Главная · Оаэ · Подводная лодка щ 402. Великая отечественная - под водой. подводная лодка X серии

Подводная лодка щ 402. Великая отечественная - под водой. подводная лодка X серии

Щ-402

Щ-402 (ст. лейтенант Н.Г.Столбов) встре­тила начало войны на слипе мурманского за­вода наркомата рыбной промышленности. 10 июля лодка направилась к мысу Нордкин, и уже спустя четверо суток ее командир сооб­щил, что боевой счет бригады подводных ло­док СФ открыт- «402-я» потопила на рейде Хоннингсвога крупный транспорт. Хотя в по­следующие дни Столбов упустил нескольких потенциальных объектов для атаки, по воз­вращении в Полярное 24 июля его встречали как триумфатора. Лишь после войны из доку­ментов противника выяснилось, что взорва­лась только одна из двух выпущенных лод­кой торпед, да и то при ударе о скалу, в то время как цель - германский пароход «Ханау» - осталась невредима. По всей вероят­ности, причиной промаха стало нарушение ре­жима хода торпед, выпущенных с дистанции 14-15 кбт. Тем не менее, Щ-402 сразу оказа­лась у командования на хорошем счету, что впоследствии не раз помогло Столбову в сложных ситуациях.

Так, например, во втором походе (7 - 16.8.1941) в Варангер-фьорд командиру дваж­ды не удавалось выйти в атаку на герман­ские эсминцы, причем в первом случае (утром 10 августа, спустя несколько часов после по­топления в устье Кольского залива нашего сторожевого корабля «Туман») немцы сами едва не расстреляли находившуюся в надвод­ном положении «щуку». 15-го Столбов обна­ружил, что через захлопку газоотвода дизеля внутрь лодки попадает вода и без разреше­ния решил вернуться в базу. В довершение ко всему при возвращении штурман допустил ошибку в счислении в 29 миль, в результате чего лодка чуть было не попала под обстрел собственных дозоров и береговых батарей. Данный случай даже попал в директиву на­чальника Политуправления ВМФ И.В.Рогова, но все обошлось без последствий. В период с 24.8 по 10.9.1941 субмарина действовала у Нордкапа, где совершила три безрезультат­ных торпедных атаки. 7-8 сентября «щука» попала в сильный шторм. Из-за выплескива­ния электролита аккумуляторную батарею замкнуло на корпус. И в этот раз Столбов вер­нулся в базу досрочно, хотя на других лодках в таких ситуациях ограничивались тщатель­ной промывкой и щелочением ям. Командиру снова попеняли, но оргвыводов не сделали. 3 - 28.10.1941 Щ-402 оперировала в Лоппском море - так в обиходе наши подводники именовали обширный залив между острова­ми Сере, Лоппа и Фуглё на западном участке немецкой прибрежной коммуникации. После нескольких попыток Столбову удалось выйти в торпедную атаку, и, стреляя в упор новым «английским» (то есть залповым, с времен­ным интервалом) методом, разнести в щепки норвежский каботажный пароход «Вестераален» (682 брт). К сожалению, военного груза на судне не было, а все 60 погибших (экипаж и пассажиры) являлись людьми сугубо граж­данскими. Четвертый поход - в район Конгс-фьорда (13.11 -6.12.1941) - оказался безре­зультатным. Конвой противника удалось обна­ружить лишь однажды, да и то на очень боль­шой дистанции. После ремонта Щ-402 вновь вышла в море (21.2 - 14.3.1942). 27 февраля лодка дважды скрытно атаковала конвои, при­чем во втором случае ей удалось уничтожить немецкий сторожевой корабль «Вандал» (по­гибли 24 члена экипажа). Вечером 3 марта «щука» напала на два тральщика, которые на деле оказались охотниками за подлодками. В результате часового преследования на Щ-402 обрушились 42 глубинные бомбы, жестоко по­трепавшие легкий корпус. Спустя трое суток субмарина получила задачу перейти на пози­цию прикрытия союзного каравана, но, когда вечером 10 марта она прибыла в заданный район, выяснилось, что соляра на корабле почти не осталось - он вытек в море через лопнувшие швы топливно-балластных цис­терн. После передачи 13 марта топлива и мас­ла с К-21 Щ-402 прибыла в базу, а 3 апреля пришло известие, что лодка награждена ор­деном Красного Знамени.

После ремонта и смены аккумуляторной батареи Щ-402 ушла на позицию севернее о.Кильдин для охоты на вражеские субмари­ны (4 - 7.5.1942). Уже на второй день похо­да при всплытии для осмотра горизонта лод­ка столкнулась с крупной дрейфующей льди­ной, отчего пострадали зенитный перископ и антенны. Не выполнив задачи, корабль вер­нулся в базу. Последовавшие затем два вы­хода на коммуникации (29.5-15.6.1942 в район Варде и 21 -26.7.1942 в Варангер-фьорд) также оказались безуспешными. Стол­бов трижды (2.6, 22.7 и 25.7) выходил в ата­ки, но из-за большой дистанции ни разу не попал в цель (впрочем, в годы войны все эти атаки считались удачными).

11 августа подлодка вышла в десятый бое­вой поход и через двое суток прибыла на позицию. В ночь на 14-е, когда она осуществ­ляла зарядку батарей, вахтенный централь­ного поста старшина 2-й статьи Алексеев при­нял из 5-го отсека сообщение, что там ощущается сильный запах кислоты. Зная, что во­дорода в ямах 2 и 3-го отсека скопилось не­много, Алексеев, с разрешения вахтенного ко­мандира лейтенанта Захарова, в нарушение всех инструкций, переключил вдувной венти­лятор с аккумуляторных ям на вентиляцию 5-го отсека. Алексеев не учел, что при окон­чании зарядки водород выделяется особен­но интенсивно, и когда спустя 28 минут он по­пробовал вновь переключиться на вентиля­цию ям, случайная искра вызвала объемный взрыв. Мощная взрывная волна выгнула пе­реборки, повредила магистрали различных систем и сдвинула с мест многие приборы и механизмы. Дверь между центральным пос­том и 3-м отсеком заклинило. В район ава­рии попытались попасть через 1-й отсек. Его верхний люк удалось отдраить, но от притока свежего воздуха возобновился пожар. Стало ясно, что все 19 членов экипажа, находившие­ся в двух отсеках, погибли. В их числе ока­зались Столбов, военком Н.А.Долгополов, по­мощник К.Н.Сорокин и штурман А.Я.Семенов. Командование лодкой принял на себя меха­ник капитан-лейтенант А.Д.Большаков, кото­рый сумел запустить дизели и, ориентируясь по магнитному компасу, привести лодку в базу. Комиссия, расследовавшая причины аварии, пришла к выводу, что происшествие на Щ-402 стало результатом грубого нарушения правил эксплуатации, технической безграмотности и халатного выполнения экипажем своих слу­жебных обязанностей.

Новым командиром «щуки» стал капитан-лейтенант А.М.Каутский, бывший ранее по­мощником на Щ-421 (в этой должности уча­ствовал лишь в последнем походе лодки). Бо­евое крещение обновленного экипажа состоя­лось в январе (17.1 - 3.2.1943), причем поход обеспечивал комдив Колышкин. Лодке дваж­ды удавалось выйти в атаку в надводном по­ложении, но в условиях шторма и полярной ночи торпеды прошли мимо. Обе атаки немцы зафиксировали, но их попытки нанести ответ­ный удар также не увенчались успехом. Вес­ной (10 - 26.3.1943 и 7- 23.5.1943) субма­рина дважды патрулировала в районе Варде. Противник несколько раз атаковал «щуку», трижды лодка касалась минрепов. В атаку Ка­утскому удалось выйти лишь раз - 20 марта.

Через 1,5 минуты после выпуска трех торпед с дистанции 8-10 кбт гидроакустик услы­шал два взрыва, которыми, как стало извест­но из данных агентурной разведки, были по­топлены два транспорта с мукой и строймате­риалами. Хотя иностранные исследователи до сих пор не комментируют результаты этой ата­ки, возможность потопления двух судов при стрельбе по одному вызывает большие сомне­ния. Тем не менее, 25 июля Щ-402 была удос­тоена звания гвардейской, став, таким обра­зом, единственной «щукой» - обладательни­цей двух высших боевых наград. Следующий (2.9 - 5.10.1943) поход субмарины в Карское море в район восточнее м.Желания не принес встреч с противником. После прибытия в По­лярное лодка стала в средний ремонт, по оцен­кам специалистов, «ее материальная часть пришла в исключительную ветхость». Усилия­ми рабочих и личного состава к лету следую­щего года Щ-402 удалось ввести в строй. К тому времени командование БПЛ и СФ пере­шло к использованию подводных лодок по ме­тоду «нависающей завесы», суть которого за­ключалась в развертывании субмарин морис­тее линии минных заграждений и наведении их на конвои по данным воздушной разведки. Очевидно, что Щ-402 - единственная боеспо­собная «щука»-для этого мало подходила: ее 11,5-узловой «парадный» ход на практике был еще меньше из-за изношенности дизелей и снятия волнорезных щитков торпедных ап­паратов. Участие лодки в операции «РВ-5» (поход 10 - 26.7.1944) свелось к семи безус­пешным попыткам выйти на перехват конво­ев, скорость которых каждый раз оказывалась выше. Несмотря на это, вечером 17 сентября 402-я вышла в свой последний - 16-й - бо­евой поход. Утром 21 сентября торпедоносец «Бостон» 36-го минно-торпедного полка ВВС СФ вылетел на «свободную охоту» в район за­паднее острова Магерё. Не дойдя до района поиска, под берегом у мыса Слетнес стрелок-радист обнаружил рубку подводной лодки. Ко­мандир экипажа капитан Протас, не раздумы­вая, описал широкий боевой разворот и сбро­сил торпеду, которая мгновенно поразила цель. При проявке заряженной в фотокинопулемет пленки специалисты штаба ВВС и БПЛ в один голос заявили, что на снимках, сделанных за секунды до попадания, запечатлена «щука». В последовавшем разбирательстве выясни­лось, что в штабе авиаполка был грубо нару­шен порядок постановки боевой задачи, в ре­зультате чего летчик не был уведомлен о зап­рещении атак любых подводных лодок в райо­не между Варде и м.Нордкин. Но тут возника­ет вопрос: с какой целью лодка находилась в позиционном положении на расстоянии всего пары миль от побережья противника в свет­лое время суток в условиях хорошей видимо­сти? Поскольку Каутский не выходил на связь с сообщением о боевых повреждениях или аварии, остается предположить, что причиной этого стала грубая навигационная ошибка либо... «Бостон» атаковал все-таки немецкую подводную лодку, а Щ-402 погибла в другое время совсем по иной причине. Не так давно при поисках потопленного в районе Гамвика немецкого транспорта «Куритиба» частная норвежская компания обнаружила на дне ос­тов субмарины. Поскольку где-то в этом райо­не погибли также Щ-401, К-2 и С-55, оконча­тельная идентификация находки возможна лишь после глубоководного водолазного об­следования.

Морская гвардия отечества Чернышев Александр Алексеевич

Гвардейская краснознаменная подводная лодка «Щ–402» X серии

Гвардейская краснознаменная подводная лодка «Щ–402» X серии

Заложена 4 декабря 1934 г. в Ленинграде на Заводе № 189 (Балтийский завод) под обозначением «Щ–314», 28 июня 1935 г. спущена на воду. 29 сентября 1936 г. вошла в состав КБФ.

Водоизмещение надводное 590 т, подводное - 707,8 т; длина 58,7, ширина 6,2 м, осадка 4,3 м; мощность дизелей 1600 л.с., электромоторов - 800 л.с.; скорость хода максимальная надводная 13,6 уз., подводная - 8,7 уз.; дальность плавания надводная 6500 миль, подводная 108 миль; предельная глубина погружения 90 м; автономность 40 суток. Вооружение: шесть (4 носовых и 2 кормовых) 533–мм торпедных аппаратов, два 45–мм орудия и два 7,62–мм пулемета. Экипаж 40 человек.

16 мая 1937 г. лодке было присвоено новое обозначение - «Щ–402», а 28 мая она начала переход на север по Беломорско–Балтийскому каналу. 30 июня 1937 г. лодка вошла в состав СФ.

22 июня 1941 г. «Щ–402» встретила под командованием старшего лейтенанта (впоследствии капитан–лейтенанта, капитана 3–го ранга) Н.Г. Столбова в составе 3–го дивизиона бригады подводных лодок в Мурманске на слипе завода.

Выйдя в первый поход, лодка 11 июля заняла позицию в районе Порсангер–фьорда, но, не обнаружив противника, 14 июля проникла на рейд порта Хоннингсвог и атаковала стоявший там на якоре транспорт. Торпеда прошла мимо судна и взорвалась на берегу.

Во втором походе 7–16 августа 1941 г. командиру дважды не удавалось выйти в атаку. 16 августа лодка досрочно возвратилась в базу, так как, по мнению командира, она не могла находиться на позиции из?за пропуска воды через заклепку газоотвода дизеля. При этом при подходе к берегу оказалось, что подлодка имеет невязку своего места в 29 миль и вместо мыса Кильдин–Восточный оказалась у мыса Шарапова, что могло привести к обстрелу ее артиллерией береговой обороны. При осмотре «Щ–402» в базе пришли к выводу, что она вполне могла находиться с такой неисправностью на позиции, это был просто повод для досрочного возвращения с моря. В приказе командующего флотом командир корабля был арестован на 10 суток с исполнением своих обязанностей.

Выйдя в море 24 августа, «Щ–402» 10 сентября вновь досрочно возвратилась в базу, на этот раз из?за расплескивания электролита.

С 3 по 28 октября 1941 г. лодка действовала в районе островов Лоппа, Серё и Фуглё. В этот раз ей удалось 17 октября потопить норвежский пароход «Вестераален» (628 брт). Четвертый поход 13 ноября - 5 декабря оказался безрезультатным.

После ремонта лодка вышла в море 21 февраля 1942 г. 27 февраля она атаковала конвой противника (5 транспортов), выходивший из Порсангер–фьорда. По не вполне достоверным данным, потоплен транспорт (8000 т). В тот же день «Щ–402» обнаружила конвой (6 транспортов, 4 тральщика, 2 сторожевика). Она атаковала самый крупный транспорт, но торпеда попала в сторожевой корабль «Вандал». 3 марта 1942 г. у входа в Порсангер–фьорд, «Щ–402», после атаки корабля ПЛО, подверглась преследованию и получила повреждения от близких разрывов глубинных бомб. 10 марта в 22.11, из?за ошибки в замерах наличия топлива в цистернах, лодка осталась без хода в 30 милях от мыса Нордкап. 11 марта в 2.10 на помощь «Щ–402» была направлена подводная лодка «Д–3», находившаяся в 40–60 милях северо–западнее от нее, а в 18.45 из Полярного полным надводным ходом вышла «К–21». Для сокращения времени перехода в район «Щ–402» ей назначили маршрут всего в 25 милях от побережья противника. В 6.47, находясь в 22 милях от побережья противника, на «Щ–402» успешно запустили дизель на масле, разбавленном керосином, и лодка ходом 4 узла начала движение в базу. 12 марта в 13.00 «К–21» прибыла в район, но «Щ–402» не обнаружила и начала ее поиск в квадрате со стороной в 40 миль. 13 марта в 5.45 на «Щ–402» кончилось масло и лодка вновь легла в дрейф. Командир, не зная, какие меры приняты для оказания помощи его кораблю, принял решение выйти на связь с береговым КП без всяких ограничений и таким образом навести на себя силы противника, чтобы в бою нанести ему максимальный ущерб. Однако, получив уточненные данные о месте «Щ–402», в 11.53 «К–21» обнаружила на дистанции 40–50 каб. силуэт подлодки, которой и оказалась «Щ–402». В 12.45 началась передача 8 т топлива и 120 л масла. Все оружие обеих лодок было приготовлено к немедленному действию, а на швартовых стояли люди с топорами для обеспечения срочного погружения. В 13.43 передача топлива завершилась, и обе лодки, проведя по очереди дифферентовку, направились в базу, куда пришли 14 марта.

Следующие три похода «Щ–402» оказались безрезультатными, хотя Н.Г. Столбов трижды выходил в атаки, но из?за большой дистанции не попадал в цели.

11 августа лодка вышла в очередной поход. 14 августа во время вентилирования аккумуляторных батарей произошел взрыв во втором и третьем отсеках. Из моряков, находившихся в носовой части подлодки, уцелел один торпедист в первом отсеке, которого сумели извлечь на верхнюю палубу через люк. Дверь из четвертого отсека в третий заклинило, во втором отсеке бушевал пожар. Всего погибло 19 человек, в том числе командир, военком, помощник командира и штурман. Экипажу удалось устранить главные повреждения и привести лодку на следующий день в Полярный.

14 августа командиром «Щ–402» был назначен капитан–лейтенант (впоследствии капитан 3–го ранга) А.М. Каутский.

17 января 1943 г. лодка вышла в очередной поход. Находясь на позиции у берегов Норвегии, она обеспечивала переход конвоя «RA–52». Ей дважды удавалось выйти в атаку в надводном положении, но в условиях шторма и полярной ночи торпеды прошли мимо цели. После атаки 2 февраля лодка в течение трех часов преследовалась вражеским противолодочным кораблем, сбросившим безрезультатно 20 глубинных бомб. Оторвавшись от противника, на следующий день лодка вернулась в базу.

Весной лодка дважды (10–26 марта и 7–25 мая) выходила в район Варде. 20 марта, находясь на позиции у входа в Сюльте–фьорд, Щ–402 в районе мыса Харбакен обнаружила следовавший из Варангер–фьорда конвой, который состоял из шести кораблей и судов. Выйдя в атаку на транспорт водоизмещением около 6 тыс т, «щука» выпустила три торпеды. Акустик слышал два взрыва.

25 июля 1943 г. «Щ–402» присвоено звание «гвардейская». Таким образом, она стала единственной «щукой», гвардейской и Краснознаменной.

В сентябре–октябре 1943 г. «Щ–402» выходила на позицию к востоку от мыса Желания для прикрытия наших арктических коммуникаций. После возвращения в Полярный лодка встала в средний ремонт. Но даже после него скорость «щуки» оставалась низкой - менее 11 уз.

С 10 по 26 июля 1944 г. «Щ–402» выходила на позицию на коммуникации противника у берегов Северной Норвегии. Однако все попытки выйти в атаку на конвои оказывались безуспешными из?за малой скорости лодки.

17 сентября 1944 г. «Щ–402» вышла в море для действий на коммуникациях противника, этот поход оказался последним. 2 сентября в этот же район вылетели три советских самолета–торпедоносца, один из которых обнаружил на подходах к селению Гамвик подводную лодку без хода и атаковал ее торпедой, в результате «Щ–402» была потоплена. Она стала последней погибшей подводной лодкой Северного флота.

«Щ–402» совершила 16 боевых походов, 11 торпедных атак, в результате которых потоплены 3 судна и 1 корабль.

Из книги Морская гвардия отечества автора Чернышев Александр Алексеевич

Гвардейская краснознаменная подводная лодка «Д–3» («Красногвардеец») I серии Заложена 5 марта 1927 г. на заводе № 189 (Балтийский завод) в Ленинграде. 12 июля 1929 г. спущена на воду и 14 ноября 1931 г. вошла в состав МСБМ. Водоизмещение надводное 932,8 т, подводное - 1353,8 т; длина 76,0 м,

Из книги автора

Гвардейская подводная лодка «К–22» XIV серии Заложена 5 января 1938 г. в Ленинграде на Заводе № 196 (Новое Адмиралтейство), 3 ноября 1938 г. спущена на воду. 7 августа 1940 г. вошла в состав КБФ.Водоизмещение: надводное 1490 т, подводное 2104 т; длина 97,65 м, ширина 7,41 м, осадка 4,06 м;

Из книги автора

Гвардейская подводная лодка «М–171» XII серии Заложена 10 сентября 1936 г. в Ленинграде на Заводе № 196 (Новое Адмиралтейство) под литерным обозначением «М–87». 10 июля 1937 г. спущена на воду, а 11 декабря 1937 г. вошла в состав КБФ.Водоизмещение надводное 206,5 т, подводное - 258,1 т;

Из книги автора

Гвардейская подводная лодка «М–174» XII серии Заложена 29 мая 1937 г. в Ленинграде на Заводе № 196 (Новое Адмиралтейство) под литерным обозначением «М–91». 12 октября 1937 г. лодка была спущена на воду, а 21 июня 1938 г. вошла в состав КБФ.ТТЭ - см. «М–171».19 мая 1939 г. «М–91» ушла по

Из книги автора

Гвардейская подводная лодка «Щ–205» («Нерпа») V–бис 2–й серии Заложена 5 января 1934 г. в Николаеве на Заводе № 200 им. 61–го коммунара 6 ноября 1934 г. она спущена на воду и 2 сентября 1936 г. вошла в состав ЧФ.Водоизмещение надводное 617,5 т, подводное - 721,1 т, длина 58,8 м, ширина 6,2 м,

Из книги автора

Гвардейская подводная лодка «Щ–303» («Ерш») III серии Заложена 5 февраля 1930 г. в Ленинграде на Заводе № 189 (Балтийский завод), 6 ноября 1931 г. спущена на воду и 25 ноября 1933 г. вошла в состав МСБМ.Водоизмещение надводное 578 т, подводное - 704,5 т; длина 57,0 м, ширина 6,2 м, осадка 3,8 м;

Из книги автора

Гвардейская подводная лодка «Щ–309» («Дельфин») V–бис 2–й серии Заложена 6 ноября 1933 г. в Горьком на Заводе № 112 («Красное Сормово»), 10 апреля 1934 г. спущена на воду. 20 ноября 1935 г. вошла в состав КБФ.ТТЭ - см. «Щ–205».«Щ–309» участвовала в Советско–финляндской войне 29 ноября

Из книги автора

Гвардейская подводная лодка (подводный минный заградитель) «Л–3» «Фрунзевец» 2–й серии Заложена 6 сентября 1929 г. в Ленинграде на Заводе № 189 (Балтийский завод), 8 марта 1931 г. спущена на воду. 9 ноября 1933 г. вошла в состав МСБМ.Водоизмещение надводное 1051 т, подводное - 1327 т;

Из книги автора

Гвардейская подводная лодка «М–35» XII серии Заложена 22 февраля 1939 г. в Горьком на Заводе № 112 «Красное Сормово», 20 августа 1940 г. была спущена на воду и 24 февраля 1941 г. вошла в состав ЧФ.ТТЭ - см. «М–171».22 июня 1941 г. «М–35» встретила под командованием старшего лейтенанта

Из книги автора

Гвардейская подводная лодка «Щ–422» X серии 15 декабря 1934 г. в Горьком на Заводе № 112 («Красное Сормово») была начата сборка корпуса лодки под обозначение «Щ–314», из деталей, изготовленных на Коломенском машиностроительном заводе им. Куйбышева, 12 апреля 1935 г. лодка была

Из книги автора

Гвардейская краснознаменная подводная лодка «М–172» XII серии Заложена 17 сентября 1936 г. в Ленинграде на Заводе № 196 (Новое Адмиралтейство) под литерным обозначением «М–88». 23 июля 1937 г. спущена на воду, а 25 декабря 1937 г. вошла в состав КБФ.ТТЭ - см. «М–171».19 мая 1939 г. лодка

Из книги автора

Гвардейская подводная лодка «Щ–215» X серии Заложена 27 марта 1935 г. в Николаеве на Заводе № 200 (имени 61 коммунара). 11 января 1937 г. спущена на воду. 10 апреля 1939 г. вошла в состав ЧФ.ТТЭ - см. «Щ–402».22 июня 1941 г. «Щ–215» встретила под командованием капитан– лейтенанта В.Я.

Из книги автора

Гвардейская подводная лодка «М–62» XII серии Заложена 20 января 1938 г. в Горьком на Заводе № 112 («Красное Сормово»), 5 октября 1939 г. спущена на воду и 31 августа 1940 г. вошла в состав ЧФ.ТТЭ - см «М–171».22 июня 1941 г. «М–62» встретила под командованием старшего лейтенанта А.А.

Из книги автора

Гвардейская подводная лодка «С–33» IX–бис серии Заложена 16 ноября 1937 г. в Николаеве на Заводе № 198 (им. А. Марти), 30 мая 1939 г. спущена на воду и 18 декабря 1940 г. вошла в состав ЧФ.Водоизмещение надводное - 856 т, подводное -1090 т; длина 77,75 м, ширина 6,4 м, осадка 4,0 м; мощность

Из книги автора

Гвардейская краснознаменная подводная лодка «С–56» IX–бис серии Заложена 24 ноября 1936 г. в Ленинграде на Заводе № 194 (Адмиралтейском), а затем секциями перевезена во Владивосток на Завод № 202 («Дальзавод»), где производилась её сборка. 25 декабря 1939 г. лодка была спущена на

Из книги автора

Гвардейская атомная подводная лодка с крылатыми ракетами «К–22» (с 1993 г. - «Б–22») пр. 675 Она была заложена 14 октября 1963 г. на Северном машиностроительном предприятии. 22 октября 1964 г. лодке присвоено гвардейское звание, она унаследовала Гвардейский Военно–морской флаг

Тип: Подводная лодка, Вторая мировая война
Страна: СССР, 1936
Масштаб 1:100
Кол-во листов: 22xА4
Автор разработки: В. Москотельников

Щ-402 - советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка проекта Щ - «Щука». Была заложена 4 декабря 1934 года на Балтийском заводе № 189 в Ленинграде, 1 октября 1936 года вошла в состав кораблей Краснознамённого Балтийского флота под номером Щ-314. В мае 1937 года была зачислена в состав 2-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота под номером Щ-402, вышла из Ленинграда, прошла по Беломорско-Балтийскому каналу и в сентябре 1937 года прибыла в порт города Полярный. В феврале 1938 года совместно с подводными лодками Щ-404, Д-3, эсминцем «Карл Либкнехт», ледокольными пароходами «Мурман», «Таймыр» и судном «Мурманец» принимала участие в операции по спасению советской научно-исследовательской арктической станции «Северный полюс-1», в условиях шторма и полярной ночи выполняя задачи по обеспечению радиосвязи между ледоколами и базой Северного флота. С 22 апреля 1939 года совместно с подводными лодками Д-2, Щ-403 и Щ-404 находясь в Северном море обеспечивала радиосвязью беспосадочный перелёт из Москвы в Ванкувер самолёта «Москва» под управлением В.К. Коккинаки. Участвовала в советско-финляндской войне, совершив 3 боевых патрулирования у норвежского побережья между Вардё и мысом Нордкин. 22 июня 1941 года была включена в состав 3-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота. Во время первого боевого похода 14 июля 1941 года Щ-402 проникла в Порсангерфиорд и с дистанции 14-15 кабельтовых торпедировала стоявший на якоре в порту Хоннингсвог немецкий пароход «Ханау» водоизмещением 3 тысячи тонн, первой из подводных лодок Северного флота успешно атаковав транспорт противника. В годы войны лодка совершила ещё 15 боевых походов, потопила немецкий сторожевой корабль NM01 «Vandale» и каботажный пароход «Вестераален» водоизмещением 682 тонны. За боевые подвиги 25 июля 1943 года удостоена звания Гвардейской, награждена орденом Красного Знамени. 21 сентября 1944 года в 6 часов 42 минуты экипаж самолёта-торпедоносца «Бостон» 36-го минно-торпедного авиационного полка Северного флота атаковал и потопил надводный объект торпедой. После анализа снимков фотопулемёта был сделан вывод, что он принял находившуюся в море в надводном состоянии Щ-402 за лодку противника и, в нарушение приказа, запрещавшего авиации атаковать любые подводные лодки, с дистанции 600 метров сбросил торпеду, в результате взрыва которой та затонула. По всей видимости, экипаж лодки, осуществляющей поиск противника в позиционном положении, опознал приближающийся самолет как советский и не счел необходимым погружаться, что и привело к трагическому результату.
Модель несложная. Порадовала исключительно частая шпация и столь же частое сегментирование подводной обшивки. Печать темная, сочная, без разнотона, что тоже приятно. Сборочных рисунков достаточно много для такой небольшой модели. Все вместе выглядит приятно, при этом не очень дорого.

Заложена 04 декабря 1934 года в Ленинграде на заводе №-189 под обозначением Щ-314, заводской №-254. 28 июня 1935 года спущена на воду. 29 сентября 1936 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. 16 мая 1937 года присвоено обозначение Щ-402. 28 мая 1937 года начался переход на Север по Беломоро-Балтийскому каналу. 30 июня 1937 года вошла в состав Северного флота. 22 июня 1941 года встретила под командованием старшего лейтенанта (впоследствии капитан-лейтенант, капитан 3 ранга) Н.И.Столбова в составе 3-го дивизиона Бригады подводных лодок в Полярном.

11 июля заняла позицию в районе Порсангер-фьорда, но, не обнаружив противника, 14 июля проникла на рейд порта Хоннингсвог и атаковала там транспорт. 15 и 16 июля командир отказывался от атак одиночно идущих транспортов, подозревая, что это суда-ловушки. 16 августа досрочно возвратилась в базу, так как, по мнению командира, она не могла находиться в моер из-за пропуска воды через заклепку газоотвода дизеля. При этом при подходе к берегу оказалось, что подлодка имеет невязку своего места в 29 миль и вместо м.Кильдин-восточный оказалась у м.Шарапова, что могло привести к обстрелу ее артиллерией береговой обороны.

При осмотре Щ-402 в базе пришли к выводу, что она вполне могла находиться с такой неисправностью на позиции, и это был просто повод для досрочного возвращения с моря. В приказе командующего флотом командир ПЛ арестован на 10 суток с исполнением своих обязанностей, а военкому старшему политруку А.Б.Кочергину объявлен строгий выговор. 27 августа на Щ-402 назначен новый военный комиссар политрук Н.А.Долгополов. 10 сентября вновь досрочно возвратилась в базу, но на этот раз из-за расплескивания электролита.

3 марта 1942 года после атаки корабля ПЛО подверглась преследованию и получила повреждения от близких разрывов глубинных бомб, в том числе топливно-балластных цистерн. Для предотвращения возникновения демаскирующего следа из-за утечки топлива, его из балластных цистерн продули за борт. 10 марта в 22.11 из-за ошибки в замерах наличия соляра в основных топливных цистернах осталась без хода в 3- милях от м.Нордкап. 11 марта в 02.10 на помощь Щ-402 направлена Д-3, находившаяся в 40-60 милях северо-западнее ее, а в 18.45 из Полярного полным ходом надводным ходом вышла К-21, для сокращения времени перехода ей назначили маршрут всего в 25 милях от побережья противника. В 06.47 Щ-402, находясь в 22 милях от берега, успешно запустила дизеля на масле, разбавленном керосином, и ходом 4 узла начала движение в базу. 12 марта в 13.00 К-21 прибыла в район, но Щ-402 не обнаружила и начала ее поиск в квадрате со стороной в 40 миль. 13 марта в 05.45 кончилось масло, подводная лодка легла в дрейф. Получив уточненные данные о месте аварийной подлодки, вновь легла в дрейф. Получив уточненные данные о месте аварийной подлодки, в 11.53 К-21 обнаружила на дистанции 40-50 кб силует подлодки, которой оказалась Щ-402. В 12.45 началась передача 8 тонн топлива и 120 литров масла. В 13.43 передача топлива завершилась, и обе подлодки, проведя поочередно дифферентовки, направилась в базу. 3 апреля награждена орденом Красного Знамени.

5 мая, несмотря на запрет командира, вахтенный офицер подвсплыл на глубину 7 метров, и Щ-402 столкнулась с льдиной. В результате этого происшествия был поломан зенитный перископ и срезаны антенные стойки, ПЛ вернулась в базу. 14 августа из-за нарушения правил вентилирования АБ в Тана-фьорде произошел взрыв во 2-м и 3-м отсеках. Из находившихся в носовой части подводной лодки уцелел лишь один торпедист в 1-м отсеке, которого смогли извлечь на верхнюю палубу только через люк: дверь из 4-го отсека в 3-й заклинило, во втором отсеке бушевал пожар. Всего погибло 19 человек, в том числе: командир, военком, помощник командира и штурман. ПЛ возвратилась в базу под командованием командира БЧ-5 капитан-лейтенанта А.Д.Большакова. 14 августа командиром назначен капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) А.М.Каутский.

25 июля 1943 года присвоено звание «Гвардейская». В августе развертывалась к востоку от м.Желания для прикрытия арктических коммуникаций. В апреле 1944 года получила на вооружение ГЛС «Дракон-129». 17 сентября вышла в море для действий на коммуникациях противника. 17 сентября 1944 года Щ-402 вышла в свой последний-16-й-боевой поход. Утром 21 сентября торпедоносец «Бостон» 36-го минно-торпедного полка ВВС Северного флота вылетел на «свободную охоту» в район севернее острова Магере. Не дойдя до района поиска, под берегом у поселка Гамвик стрелок-радист обнаружил рубку подводной лодки. Командир экипажа капитан Протас, не раздумывая, описал широкий боевой разворот и сбросил торпеду, которая мгновенно поразила цель. При проявке заряженной в фотокинопулемет пленки специалисты штаба ВВС и БПЛ в один голос заявили, что на снимках, cделанных за секунды до попадания, запечатлена Щ-402. Произведенный сразу вслед за этим событием вызов на связь подводных лодок показал, что Щ-402 действительно не отвечает. В последовавшем разбирательстве выяснилось, что в штабе авиаполка был грубо нарушен порядок постановки боевой задачи, в результате чего летчик не был уведомлен о запрещении атак любых подводных лодок в районе между Варде и м.Нордкин.

После всего выше сказанного в истории гибели Щ-402 можно ставить точку, но хотелось бы взглянуть на ситуацию непредвзято, и становится ясно, что утвердившаяся версия гибели Щ-402 выглядит далеко не так убедительно, как это казалось штабу Северного флота.

Судя по описаниям, сделанным Протасом фотоснимков (не сохранились), получается, что подводная лодка находилась в в промежуточном между погруженным и позиционным положении. Если предположить, что подводная лодка выскочила на поверхность при движении на перископной глубине, то непонятно, почему вахта ничего не предприняла для того, чтобы загнать подводную лодку на глубину за тот довольно значительный промежуток времени, что самолет ее наблюдал? Ведь ПЛ находилась в зоне видимости с немецких береговых батарей при достаточно хороших погодных условиях. Во-вторых, почему ПЛ не имела хода? На Щ-402 имелся стабилизатор глубины без хода (система «Спрут»), но в случае его выхода из строя подводная лодка вряд ли самостоятельно выскочила бы на поверхность – ее плавучесть была бы близка к нулю, и не приобрела бы положительного значения. Выскакивание на поверхность, наоборот, более вероятно при наблюдении в перископ на ходу, если ошибся рулевой на горизонтальных рулях. Но объект, запечетленный на снимках, находился в дрейфе и перископов не поднимал. С учетом того, что береговые батареи по нему не стреляли, а сам объект не пытался выйти из зоны наблюдения, остается предположить, что это был норвежский рыболовный бот. Наши летчики не впервые докладывали об атаках вражеских подводных лодок, которых на самом деле в этом районе в это время и быть не могло. Главное же заключается в том, что Щ-402 посылалась командованием отнюдь не в район Гамвимка, а в район Конгс - фьорда, где раннее пропало без вести несколько наших подлодок. Расстояние между названными географическими пунктами - около 35 миль – слишком велико, чтобы списать его на штурманскую ошибку при прибытии на позицию, ведь у экипажа было почти двое суток с хорошей видимостью, в течении которых они легко могли уточнить свое положение по береговым ориентирам. Подводным лодкам разрешалось заходить на чужие позиции в случае преследования вражеского конвоя, но последние данные о конвоях направлялись на лодки вечером 19-го, и с того времени их командиры были обязаны производить поиск самостоятельно в пределах своих позиций. Видимо в этот момент Щ-402 и подорвалась на противолодочном минном заграждении NW-30, скрытно выставленном противником летом 1943 года.

Подводная лодка Щ-402 стала последней погибшей подводной лодкой Северного флота.

Срок боевой службы – 39 месяцев (22.06.41г.-21.09.44г.). 16 боевых походов (232 суток). 14 торпедных атак, в результате которых потоплены 1 судно и 1 корабль.

После открытия памятной доски

Морским Собранием г.Херсона (председатель капитан 1 ранга запаса Н.И.Срибный) для увековечивания памяти погибших подводников ВМФ было принято решение об установке памятной доски А.М.Каутскому на доме, где он жил. Инициатором и создателем памятной доски был ветеран-подводник ВМФ капитан 2 ранга в отставке В.М.Голубев.

26 октября 2010 года в 10 часов на ул.Подпольной в г.Херсоне на доме, где родился и проживал с 1906 по 1928 года капитан 3 ранга Александр Моисеевич Каутский, в присутствии ветеранов ВМФ России и Украины, председателя Морского Собрания Н.И.Срибного, председателя Российского культурного Центра в Херсоне Н.Е.Батаровой, Настоятеля Свято-Николаевского Морского Собора отца Василия (который впоследствии и освятил Памятную доску), СМИ г.Херсона была установлена Памятная доска.

По просьбе ветеранов-подводников Херсона мною была создана «Книга памяти подводников ВМФ, уроженцев Херсона и области, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945», которая и была издана к этому времени. Презентация книги состоялась в этот же день в Краеведческом музее г.Херсона.

Владимир Бойко

подводная лодка X серии

    Заложена 4 декабря 1934 года на заводе № 189 (Балтийский завод) в Ленинграде под стапельным номером 254 как «Щ-314». 28 июня 1935 года корабль был спущен на воду, 23 сентября 1936 года вступил в строй и 29 сентября 1936 года под командованием капитан-лейтенанта Бакунина Бориса Константиновича вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота. В апреле 1936 года подводную лодку предполагалось назвать «Тигр».

    16 мая 1937 года субмарине присвоено обозначение «Щ-402» и 28 мая по Беломоро-Балтийскому каналу она начала переход на Север. 30 июня 1937 года подлодка вошла в состав Северного фота.

Подводная лодка «Щ-402» летом 1937 - осенью 1939 гг.

    В середине февраля 1938 года «Щ-402» совместно с подводными лодками «Д-3» , «Щ-404» и эсминцем «Карл Либкнехт» обеспечивала связь в ходе операции по спасению полярников станции «СП-1». Плавание проходило в района острова Медвежий в сложных условиях зимнего шторма и полярной ночи. 19 февраля четыре участника полярной экспедиции во главе с И.Д. Папаниным после 274-суточного дрейфа были сняты со льдины ледоколами «Таймыр» и «Мурман», а обеспечивающие корабли получили приказ вернуться в базу.

    18-29 апреля 1939 года «Щ-402» совместно с подводными лодками «Щ-403» , «Щ-404» и «Д-2» проводила обеспечение беспосадочного полета самолета «ЦКБ-30» (который носил собственное имя «Москва»; прототип бомбардировщика «ДБ-3») экипажа В.К. Коккинаки в Северную Америку по маршруту Москва – Новгород – Хельсинки – Тронхейм – Исландия – мыс Фарвель – остров Мискоу.

    29 октября 1939 года исполняющим обязанности командира «Щ-402» назначен старший лейтенант Столбов Николай Гурьевич . Окончательно он принял дела только к середине декабря; вероятно, какое-то время субмариной командовал ее прежний командир, капитан-лейтенант Бакунин.

    Начало Советско-финляндской войны «Щ-402» встретила в море у Вардё с задачей не допустить проникновение иностранных боевых кораблей к Варангер-фьорду и полуострову Рыбачий. Использование против них оружия разрешалось только после получения радиосигнала «Выстрел». Заходить в норвежские территориальные воды запрещалось, но командиру подлодки предоставлялось право уничтожать противника, выходя за пределы своей позиции. Для «Щ-402» эта зона маневрирования составляла 6 миль на запад и юг. Вскоре после открытия боевых действий субмарина была отозвана с позиции, и в следующий патруль, который проходил под обеспечением командира 2-го дивизиона ПЛ капитана 3 ранга И.А. Колышкина в районе мыс Нордкап – Тана-фьорд, вышла только 28 января 1940 года. Еще на переходе в район действий, подлодка обнаружила интенсивное движение норвежских судов и кораблей. Уже в первые часы 29 января в районе Вардё подлодка встретила неизвестный сторожевой корабль без огней шедший на север, а через несколько часов – сторожевой катер. 31 янва¬ря в районе Маккаур подлодкой под берегом был замечен одиночный транспорт, шедший курсом на северо-запад. В последующие дни в районе Тана-фьорда обнаружены еще несколько судов. 2 февраля у Свертхольфхавна субмарине пришлось уклониться погружением от самолета, пролетавшего на высоте 400-500 м в направлении от Нордкапа к Лаксе-фьорду. Ранним утром 5 февраля «Щ-402» обнаружила два неизвестных судна, а днем у Лаксе-фьорда, всплыв под перископ, на дистанции 5-6 кбт наблюдала норвежский броненосец береговой обороны «Norge», первоначально принятый за финский «Vainamoinen». Так как цель была своевременно опознана, атака не проводилась, зато подводники с близкого расстояния смогли рассмотреть крупнейший корабль ВМС Норвегии незадолго до его гибели. Шедший на северо-запад броненосец был встречен еще раз на следующий день. На основании наблюдений «Щ-402» был сделан вывод, что у Вардё и в районе Нордкап – Нордкин норвежцы несут дозорную службу военными кораблями, а Порсангер-фьорд используется ими как маневренная база. Вечером 7 февраля «Щ-402» направилась в Полярное, за время боевого похода пройдя 1264 миль в надводном положении и 177 миль под водой.

    До того, как в Москве 12 марта 1940 года был заключен советско-финский мирный договор, «Щ-402» успела провести еще один патруль в районе Вардё. Заняв позицию 23 февраля, вечером 3 марта субмарина обнаружила огни двух неизвестных кораблей, шедших в кильватер и повернувших прямо на нее. Подлодка погрузилась и ушла на глубину 25 м. Всплыв через два часа, она вновь обнаружила неизвестные корабли, маневрировавшие в том же районе и время от времени включавшие прожекторы. Подлодка снова ушла под воду, снова появившись на поверхности только через два с половиной часа. Неизвестных кораблей уже не было, а сама субмарина оказалась в скоплении норвежских рыболовецких судов.

    13 марта «Щ-402» завершила боевой поход, прибыв в базу; к этому времени «Зимняя война» закончилась.

    22 июня 1941 года подводная лодка встретила под командованием старшего лейтенанта (впоследствии капитан-лейтенант, капитан 3 ранга) Столбова Николая Гурьевича в составе 3-го дивизиона бригады ПЛ СФ в Мурманске на слипе завода Наркомата рыбной промышленности, где заканчивала текущий ремонт, который был начат 17 апреля. Начавшаяся война заставила срочно завершить ремонтные работы, 23 июня корабль вступил в строй.

    Уже первый боевой поход Великой Отечественной стал для «Щ-402» триумфальным. Подлодка покинула Полярное утром 10 июля для действий на позиции № 3 в районе Порсангер-фьорда. Днем у мыса Цып-Наволок субмарину атаковал немецкий самолет, нанеся ей первые боевые повреждения – несколько пробоин в надстройке и ограждении рубки. В первые часы 12 июля «Щ-402» прибыла в назначенный район. Ничего не обнаружив, днем 14 июля субмарина проникла на рейд Южный Хоннингсвог, где на якоре стояло крупное (по оценке подводников 3000 тонн) судно. Подойдя к цели на дистанцию 14-15 кбт, подлодка выпустила по транспорту две торпеды. Противник не отреагировал на атаку, но, несмотря на то, что преследования не было, с подлодки визуально не пронаблюдали за результатом пуска торпед, ограничившись лишь на слух фиксацией двух взрывов. Тем не менее, этот факт не стал препятствием для победного доклада. Боевой счет североморских подводников был формально открыт, хотя атакованный транспорт «Hanau» (5892 брт) избежал повреждений. Немцы наблюдали взрыв на камнях одной из торпед, вторая выскочила на берег и 22 июля была доставлена ими в Тронхейм для изучения.

    Командир 4-го ДПЛ капитан 3 ранга Н.И. Морозов и командир «Щ-402» старший лейтенант Н.Г. Столбов. Полярный, лето 1941 г.

    Цель атаки «Щ-402» 14 июля 1941 г. пароход «Hanau» (1921 г., 5892 брт).
Построен на судоверфи «Blohm & Voss», Гамбург для гамбургской компании «Deutsche Australische Dampfschiffs Gesellschaft», с 1926 года в собственности компании HAPAG, Гамбург. Погиб на мине 30 января 1944 года в проливе Фемарн Бельт.

    Продолжая оставаться в районе действий до утра 23 июля, «Щ-402» еще несколько раз (ночью, утром и вечером 15, утром 16, вечером 22 и утром 23 июля) имела возможности выйти в атаку по одиночным судам, но командир субмарины каждый раз отказывался от пуска торпед, мотивируя свое решение малой плотностью аккумуляторов или подозревая в цели судно-ловушку. Вечером 24 июля «Щ-402» прибыла в Полярное, где подводникам была организована торжественная встреча.

    Надежды командования, что в следующем боевом походе экипаж «Щ-402» снова проявит себя, не оправдались. Днем 7 августа подводная лодка вышла для обслуживания позиции № 5 (Вардё – Бос-фьорд); с утра 8 августа у Сюльте-фьорда она приступила к патрулированию района. Утром 10 августа «Щ-402» в надводном положении была обнаружена эсминцем «Richard Beitzen», отходившим после набега группы немецких кораблей в устье Кольского залива (в ходе него был потоплен сторожевой корабль «Туман»). Эсминец открыл огонь, но субмарина успела погрузиться. Преследовать подлодку у немцев не было времени; корабль имел повреждения от близких разрывов бомб советской авиации. Еще одна встреча с немецкими эсминцами произошла утром 14 августа (это были «Karl Galster» и «Hermann Schoemann»), но подлодка из-за неправильного маневрирования не смогла атаковать их. По этой же причине сорвалась атака на конвой двумя днями ранее.

    Днем 15 августа «Щ-402» начала досрочное возвращение в базу, так как, по мнению командира субмарины, корабль не мог находиться в море из-за пропуска воды через клапан газоотвода дизеля. При подходе к своему берегу, в результате ошибки штурмана, оказалось, что подлодка имеет несвязку своего места в 29 миль; и вместо маяка Кильдин-Восточный она оказалась у мыса Шарапов (восточное побережье полуострова Рыбачий). К счастью, подлодка не подверглась атаке собственных дозоров и береговых батарей, и к вечеру 16 августа благополучно прибыла в Полярное.

    При осмотре «Щ-402» в базе командование пришло к выводу, что субмарина вполне могла находиться с такой неисправностью на позиции, и это был просто повод для досрочного возвращения с моря. Приказом Командующего СФ командир корабля арестован на 10 суток с исполнением своих обязанностей, а военкому старшему политруку А.Б. Кочергину объявлен строгий выговор. Впрочем, комиссара предпочли все-таки сменить, 27 августа на подлодку был назначен политрук Н.А. Долгополов, а А.Б. Кочергин был списан на минный блокшив «Пушкин» (до конца войны он продолжал службу в минно-торпедном отделе СФ).

    В конце августа – начале сентября «Щ-402» патрулировала в районе Порсангер-фьорда (позиция № 3). Подлодка три раза выходила в атаки, но каждый раз, и в этом подводники убеждались сами, торпеды упрямо не хотели идти в цель. Днем 27 августа северо-западнее мыса Нордкин был безуспешно атакован транспорт из состава конвоя, утром 29-го и вечером 31 августа северо-восточнее мыса Сверхольт-клуббен торпеды так же прошли мимо буксирного парохода и достаточно крупного (2500 – 3000 тонн) танкера. За время нахождения на позиции и на переходе в район действий субмарина 15 раз была вынуждена срочным погружением уходить от авиации противника. Дважды самолеты атаковали подлодку; в первом случае на нее безрезультатно сброшена бомба, во втором (1 сентября), подлодка была обстреляна пулеметно-пушечным огнем и получила 11 пробоин в легком корпусе.

    7-8 сентября «Щ-402» попала в сильный шторм. Крен корабля достигал 42 градусов, в результате чего из 13 аккумуляторных баков вылился электролит. Из-за резкого снижения изоляции батареи и установившегося полного корпусного сообщения утром 9 сентября командир субмарины вновь принял решение досрочно вернуться в базу, хотя в таких условиях другие подлодки оставались в море. На исходе 10 сентября «Щ-402» прибыла в Полярное.

    Октябрьский поход «Щ-402» наконец-то принес реальный боевой результат. Вечером 3 октября подлодка направилась в район позиции № 2 для действий в так называемом Лоппском море, пространством между островами Сере, Лоппа и Фуглё. На переходе субмарина попала в шторм, и до 10 октября пережидала его в районе зарядки.

    Приступив к патрулированию, «Щ-402» обнаружила активное судоходство. Не проходило и дня без встреч как с отдельными судами, так с конвоями и боевыми кораблями противника, но каждый раз атаки на них срывались по разным причинам. Наконец, к вечеру 17 октября в западной части пролива Серё-сунд «Щ-402» обнаружила груженный транспорт в 4000 тон под охраной тральщика. Четыре торпеды были выпущены по цели новым способом «с временным интервалом» с дистанции всего 6 кбт, а через 40 секунд подводники наблюдали, как взрыв разнес судно в клочья. Жертвой «Щ-402» стал норвежский каботажный пароход «Vesteraalen» (682 брт), перевозивший штучный груз и 37 пассажиров из Тромсё в Хаммерфест. Все находившиеся на его борту 60 человек погибли. После залпа подлодка не удержалась на глубине, показав над поверхностью воды рубку и верхнюю палубу, а затем из-за ошибки личного состава провалилась на глубину 115 м. К счастью, германские сторожевики «Uj-1213» и «Uj-1416» подошли к месту гибели судна спустя только 40 минут после гибели судна. Охотники ограничились сбросом нескольких глубинных бомб на безопасном удалении от подлодки. «Щ-402» оставалась на позиции до вечера 25 октября, но больше никого не встретила. Днем 28 октября субмарина прибыла в Полярное.

    На фоне победных докладов ряда подводных лодок Северного флота (например, «Д-3» и «М-172» к этому времени заявили уже о трех уничтоженных целях), торпедирование небольшого парохода «Vesteraalen» выглядит довольно бледно. Командование упрекнуло командира «Щ-402» в том, что он допустил ряд ошибок, снизивших боевой успех и отсутствии настойчивости при выходе в атаку. Между тем, «Vesteraalen» стал второй реальной победой североморских подводников.

    Четвертый боевой поход «Щ-402» проходил в пределах позиции № 4а. Утром 15 ноября субмарина отправилась в район Конгс-фьорд – мыс Маккаур. За все время нахождения в районе действий противника удалось встретить лишь дважды, но из-за большого курсового угла пуск торпед не проводился. Вечером 5 декабря субмарина прибыла в Полярное, где встала на прикол. Старая аккумуляторная батарея, установленная в июне 1939 года практически выработала свой ресурс, а новую взять было негде; изготавливающий изделие ленинградский завод им. Лейтенанта Шмидта находился в блокаде. В ожидании новых аккумуляторов, 15 декабря подлодка у борта плавмастерской «Красный Горн» начала навигационный ремонт, и только 8 февраля 1942 года вступила в строй с новой батареей.

    Кампанию 1942 года «Щ-402» открыла походом в район мыса Нордкин (позиция № 3). Вечером 21 февраля подводная лодка вышла в море, имея на борту старшего инструктора Политуправления СФ батальонного комиссара С.С. Шахова. Прибыв на позицию в первые часы 24 февраля, «Щ-402» уже 27 февраля провела две скрытые атаки конвоев. Первая атака была проведена через десять минут после полудня. Ее целью являлся крупное судно в 8000 тонн в составе конвоя (5 транспортов, 4 корабля охранения), шедшего в восточном направлении. Немцы не заметили атаки, но на подлодке зафиксировали взрыв, что дало основание считать, что цель поражена. Через три часа в 3 милях севернее мыса Сверхольт-клуббен «Щ-402» атаковала обратный конвой. Две торпеды были пущены по одному из шести транспортов, по оценке подводников в 6000 тонн, под охраной шести кораблей. Преследования подлодки не было, но на этот раз два взрыва, зафиксированные подводниками, свидетельствовали о поражении цели. «Щ-402» уничтожила сторожевой корабль «Vandale», вместе с ним погибло 24 немецких моряка.

    Еще одну атаку на два тральщика, на деле оказавшимися парой охотников за подводными лодками «Uj-1102» и «Uj-1105» субмарина провела вечером 3 марта в районе Кьелле-фьорда. Одна торпеда была выпущена по головному кораблю с дистанции 4-5 кбт. Через минуту подводники зафиксировали взрыв, но проследить визуально за результатом атаки у них не было возможности; противник, заметив присутствие подводной лодки начал преследование. В течение часа противолодочные корабли сбросили на «Щ-402» 16 глубинных бомб (подводники насчитали 42 разрыва), в результате чего на субмарине несколько раз заклинивали горизонтальные рули, вышла из строя часть освещения, а через ослабевшие заклепки булевых топливно-балластных цистерн за борт начал сочиться соляр. К ночи субмарина сумела оторваться от вражеских кораблей и всплыть в надводное положение.

    На исходе 7 марта «Щ-402» получила приказ занять район 71°08 с.ш., 23°10 в.д. (позиция «В») для прикрытия союзного конвоя «PQ-12». Рано утром 9 марта подлодка прибыла на место, но тут обнаружилось, что сочившийся из поврежденных цистерн № 3 и № 4 соляр оставляет за ее кормой демаскирующий след. Считая, что запаса топлива (не менее 10-15 тонн) в топливных цистернах будет достаточно, командир субмарины приказал продуть в море соляр из поврежденных балластных цистерн. Однако утром 10 марта, когда по приказу инженер-механика был произведен замер топлива во внутренних цистернах, оказалось, что его запас составляет всего 3,5 тонны, чего не хватало на переход в базу даже экономическим ходом. Подлодка повернула в Полярное, однако через 11 часов встала без топлива и легла в дрейф в точке 71°30 с.ш., 24°49 в.д. в 30 милях к северо-западу от мыса Нордкап, о чем было доложено командованию. На помощь «Щ-402» в ночь на 11 марта была направлена подводная лодка «Д-3» , находившаяся на соседней позиции в 40-60 милях к северо-западу от аварийной субмарины. Кроме того, не закончив межпоходовый ремонт вечером из Полярного на одном дизеле (второй собирали на переходе) полным надводным ходом вышла «К-21» . Пока помощь шла, экипаж «Щ-402», создав смесь из машинного масла и слитого керосина из оставшихся торпед, смог дать кораблю ход 4 узла. Спустя 37,5 часов и этот «коктейль» закончился, и подлодка снова легла в дрейф в точке 71°28 с.ш., 31°47 в.д.

    Тем временем подводная лодка «Д-3» получила приказ вернуться на позицию, а «К-21», днем 12 марта прибыв в указанный район и, не обнаружив «Щ-402», начала ее поиск в квадрате со сторонами 40 миль. Наконец, получив уточненные данные о месте аварийной субмарины, днем 13 марта «К-21» обнаружила «Щ-402» в точке 71°25 с.ш., 32°48 в.д. После того, как подлодки обменялись опознавательными, «К-21» пришвартовалась к борту «Щ-402» и начала перекачку топлива. Соляр подавался через шланг, один конец которого был присоединен к кормовому пожарному рожку в надстройке «катюши», а второй, через открытый рубочный люк «щуки», к открытой горловине ее внутренней топливной цистерны. За час с помощью трюмной помпы на аварийную подлодку удалось подать 8 тонн соляра; 120 л масла передали вручную в резиновых ведрах. На случай внезапного появления противника, все оружие подлодок было приведено к немедленному действию, а на швартовых стояли бойцы с топорами для обеспечения срочного погружения.

    После передачи топлива подлодки провели дифферентовку, и самостоятельно направилась в базу. Вечером 14 марта «Щ-402» прибыла в Полярное. Уже в базе выяснилось, что причиной несанкционированной выработки внутренних цистерн стал неправильно собранный во время ремонта запорный клапан замещения соляра во внешней цистерне. Пока подлодка проходила навигационный ремонт и докование в Мурманске, 3 апреля Указом Президиума Верховного Совета СССР «…за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество» корабль награжден орденом Красного Знамени.

    В ночь на 3 мая «Щ-402» вышла в район в 140 милях севернее острова Кильдин. На этот раз задачей субмарины была не борьба на вражеских коммуникациях, а действия против подводных лодок противника на подходах к устью Кольского залива. Патрулирование сопровождалось наличием на поверхности воды больших скоплений крупнобитого льда и проходило в подводном положении. Лед и стал причиной того, что поход закончился, едва начавшись. Вечером 5 мая вахтенный офицер, несмотря на запрет командира, подвсплыл на глубину 7 м, и подводная лодка столкнулась со льдиной, сломав зенитный перископ и срезав антенные стойки. «Щ-402» ничего не оставалось, как повернуть в базу и к вечеру 7 мая прибыть в Полярное.

    После проведения ремонта в конце мая – первой половине июня 1942 года подлодка патрулировала в районе северо-западнее Вардё (позиция № 5). Утром 2 июня севернее мыса Харбакен субмарина обнаружила большой конвой и с дистанции 16 кбт провела торпедную атаку по крупному судну, которое шло в голове колонны. После пуска торпед подводная лодка взяла курс отхода от противника и за результатом атаки не наблюдала, но спустя 2 минуты 5 секунд после пуска первой торпеды зафиксировала взрыв, за ним второй, а через 8 секунд после первого – третий; цель посчитали пораженной. Преследованию подлодка не подвергалась, конвой не заметив атаки субмарины, продолжил движение. «Щ-402» находилась на позиции до середины дня 15 июня (прибыла в Полярное к утру 16 июня). За это время подводники дважды имели встречи с кораблями противника, но каждый раз атака срывалась из-за неспособности удержать лодку на глубине при большой волне, либо большой дистанции до цели.

    Члены экипажа ПЛ «Щ-402»; (слева направо): старшина группы трюмных мичман С.Д. Кукушкин, командир отделения комендоров старшина 2-й ст. А.П. Новиков, старшина группы электриков мичман С.С. Семенов, электрик краснофлотец Е.Ф. Парфеньев, рулевой краснофлотец П.В. Беседин, командир отделения торпедистов старшина 2-й ст. А.С. Мельников, командир отделения мотористов старшина 2-й ст. Д.И. Новак, старшина радиоаккустической группы старшина 1-й ст. Н.К. Хромеев и командир отделения торпедистов старшина 2-й ст. Е.Д. Ивашов. Полярный, 23-24 июля 1942 г.

    Помощник командира ПЛ «Щ-402» капитан-лейтенант Сорокин Константин Никитич. На заднем плане с флагом - старшина группы трюмных мичман С.Д. Кукушкин.

    Расчёт кормового 45-мм орудия «Щ-402» (слева направо): моторист старший краснофлотец М. Горожанкин, торпедист старший краснофлотец А. Мельников, торпедист А. Бахтиаров, моторист старший краснофлотец Г. Данилов; у тумбы перископа - минёр лейтенант Н. Захаров. Полярный, лето 1941 г.

    Члены экипажа «Щ-402». Полярный, лето 1943 г.

    Патрулирование «Щ-402» в конце июля района Варангер-фьорда (позиция № 6) было отмечено двумя торпедными атаками, в успехе которых в штабе бригады ПЛ СФ тогда никто не сомневался. Вечером 22 июля четыре торпеды были выпущены по крупному, по оценке подводников в 10000 тонн, транспорту под охраной двух сторожевиков. Стрельба проводилась с большой дистанции в 24 кбт, но, несмотря на такое расстояние, спустя три минуты после залпа подводники услышали в отсеках три глухих взрыва. Атакованный транспорт «Pompeji» (2916 брт) наблюдал след одной торпеды, а сопровождавшие его тральщики «M-31», «M-154» и раумбот «R-56» сбросили на безопасном удалении от субмарины 21 глубинную бомбу. Подлодка отошла в бухту Цып-Наволок, где весь вечер и ночь 23 июля перезаряжала торпедные аппараты. Снова заняв позицию, утром 25 июля юго-западнее мыса Кибергнес «Щ-402» обнаружила субмарину типа «U-25» (I серии), выпустив по ней с дистанции 3-4 кбт три торпеды. Через 30 секунд после залпа на советской подлодке услышали взрыв, а через полторы-две минуты осматривая горизонт, вражескую подлодку не обнаружили. Немцы не теряли подводных лодок в этом месте в это время. (к тому же, I серия германских подлодок состояла всего из двух единиц; обе были потеряны в 1940 году).

    Вернувшись в базу к утру 27 июля, «Щ-402» за короткий срок прошла навигационный ремонт с докованием и подготовилась к десятому боевому походу, который чуть не стал для подлодки последним. Днем 11 августа субмарина направилась в район Тана-фьорда для действий на позиции № 4. В ночь на 14 августа, в момент зарядки аккумуляторов из V отсека сообщили, что там ощущается сильный запах кислоты. Вахтенный центрального поста старшина 2 статьи П. Алексеев в нарушение Правил эксплуатации аккумуляторных батарей, зная, что в этот момент происходит наиболее интенсивного выделения водорода, с разрешения вахтенного офицера командира БЧ-2-3 лейтенанта Н. Захарова, переключил вдувной вентилятор с аккумуляторных ям (к тому времени водорода в ямах II и III отсеках было немного) на вентиляцию V отсека. Спустя полчаса, когда он попытался переключиться на вентиляцию ям, произошел объемный взрыв батареи во II и III отсеках. Все внутренние помещения подлодки заполнились дымом, который распространился по вентиляционным и переговорным трубам, а в пятом отсеке через люк четвертого была видна вспышка пламени между дизелями. Взрывная волна разрушила аккумуляторную батарею, выгнула переборки, повредила трубопроводы и магистрали систем, сдвинула с мест многие механизмы, вывела из строя измерительные приборы. Люк между III отсеком и центральным постом (IV отсек) заклинило, и открыть его было невозможно, во втором отсеке бушевал пожар. Из людей, находившихся в носовой части подлодки уцелел лишь один торпедист в I отсеке, которого смогли извлечь на верхнюю палубу только через верхний люк. Попытка попасть во второй отсек через первый не удалась, от притока воздуха там снова вспыхнул пожар. Все остальные члены экипажа подлодки (19 человек), находившиеся в носовых отсеках, включая командира, военкома, старпома и штурмана погибли. Командование подлодкой принял командир БЧ-5 инженер-капитан-лейтенант А.Д. Большаков. Он привел потерявшую возможность погружаться «Щ-402» в базу утром 15 августа.

    Погибшие в результате взрыва были похоронены на гарнизонном кладбище Полярного в губе Кислая. Комиссия, расследовавшая причины аварии пришла к выводу, что ее причиной стали грубые нарушения правил эксплуатации, техническая безграмотность и халатное выполнение служебных обязанностей членами экипажа подлодки. Как выяснилось, эпицентром взрыва была каюта командира. Так как почти весь командный состав «Щ-402» погиб, виновными за аварию «назначены» командир БЧ-5 Большаков и командир отделения трюмных Алексеев, которые были преданы суду. (Инженер-капитан-лейтенант Андрей Дмитриевич Большаков погиб на ПЛ «Щ-422» в июле 1943 года, старшина 2 статьи Петр Иванович Алексеев закончил войну в составе 181-го Особого разведывательного отряда Разведуправления Штаба СФ).

Памятник на братской могиле членов экипажа «Щ-402», погибших при аварии 14 августа 1942 г. Военный участок городского кладбища, губа Кислая, Полярный.

    Новым командиром «Щ-402» назначен капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Каутский Александр Моисеевич , а сама подлодка поставлена в аварийный ремонт, который продлился до конца ноября.

    В кампанию 1943 года «Щ-402» вступила с обновленным экипажем. Вечером 17 января субмарина вышла для действий на позиции № 6 в Варангер-фьорде. Нового командира обеспечивал командир 3-го дивизиона ПЛ капитан 1 ранга И.А. Колышкин . Прибыв на позицию утром 18 января, подлодка попала в сильный шторм и отошла в район зарядки. Из-за густого тумана субмарина не могла определить своего места. Когда к утру 21 января погодные условия улучшились, оказалось, что волнами и течением корабль снесен ко входу в Мотовской залив. Вернувшись в район действий, утром 23 января субмарина обнаружила немецкий конвой и атаковала четырьмя торпедами транспорт в 6000 тонн. Через минуту после залпа подводники зафиксировали два взрыва, но противник не комментирует результат этой атаки.

    Еще один пуск торпед состоялся днем 2 февраля, когда «Щ-402» атаковала крупное судно из состава конвоя. Снова на подлодке были слышны два взрыва, но немцы не подтверждают успех атаки, они наблюдали прохождение трех торпед, одна из которых шла по поверхности воды. В ответ, чтобы отогнать субмарину, сторожевой корабль «V-6112» сбросил 5 глубинных бомб.

    В марте «Щ-402» действовала в районе Вардё (позиция № 5). В ходе патрулирования подлодка несколько раз касалась минрепов при форсировании минных заграждений, кроме того, она неоднократно встречала плавающие мины, сорванные с минных полей. Выйти в атаку удалось лишь однажды, когда днем 20 марта у мыса Харбакен «Щ-402» выпустила три торпеды по судну из состава конвоя. Через полторы минуты на подводной лодке услышали два взрыва, что дало основание полагать о поражении цели. Позже, по данным агентурной разведки было установлено, что жертвами торпед субмарины стали сразу два судна с грузом муки и стройматериалов. Ни взрывов, ни попадания торпед немцы не подтверждают. Сопровождавший суда конвоя сторожевой корабль «V-5907» в это время наблюдал нечто, напоминающее торпедный след, но тревоги поднимать не стал. Вторая попытка атаковать конвой противника в районе Сюльте-фьорда утром 22 марта была прервана самолетом который обнаружил перископ субмарины. Подошедшие корабли сопровождения сбросом глубинных бомб заставили подводную лодку уйти на глубину и отказаться от атаки.

    Вернувшись в Полярное, «Щ-402» весь апрель занималась установкой и испытанием стабилизатора глубины «Спрут», а вечером 7 мая снова вышла в район Вардё. На переходе в район действий подлодка и сопровождавшие ее малые охотники «МО № 114» и «МО № 122» подверглась безуспешной атаке пары самолетов «Bf-109», которые были отогнаны огнем сторожевых катеров. Прибыв на позицию. Подлодка дважды имела встречи с кораблями противника, но атаки не проводила.

    Прибыв в базу к утру 23 мая, «Щ-402» стала на ремонт, который продлился до конца августа. Пока шли работы, 25 июля приказом Наркома ВМФ «за проявленную отвагу в боях за отечество с немецкими захватчиками, за стойкость и мужество, за высокую воинскую дисциплину и организованность, за беспримерный героизм личного состава» корабль был удостоен гвардейского знамени. «Щ-402» стала единственной «щукой» – обладательницей как гвардейского звания, так и ордена Красного Знамени.

    С задачей прикрытия советских арктических коммуникаций, весь сентябрь подлодка провела в Карском море восточнее мыса Желания (позиция № 12). Ничего там не обнаружив, к утру 5 октября она прибыла в Полярное, встав на длительный ремонт, в ходе которого на подлодку был установлена гидроакустическая станция «Дракон-129», счетно-решающий прибор «Торпедодиректор» и оборудование для использования электрических торпед «ЭТ-80». Субмарина вступила в стой только 5 июня 1944 года, но ее материальная часть, даже несмотря на ремонтные работы, из-за интенсивной эксплуатации пришла в исключительную ветхость.

    Экипаж «Щ-402». Полярный, лето 1944 г.
    Командир «Щ-402» А.М. Каутский.
    Помощник командира «Щ-402» старший лейтенант А.А. Телегин, ноябрь 1943 г.
    Награждение старшины группы трюмных машинистов «Щ-402» мичмана С.Д. Кукушкина медалью ВМС США «За выдающуюся службу» (Navy Distinguished Service Medal).

    Техническое состояние подлодки во многом определило результат следующего боевого похода, который прошел в рамках операции «РВ-6». Для действий «Щ-402» был выделен «сектор № 1» в районе севернее Порсангер-фьорда. К этому моменту подлодки СФ действовали методом «нависающей завесы» – субмарины развертывались мористее минных полей противника и наводились на его конвои по данным воздушной разведки. Прибыв в район действий к полудню 12 июля, «Щ-402» семь раз пыталась выйти на перехваты вражеских караванов, но безрезультатно. Дизели подлодки не могли дать ей достаточно быстрый ход, поэтому, прибыв в указанный разведкой район, она ничего, кроме норвежских рыбаков, не находила.

    Вернувшись в Полярное в ночь на 26 июля, «Щ-402» встала на короткий навигационный ремонт, в ходе которого на подлодка получила выдвижную антенну «ВАН-ПЗ».

    В свой последний боевой поход «Щ-402» отправилась вечером 17 сентября. Подлодке предстояло действовать в районе Конгс-фьорда (сектор «Д») в рамках операции «РВ-8». Больше субмарина на связь не выходила и в базу не вернулась. По официальной советской версии она стала жертвой «дружеского огня» торпедоносца «А-20» («Бостон») командира 2-й эскадрильи 36-го минно-торпедного авиаполка капитана М.И. Протаса в 5,5 милях севернее Гамвика утром 21 сентября 1944 года. Самолет, вылетевший на «свободную охоту» в район западнее острова Магерё, обнаружил подлодку не дойдя до района поиска. Субмарина двигалась малым ходом в позиционном положении. Описав боевой разворот, «Бостон» с высоты 30 м и дистанции 600 м атаковал цель торпедой, после чего зафиксировал сильный взрыв. При втором заходе самолета на месте подлодки наблюдалось большое пятно на поверхности воды и дым.

    Подводная лодка «Щ-402».
    Командный состав «Щ-402». Сидят (слева направо): помощник командира гвардии старший лейтенант А.А. Телегин, командир лодки гвардии капитан 3 ранга А.М. Каутский, командир БЧ-5 гвардии инженер-капитан 3 ранга В.В. Коновалов; стоят: командир БЧ-2-3 гвардии старший лейтенант А.Н. Красильщиков, старший военфельдшер лейтенант медицинской службы М.В. Балашков и командир БЧ-1 гвардии капитан-лейтенант Д.К. Гелевер. Полярный, июль 1943 г.

    Командир БЧ-5 «Щ-402» гвардии инженер-капитан-лейтенант В.В. Коновалов и старшина группы мотористов гвардии мичман В.А. Михеев.

    Члены экипажа «Щ-402». Командир подводной лодки гвардии капитан 3 ранга А.М. Каутский, старшина группы радистов гвардии мичман Н.К. Хромеев, командир отделения торпедистов гвардии старшина 2-й ст. А.С. Мельников, рулевой гвардии старший матрос П.В. Беседин и старшина группы торпедистов гвардии мичман Н.А. Егоров.

    После доклада летчиков и проявки пленки фотопулемета (снимки в архивах не обнаружены), в штабах пришли к выводу, что самолет атаковал «щуку». Произведенный после этого вызов на связь подлодок, находящихся на позиции, показал, что «Щ-402» запрос не отвечает.

    Кого атаковал торпедоносец капитана Протаса до сих пор не ясно. Нет ответа на вопрос, что делала подлодка практически без хода вблизи вражеского берега на виду у наблюдательных постов противника и под прицелом орудий береговой батареи. К тому же, район атаки самолета находился более чем в 30 милях за пределами позиции «Щ-402» и приходится на район действий «С-56» (сектор «Б»).

    Возможно, «Щ-402» погибла 19-21 сентября 1944 года подорвавшсь на мине заграждения «NW-30», установленного противником в районе Конгс-фьорда летом 1943. Так или иначе, причина гибели субмарины будет достоверно установлена лишь тогда, когда она будет найдена и обследована на дне.

    «Щ-402» стала последней погибшей подводной лодкой Северного флота в годы Великой Отечественной войны. Ее судьбу разделили 45 членов экипажа .

29.11.1939 – 12.1939
28.01.1940 – 09.02.1940
23.02.1940 – 13.03.1940

16 боевых походов.
10.07.1941 – 24.07.1941
07.08.1941 – 16.08.1941
24.08.1941 – 10.09.1941
03.10.1941 – 28.10.1941
13.11.1941 – 05.12.1941
21.02.1942 – 14.03.1942
03.05.1942 – 07.05.1942
28.05.1942 – 16.06.1942
21.07.1942 – 26.07.1942
11.08.1942 – 15.08.1942
17.01.1943 – 03.02.1943
10.03.1943 – 26.03.1943
07.05.1943 – 23.05.1943
02.09.1943 – 05.10.1943
10.07.1944 – 26.07.1944
17.09.1944 – +

14 торпедных атак. Потоплено 1 норвежское судно (682 брт) и 1 сторожевой корабль. Официально засчитано 12 уничтоженных целей.
17.10.1941 ТР «Vesteraalen» (682 брт)
27.02.1942 СКР «Vandale»