепутал жертву с другим человеком и, отрабатывая заказ, нанес тому множество ножевых ранений. Орудие убийства позже было обнаружено на месте преступления, а убитый, по словам очевидцев, был сброшен киллером с моста (в этом месте, кстати, глубина Невы достигает 24 метров!). Как ни старались петербургские сыщики, ни убийца, ни тело его жертвы так и не были найдены.

В 1964 году, в связи с обновлением Волго-Балтийского пути, мост был реконструирован.

Произошло увеличение ширины мостового полотна на 10 м, что требовала дорожная обстановка. Поворотный разводной пролёт был заменён раскрывающимся и перемещён на более глубоководное место


Танки проверяют прочность пролетов моста.

Перильное ограждение на постоянных пролетах полностью использовано от старого моста постройки 1879 г., выполненное по рисунку архитектора К. К. Рахау.

На разводном пролете установлено перильное ограждение из алюминия (для уменьшения веса, он и так самый тяжелый в мире).


«Литейный мост», А. М. Семенов, 1982 год.

Ныне длина моста равна 396 метров, а ширина - 34 метра. Масса всех металлических пролетных строений моста составляет 5902 тонны.

Мост после разведения. На фото стоит вертикально почти две тысячи тонн... самый большой и тяжелый В МИРЕ пролет моста, когда либо поднимаемый человечеством.

Проишествия, тайны, интриги, расследования... 16 августа 2002 года около 4 часов утра с опорой Литейного моста столкнулся сухогруз «Каунас» 1957 года постройки, следовавший из Нижнего Новгорода с грузом металлопроката. Судно затонуло, мост выдержал.

В ночь с 13 на 14 июня 2010 года на мосту состоялась художественная акция арт-группы «Война». Акция заключалась в изображении фаллоса на дорожном полотне разводной части моста таким образом, что после развода моста 65-метровый рисунок поднялся напротив «Большого дома» — здания управления ФСБ по Санкт-Петербургу.

Эти фото мне подарил Дима из Москвы dmitryl68 (который был в составе десанта) светлая ему память...

Акция «Х*й в плену у ФСБ!» прошла в ночь на 14 июня 2010 года в Санкт-Петербурге в день рождения Че Гевары. Активисты группы нарисовали гигантский фаллос на Литейном мосту. Ночью при разведении моста рисунок поднялся напротив здания ФСБ в СПб.

Литейный мост – один из первых постоянных переправ через Петербургскую Неву, который расположился над самым глубоким местом реки. Он первым в мире засиял светом электрического освещения, первым получил мистическую славу из-за необъяснимых происшествий, которые регулярно пугают и одновременно привлекают туристов и сегодня.

Краткая история строительства моста

Строительство второй постоянной переправы, которая соединила центральную часть Санкт-Петербурга с улицей академика Лебедева началось в 1875 году. Авторами сложной работы по строительству Литейного моста стали военный инженер А.Е. Струве и А.А. Вейса.

Очень трудная, изматывающая и приведшая к человеческим жертвам постройка моста длилась 4 года. Стоимость возведения значительно превысила смету и составила более 5 миллионов рублей. В итоге горожане и гости Петербурга 30 сентября 1879 года получили стальной мост длиной в 396 метров и шириной в 34 метра.

За более чем 100-летнюю историю Литейный мост один раз реконструировался. В 1967 году мост полностью обновили. Были заменены металлические конструкции, разводная часть моста сдвинулась к более глубокой части русла, но перила не были затронуты.

Загадки моста

Еще до основания постоянной переправы жители города старались обходить стороной места вблизи Литейного двора. Что в давние времена, что в последние годы с названием мота ассоциируются десятки несчастных случаев, трагедий и непонятных происшествий.

По словам историков, ранее на месте моста находился Древний Атакан – огромный камень, который омывали кровью захваченных пленных племена, обитавших в устье Невы.

Самые загадочные истории, связанные этим мистическим местом:

  • Во время лунного затмения на Литейном проспекте, совсем рядом с мостом появляется мост-двойник. Говорят, что под ним в водоворотах пропадают корабли.
  • Строительство моста понесло множество человеческих жертв: одни источники дают информацию о 40, другие – о 100 смертельных случаях. Не понятно, то ли это связано со спешкой, в которой происходило строительство, то ли с мистической историей об кровавом Атакане, который по прошествии сотен лет все так же требует жертвоприношений.
  • По статистике, наибольшее количество самоубийств происходит именно на Литейном мосту. Согласно одной из легенд, во времена правления Анны Иоанновны в стену моста заживо вмуровали ведьму, смех которой слышно после очередного самоубийства.

Большинство историй, связанных с Литейным мостом – печальные и пугающие, но это только привлекает к себе туристов и жителей города.

comments powered by HyperComments

1851. Во второй половине XIX века в Петербурге был объявлен международный конкурс на строительство нового моста через Неву. На конкурс было представлено семнадцать проектов.

Победил инженер А. Е. Струве, по проекту которого в 1875–1879 годах мост был построен в створе Литейного проспекта. Его художественное украшение выполнено по рисункам архитектора К. К. Рахау. Чугунные перила моста оформлены звеньями с изображениями русалок, удерживающих герб Петербурга. Таких звеньев 273. Учитывая, что гербы находятся по обе стороны решеток, общее их количество составляет 546. В 1851 году мост был назван Литейным, по Литейному проспекту, в створе которого он находится.

Возведение моста было окружено мистическими рассказами о некоем священном валуне, или «кровавом камне Атакане», на дне Невы, которому в стародавние времена приносили человеческие жертвы. Если верить древнейшим преданиям, этот так называемый философский камень медленно дозревает на дне Невы. Когда он окончательно дозреет, утверждает предание, на земле наступит рай.

Говорят, будто некие мистические силы не раз предупреждали строителей моста, что древние боги этих мест не простят бесцеремонного вмешательства в их владения и скоро начнут мстить. И действительно, уже при возведении опор несколько десятков рабочих погибло, а еще через год строительство моста неожиданно было прервано мощным взрывом, при котором погибло еще около сорока человек. Но когда и такое страшное предупреждение не подействовало и мост все-таки достроили, он стал одним из самых мощных в Петербурге полюсов притяжения самоубийц. Казалось, какая-то неведомая сила притягивала их со всего города, чтобы здесь, на этом мосту, они сводили счеты со своей жизнью.

1879. В 1879 году мост переименовали. Ему присвоили имя царствующего императора. Он стал мостом Императора Александра II. Иногда на картах Петербурга можно встретить менее официальный вариант этого топонима: Александровский мост. Однако ни то, ни другое название в Петербурге не прижилось. Мост продолжали называть Литейным, хотя, как нам кажется, никаких официальных документов на этот счет не было. Не подвергся мост никаким переименованиям и в советское время.

О мистических свойствах Литейного моста вспомнили еще раз в начале блокады. Казалось, мост стал единственным в городе объектом, который с удивительной регулярностью обстреливался немецкой артиллерией. Понятно, что это было связано с близостью Финляндского вокзала – единственной точкой соприкосновения блокадного Ленинграда с Большой землей. Но в осажденном городе были уверены, что это была плата за строительство моста на том самом, проклятом некогда древними богами месте. По свидетельству блокадников, Литейный мост в то время называли Чертовым.

Говорят, и сегодня наибольшее количество больших и малых аварий речных судов в Петербурге происходит при их проходе именно под Литейным мостом. И каждая из аварий в очередной раз напоминает петербуржцам о древнем заклятье, якобы связанном с тем самым неведомым подводным валуном.

Как утверждают петербуржцы, Литейный мост чаще других закрыт для движения пешеходов и транспорта. Его то реконструируют, то ремонтируют. Может быть, так происходит со всеми городскими мостами, но именно Литейный вдруг оказался героем парадоксального объявления, рожденного в придирчивых умах петербуржцев: «Литейный мост закрыт. Пользуйтесь услугами Аэрофлота».

Судьбы петербургской топонимики в городском фольклоре.
Купить книги Н.А. Синдаловский |

Литейный мост стал вторым постоянным мостовым сооружением в Петербурге. Мост, построенный на месте нерегулярной Благовещенской переправы, соединил Литейный проспект с Выборгской стороной города. Возведение объекта стало знаковым событием для города на Неве. При строительстве были воплощены передовые для тех времен инженерно-технические идеи.

Для туристов Литейный мост – один из культовых объектов Санкт-Петербурга. Уникальная разводная конструкция делает мост едва ли не самым узнаваемым в мире. Кроме того, туристы заинтересуются архитектурными особенностями, историей и наличием большого количества достопримечательностей неподалеку.

Благовещенская переправа через Неву возникла еще до решения Петра I об основании Петербурга. Действовала переправа только в зимнее время, когда реку в этом месте сковывал лед. Пользовались переездом в основном купцы, следовавшие из Новгорода в Выборг.

В 1786 г. здесь соорудили из бревен наплавной мост, получивший название Воскресенский. Эта переправа прослужила больше полувека. В 1849 г. власти Петербурга решили разобрать Литейный двор и освободившееся место использовать в качестве продолжения Литейного проспекта. Для переезда с этой улицы на Выборгскую сторону использовался Воскресенский мост, который получил новое название – Литейный.

Весной 1865 г. на Неве прошел мощный ледоход, снесший наплавную переправу. Жизнь города была частично парализована. Это событие подтолкнуло власти Петербурга к окончательному решению проблемы – строительству постоянного моста через Неву. Обсуждения и согласования длились четыре года. Наконец, в 1869 г. Гордума Петербурга поддержала идею властей.

Специальная комиссия объявила конкурс проектов, на который российские и иностранные компании представили 17 работ. В 1872 г. был назвал победитель – британская архитектурная фирма, предложившая проект моста арочной конструкции с наличием двух разводных пролетов.

Впрочем, англичанам не суждено было приступить к реализации своей идеи. В дорожном министерстве выбранный комиссией проект назвали слишком дорогим и небезопасным. В итоге был назначен новый конкурс, победу в котором одержали инженеры А. Е. Струве и А.А. Вейс.

Струве и Вейс предложили конструкцию с шестью постоянными пролетами и поворотным крылом у левобережья Невы. С авторами проекта был заключен контракт, в соответствии с которым строительство моста предполагалось завершить за 4 года.

В 1875 г. наплывной мост был разобран. Строители приступили к сооружению опор новой переправы, и сразу стало понятно, что с этим их ждут серьезные проблемы. Глубина Невы в этом месте составляет 24 метра, а дно сильно заилено. Решение было найдено в использовании огромных фундаментов-кессонов.

К сожалению, при возведении моста не обошлось без человеческих жертв. Осенью 1876 г. один из кессонов неожиданно просел, и в него начала поступать вода. Жертвами аварии стало 5 человек. Второй несчастный случай стал еще более трагичным по количеству погибших: в 1877 г. один из кессонов взорвался и затонул, в результате погибло 29 мостостроителей.

Аварии потребовали дополнительного финансирования, но на сроках работ, в целом, сказались не сильно. В 1879 г. мост был открыт. Ему было присвоено название «Александровский» - по имени правящего тогда царя Александра II. Мостостроители были награждены и повышены в должностях.

Поворотная часть моста приводилась в движение с помощью специального ворота, который вращали восемь работников. Позднее эту устаревшую систему заменили на водонапорную турбину, открывавшую мост для прохождения кораблей уже через 20 мин.

Литейный мост отличается уникальными литыми решетками, изготовил которые знаменитый архитектор К. Рахау. На каждом пролете решетки находится выполненный из чугуна барельеф: две русалки держат в руках щит, на котором изображен герб Петербурга. Всего в ограждении 546 художественных секций. На разводном пролете моста решетка отсутствует.

Александровский мост обошелся государству в 5,1 млн. руб. – колоссальные деньги по тем временам. Изначально планируемая цена была превышена в 1,5 раза. Впервые для изготовления пролетных конструкций моста была использована сталь – ранее для этих целей применяли чугун. Кроме того, переправа стала первым мостовым сооружением Петербурга, освещенным электричеством.

Историческое наименование объекта – Литейный мост - было возвращено после революции 1917 г.

В середине 60-х гг. 20-го в. из-за изменившихся судоходных условий было принято решение о масштабной реконструкции Литейного моста. Работы были поручены ленинградским инженерам. Руководителем группы стал Л. Вильтгруде, план разработал Ю. Синица. На месте строительство контролировал инженер Ю. Кожуховский.

В ходе реконструкции поворотное крыло было заменено на постоянный пролет, а в центральной части моста было сооружено разводное звено.

Кроме того, мост стал частично пешеходным – с двух сторон были оборудованы тротуары. Со стороны Литейного проспекта к переправе подвели две современные автомобильные трассы.

Эксперты признали реконструкцию Литейного моста исключительно удачной: значительно повысилась пропускная способность сооружения, внешний облик переправы стал гармоничнее.

Многие туристы приезжают в Петербург, чтобы полюбоваться разводкой мостов. Это завораживающее, удивительное зрелище, которое невозможно наблюдать больше нигде в мире. Разводка Литейного моста начинается в конце марта, заканчивается в конце декабря. В 1.40 движение по мосту завершается, в 1.50 включается подъемная система. В 4.45 движение по мосту возобновляется.

Неподалеку от Литейного моста находятся такие достопримечательности, как Большой дом на Литейном, Новый Арсенал и Площадь Ленина.

Литейный мост - второй постоянный мост через Неву (после Благовещенского). Изначально мост носил имя Императора Александра II.


В XIX веке в этом месте на Неве был наплавной мост. Но после аварии, случившейся 4 апреля 1865 года, когда бурным ледоходом была сорвана наплавная переправа, было принято решение о строительстве постоянного моста. Строительство велось с 30 августа 1875 года по 30 сентября 1879 года.

Конструкция моста представляла собой пять пролетов, которые перекрывались арочными клепаными металлическими пролетными строениями, и шестой поворотный разводной пролёт.

Разводной пролёт был перекрыт поворотной решетчатой металлической фермой. При разводке она вращалась на вертикальной оси, расположенной на первой широкой и массивной речной опоре, располагавшейся у левого берега. Несимметричное поворотное пролетное строение состояло из 8 ферм раскосной системы, скрепленных между собой поперечными балками и диагональными связями; оно уравновешивалось над устоем системой противовесов. Разводка моста происходила вручную - четыре, а затем восемь рабочих вращали ручной ворот. Со временем ворот был заменен водяной турбиной мощностью 36 л.с., питавшейся от городского водопровода.

Литейный мост был первым в мире мостом постоянного типа, освещенным электричеством. Вскоре после открытия, на нём были установлены электрические фонари со «свечами» П. Н. Яблочкова.

В 1964 году, в связи с обновлением Волго-Балтийского пути, возникла потребность в модернизации моста. Проект реконструкции Литейного моста был разработан в институте Ленгипротрансмост коллективом инженеров под руководством Л. А. Вильдгрубе и архитектора Ю. И. Синицы. В 1966-1967 годах была проведена реконструкция моста.

В 1967 году мост был открыт для движения. Поворотный разводной пролёт был заменён раскрывающимся и перемещён на более глубоководное место. Перила моста были сохранены, для разводного пролёта были отлиты копии перил из лёгкого сплава. Установлены новые фонари, гармонично сочетающиеся с оградой переправы. Под мостом вдоль набережной были проложены пешеходные дорожки и обустроены гранитные спуски к Неве. Именно в таком виде мост можно увидеть в наши дни.


1. Днем, в сведенном состоянии, мост не привлекает особого внимания горожан и туристов. Если не учитывать активное дорожное движение и регулярные пробки.

2. Но летними ночами, когда зажигаются фонари и подсветка моста, на набережной собираются люди, ждут разводку, попивая различные напитки; кто-то рыбачит, а кто-то просто наблюдает за течением Невы.

3. Из шести мостовых опор ближайшая к Литейному проспекту является самой объемной.

4. В этой опоре находится пульт управления, машинное отделение, противовесная и другие технические помещения.

5. Выглядит как неприступный форт.

6. Входом во внутренние помещения является этот горизонтальный люк.

7.

8. Создается впечатление, что ты на подводной лодке.

9. Помещение, откуда ведется наблюдение за мостом и управление разводным пролетом. На кадре - главный механик - Захаров Александр Вячеславович. Работают здесь по два человека в смену, два через два. Сверху - еще 6 человек - охрана.

10. Естественно, все компьютеризировано.

11. Пульт управления. Сверху - видео с камер наблюдение.

12.

13.

14. Спускаемся вниз и осматриваем гидравлические столбы. Всего их восемь: четыре толкают пролет вверх, а другие четыре - тянут вниз. Так как эти усилия приложены к разным точкам пролета, мост принимает положение, приближенное к вертикальному.

15. А это помещение неофициально называется "противовесная". Сюда помещается противовес, когда мостовой пролет устремляется в небо.

16. В помещение стоит характерный шум - над нами проезжают автомобили. Нижняя часть помещения находится ниже уровня воды.

17. Машинное отделение.

18. Тот самый момент - после нажатия этой кнопки мостовой пролет начнет движение.

19. Выходим на маленький балкончик, откуда будем наблюдать за разведением. На набережной не очень людно: наибольшее внимание привлекают мосты с двумя разводными пролетами.

20. Мост еще практически сведен, но движение уже началось.

21. Хотя со стороны Литейного проспекта может показаться, что мостовой пролет поднимается до полностью вертикального состояния, это не так. Угол наклона составляет 67 градусов.

22. Как только начинается разведение моста, на Неве начинается очень активное движение. Масса туристических катеров проплывает под неразводными пролетами, под громкую музыку и веселые крики веселящейся публики. Некоторые катера проплывают даже под двигающимся пролетом, что является довольно серьезным нарушением правил судоходства.

23. Вот так выглядит часть моста, примыкающая к Выборгской стороне. Довольно необычный вид.

24. Поднятый пролет "простоит" в таком положение несколько часов. Разводной пролет Литейного моста - САМЫЙ ТЯЖЕЛЫЙ В МИРЕ - 3200 тонн!

25.

26. Одна из двух опор, на которые разводной пролет опирается в опущенном состоянии.

27. А вот и один из виновников торжества - крупное грузовое судно.

28. Опять спускаемся в "противовесную". Можно увидеть не только сам противовес, но даже часть моста, покрытую асфальтом с дорожной разметкой.

29.

30. К вопросу о том, что происходит с проводами электропередачи. Они просто свисают.

31. Именно эти перила, на разводной части, отлиты из алюминия, хотя внешне практически не отличимы от остальных - чугунных.

32.

33. Были случаи, когда автомобилисты не заметив того, что мост разведен, сбивая ограждения и проезжая дальше, врезались в поднятый пролет. Естественно, такие случаи происходили не из-за чрезмерной трезвости водителей.

34. Все, наверное, помнят и про нашумевшую акцию Арт-группы "Война", когда группа активистов нарисовала на мосту фаллос.

35. Эта интереснейшая экскурсия на Литейный мост была организована