Главная · Карты · Троице-сергиев варницкий монастырь. Варницкий троице-сергиев монастырь Троице сергиевский варницкий монастырь

Троице-сергиев варницкий монастырь. Варницкий троице-сергиев монастырь Троице сергиевский варницкий монастырь

Историю Варницкого монастыря не назовешь простой. Он разорялся поляками, влачил нищенское существование, был почти до основания разрушен в годы советской власти. Но остались в прошлом беды, и монастырь на родине преподобного Сергия возродился. Как ни лютовала злоба, не удалось ей угасить лампаду перед образом великого угодника Божия.

Прошло, фактически, две недели после того, как мы дружной компанией, посетили Жемчужину Золотого Кольца — Ростов Великий. Впечатлений очень много, в душе осталась частичка той благодати, которую мы получили, посещая старинные монастыри.

Из всего, что есть в Ростове и окрестностях, Варницкий монастырь произвел наибольшее впечатление.

Троице-Сергиев Варницкий монастырь — родина преподобного Сергия Радонежского. Основан в 1427 году на том месте, где находился дом Кирилла и Марии — родителей преподобного Сергия.

Приехали рано утром. Тишина и покой! Воздух просто звенит. Место просто прекрасное. Сюда можно ехать хотя бы ради того, чтобы побывать на месте, где юный Варфоломей встретил старца-схимника (на этом месте сразу за воротами монастыря установлен крест). Нас встретила руководитель паломнической службы монастыря Галина Николаевна. По пути в паломническую гостиницу немного рассказала о монастыре.

Монастырь был практически разрушен к началу 90-х, поэтому сейчас отстроен заново. Заново построен административный корпус, где сейчас размещается паломническая гостиница, административный центр, трапезная и православная гимназия — пансион для мальчиков 10 – 11 классов. В данный момент строится Храм в честь Сергия Радонежского.

Природа вокруг потрясающая. Красота, благодать, умиротворение.

Более подробную экскурсию по монастырю для нас провел выпускник православной гимназии Сергей Трошев.

Основана обитель была в 1427 году, пять лет спустя после обретения честных мощей игумена Радонежского. В то время в Ростове и его окрестностях еще живы были люди, которые слышали рассказы своих родителей о преподобных Кирилле и Марии и могли указать основателю монастыря, архиепископу Ростовскому Ефрему, место, где некогда находился их дом. Неизвестно, какое имя носило в то время это селение, расположенное близ речек Ишни и Песошни (последнюю, заросшую травой, сейчас не так-то легко заметить - она открывается взгляду лишь во время разлива).

Процветание слободки уместно связать с соляным промыслом. Когда добыча соли прекратилась, то и слобода начала пустеть. От соляных варниц ей осталось лишь имя, под которым она известна и сейчас.

Самые скорбные события для монастыря начались в 1918 году, а 1 марта 1919 года, декретом новой власти Троице-Сергиев Варницкий монастырь был закрыт.

Неизвестна дальнейшая судьба архимандрита Георгия, последнего настоятеля Варницкого монастыря. Ничего не известно и о судьбе других варницких иноков. Где настигла их кончина, в каких могилах упокоились они? Кто из них окончил свои дни мирно, кто принял мученическую смерть? Поиски в архивах пока не дают результата, и вопросы остаются без ответов.

Но известна судьба Варницкого монастыря. Сначала была ночь - долгая и темная. Разорение храмов, разрушение Троицкого собора.

Ночь кончилась. В 1995 году монастырь был возвращен Церкви.

Мы ходили по территории монастыря, смотрели на храмы, на заботливо посаженные розы. Троице-Сергиев Варницкий монастырь красив особой, приветливой, красотой. Его храмы как-то необыкновенно точно вписаны в смиренную природу ростовской земли. Трудно представить себе, что еще восемнадцать лет назад здесь, на родине преподобного Сергия Радонежского, царила мерзость запустения.

Сейчас Троице-Сергиев Варницкий монастырь возрождается. Сергей показал нам отреставрированный Введенский храм – это единственная церковь, пережившая богоборческие времена и дошедшая (хотя и в совершенно изуродованном виде) до наших дней.

Впечатляет своей красотой Троицкий собор. Рядом с собором возвышается нарядная колокольня.

Собор во имя Живоначальной Троицы - первое каменное здание монастыря. Трудно даже было представить, что в 1930 году собор вместе с колокольней взорвали, причем срыли даже фундамент храма - вероятно, чтобы память о святыне совершенно изгладилась из людских сердец. Долгое время на месте собора была свалка. Сейчас усилиями братии Варницкого монастыря, трудников и благотворителей он отстроен заново. Предание гласит, что собор стоит точь-в-точь на том месте, где находился дом родителей отрока Варфоломея. И, конечно, молитва в этом храме становится большим событием для верующего.

Особого упоминания заслуживает монастырский колодец, издавна славившийся своей прекрасной чистой водой и именовавшийся «Сергеевым». После закрытия монастыря колодец был разрушен. Большого труда стоило братии найти его и расчистить, когда обитель вернули Церкви.

Во время рассказа Сергея, мы подошли к южной стене монастыря и через Святые врата вышли за территорию монастыря.

Рядом с южными воротами Варницкого монастыря стоит простой деревянный крест. Наш юный гид сказал, что Он обозначает место, на котором, согласно преданию, произошла встреча отрока Варфоломея, посланного своим отцом на поиск потерявшихся жеребят, с «неким черноризцем, благообразным и подобным Ангелу».

Сергей рассказал нам такую легенду: «Старец стоял под дубом и молился. Мальчик, наученный родителями чтить иноческий чин, остановился рядом, ожидая, когда монах окончит молитву. Когда старец помолился и взглянул на отрока, то «прозрел в нем духовными очами избранный сосуд Святого Духа». Он подозвал к себе Варфоломея, благословил его и спросил, чего он хочет и чего ищет. Мальчик, ни слова не упоминая о своем поручении, сразу же открывает монаху главное свое мучение: «Душа моя желает более всего знать грамоту, для этого я отдан был учиться. Сейчас душа моя печалится о том, что я учусь грамоте, но не могу ее одолеть. Ты, святой отче, помолись за меня Богу, чтобы смог я научиться грамоте». Старец помолился о мальчике, после чего дал ему небольшой кусочек белого пшеничного хлеба, похожий на анафору (часть Богородичной просфоры). Затем, «поучив его на пользу души», он хотел уже идти своей дорогой, но Варфоломей упросил его зайти к ним домой: «Мои родители очень любят таких, как ты, отче».

В доме преподобных Кирилла и Марии (который, как предполагается, стоял на том месте, где сейчас находится Троицкий собор Варницкого монастыря) старец, благословив хозяев, сразу прошел в моленную и начал петь часы, причем Варфоломею велел читать псалом. Отрок поначалу робко возразил: «Я не умею этого, отче». Но после того как старец повторил свое повеление: «Я сказал тебе, что с сего дня Господь дарует тебе знание грамоты. Читай слово Божие без сомнения», — мальчик «начал стихословить Псалтирь очень внятно и стройно». И сам он, и его родные были очень удивлены произошедшим. Когда же черноризец, разделив трапезу с домашними прп. Кирилла и сделав предсказание об особом призвании Варфоломея («отрок будет велик пред Богом и людьми»), вышел из дома и на глазах родителей преподобного Сергия стал невидим, все уверились в том, что то был Ангел Господень, «посланный даровать отроку знание грамоты».

С замиранием сердца мы поднялись по ступеням ко Кресту, ведь на этом месте много – много лет назад стоял сам преподобный Сергий.

Чтобы нам не рассказывал или не показывал Сергей, его глаза светились радостью, когда он начинал рассказ о гимназии, где он учился два года, история которой уходит более чем на сто лет назад.

Более века назад крупный ростовский меценат-благотворитель А.Л. Кекин выстроил в Варницах приют-богадельню. В 1892 году в память о 500-летии преставления преподобного Сергия Радонежского это здание на средства Святейшего Синода было переустроено во второклассную церковно-приходскую школу. В 1898 году Святейший Синод принял постановление о присвоении школе имени «Сергиевская». К этому времени здесь обучалось уже 69 учеников.

Первым заведующим и законоучителем Сергиевской школы был священник Александр Пречистенский. Школа считалась двухклассной и имела три отделения: младшее (приготовительное), среднее и старшее. Дети изучали Закон Божий, церковнославянский и русский языки, арифметику, пение, гимнастику. Кроме этого, они приобретали трудовые навыки, занимались рукоделием и столярным ремеслом.

В годы богоборческого лихолетья монастырь, в котором возносили свои святые молитвы первый русский патриарх Иов, святитель Димитрий, митрополит Ростовский, святитель Филарет, митрополит Московский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, святой патриарх Тихон и многие другие выдающиеся люди, был буквально стерт с лица земли, перестала работать и школа. Мало того — по святому месту была проложена шоссейная дорога.

Когда в здании миссионерского корпуса у фото-экспозиции мы слушали рассказ Сергея, больно было смотреть на старые фотографии – разруха и пустота…

И только в 1995 году обитель на родине преподобного взяла под свою опеку и покровительство Троице-Сергиева лавра и одновременно с началом восстановительных работ, при возрождающемся монастыре усилиями тогдашнего его настоятеля игумена Бориса (Храмцова) была создана и воскресная школа.

А в 1998 году восстанавливать монастырь в Варницах был назначен иеромонах Силуан (Глазкин), ныне архимандрит. Обитель начала быстро преображаться, а с ней — и скромная воскресная школа. Много сил, времени и средств потратили архимандрит Силуан, его единомышленники и помощники на то, чтобы многострадальное, полуразрушенное здание Сергиевской школы ожило, наполнилось учащимися и учителями, вновь стало полноценным православным учебным заведением.

11 февраля 2005 года гимназия имени преподобного Сергия Радонежского получила государственную лицензию на право осуществления своей образовательной деятельности. Знаменательно, что к этому моменту в гимназии обучалось 69 учеников, то есть столько, сколько училось в ней к моменту присвоения школе Священным Синодом имени «Сергиевская» — в 1898 году!

В комнатах, в которых сейчас живут старшеклассники (по два-три человека), светло, удобно, они оборудованные всем необходимым для учебы и постоянного проживания. Заглянули мы и большую библиотеку, обеспечивающую учащихся не только учебной, но и духовной и художественной литературой, а также периодическими изданиями. В хорошо оборудованных классах, кроме уроков, проводятся самоподготовка, консультации и факультативные занятия. Питание четырехразовое в монастырской трапезной. А какой оснащенный тренажерами спортивный зал и зал для настольного тенниса! Позавидовала бы любая спортивная школа.

Вместе с общеобразовательными предметами, определяемыми государственным стандартом, в гимназии изучаются Закон Божий, история Церкви, литургика (основы богослужения), гомилетика (беседа, проповедь; дисциплина, изучающая правила построения церковной проповеди), церковное пение, основы иконописи.

В этом году состоялся уже восьмой выпуск в гимназии. Сергей сказал, что в классе все ученики приезжие, сам он из г. Микунь, Республика Коми, сейчас в монастыре на послушании. Будет поступать в Санкт – Петербург в духовную семинарию.

О возрожденном монастыре и гимназии — пансионе на родине преподобного Сергия знают уже во многих, в том числе и в весьма отдаленных, уголках России.

В конце своего рассказа молодой человек показал нам макет монастыря, каким тот будет выглядеть, когда достоят храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Достаточно посмотреть на макет будущего храма, чтобы убедиться в том, что он действительно будет очень величественным и масштабным. Особенно это видно при взгляде на макет монастыря в целом. «Это будет храм, - говорит архимандрит Силуан - который займет центральное место в монастыре». К январю 2009 года заложили фундамент.

Предполагается, что закончат его к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия, которое выпадает на 2014 год. Глядя на этот макет, я подумала, что мы обязательно должны вернуться сюда, чтобы увидеть этот храм, помолиться и попросить покровительства и защиты молитвами преподобного Сергия Радонежского.

Троице-Сергиев Варницкий монастырь уникален именно тем, что он сохранил святым место рождения, физического и духовного возрастания мальчика, ставшего впоследствии «обителью Святой Троицы». Едва ли много найдется монастырей, которые основывались на месте, отмеченном рождением какого-либо подвижника. Варницкий в этом отношении исключителен.

Несмотря даже на то, что долгие годы место рождения преподобного Сергия находилось в запустении, через монастырь шла проезжая дорога, а на месте взорванного Троицкого собора смердила свалка, память о том, какое значение имеет этот небольшой клочок земли на берегу речки Ишни, сохранялась. И разве не удивительное чудо, еще раз напоминающее нам об особой роли этого места, - столь быстрое возрождение монастыря? Возрождение даже не из руин, поскольку и таковых, по большому счету, не имелось. А из ничего. Уже в который раз подает нам Господь надежду через преподобного Сергия.

В Варницком монастыре очень немного святынь. Здесь нет ни мощей, ни чудотворных икон, ни каких-либо иных предметов, пользующихся особым почитанием верующих. Но дело в том, что Варницкий монастырь - с его Троицким собором, построенным на месте дома родителей преподобного Сергия, с памятным крестом на месте встречи святого отрока с таинственным черноризцем, с самой землей, по которой ходили преподобные Кирилл и Мария и их богоизбранный сын, - уже является святыней.

Троице-Сергиев Варницкий монастырь красив особой, приветливой красотой. Его храмы как-то необыкновенно точно вписаны в смиренную природу ростовской земли. Трудно представить себе, что совсем недавно здесь, на родине преподобного Сергия Радонежского, царила мерзость запустения.


Варницкая обитель стала памятником Преподобному Сергию на Ростовской земле. Троице-Сергиев Варницкий монастырь уникален именно тем, что он сохранил святым место рождения, физического и духовного возрастания мальчика, ставшего впоследствии «обителью Святой Троицы». Едва ли много найдется монастырей, которые основывались на месте, отмеченном рождением какого-либо подвижника. Варницкий в этом отношении исключителен.



На родине преподобного Сергия

С благоговением заходит паломник в его врата (и особое значение имеет то обстоятельство, что над этими вратами сейчас расположена церковь преподобных Кирилла и Марии: так мы словно исполняем завет прп. Сергия — поклониться, прежде чем идти к нему, его родителям) и направляется по дороге к Троицкому собору. Предание гласит, что собор стоит точь-в-точь на том месте, где находился дом родителей отрока Варфоломея. И, конечно, молитва в этом храме становится большим событием для верующего.Церковь во имя преподобных Кирилла и Марии над северными воротами монастыря появилась уже в наши дни, после возвращения монастыря Церкви. Собственно, в XIX веке строительство такой церкви было и невозможно - поскольку в то время благочестивые родители преподобного Сергия почитались лишь местно, не будучи канонизированными.

Довольно высокая, с одной золотой главкой, церковь эта весьма органично дополнила ансамбль монастырских строений. Именно она, вместе с доминантой колокольни, сейчас формирует восприятие архитектурного комплекса обители с северной стороны - то есть со стороны главной дороги к монастырю. Впоследствии, когда будет построен собор во имя прп. Сергия Радонежского, вид монастыря с севера еще более выиграет. Строилась церковь прпп. Кирилла и Марии в 2003-06 годах. Сейчас она полностью готова, уже установлен иконостас. В храме устроена просторная и теплая крещальня с большой купелью.

Появление монастыря на родине преподобного Сергия не случайно. Игумен Радонежский еще при жизни был широко известен во всей Русской Земле и за пределами ее. А уж на родине, рождение его в Ростове и при жизни великого старца было предметом благоговейной любви. Да и в свои посещения Ростова игумен Радонежский бывал на родине, где прошли его годы детства и отрочества. Поэтому место строительства обители было обозначено точно в памяти жителей, воспитанных среди святынь, которыми издавна славился древний город. Ростовская земля, казалось, только и ждала всероссийского прославления преподобного Сергия, чтобы обозначить свою причастность к жизни и подвигу угодника Божия строительством приличного для данного случая памятника. Таким памятником и явился Троице-Сергиев Варницкий монастырь. Ко времени основания обители в Ростове были еще живы люди, знавшие от своих родителей, где находилась усадьба боярина Кирилла, отца преп. Сергия. В окрестностях монастыря старожилы указывали и дуб, выросший на том месте, где было явление отроку Варфоломею Ангела Господня. Славился монастырь святым целебным колодцем, именовавшийся «Сергеевым». После закрытия монастыря колодец был разрушен. Большого труда стоило братии найти его и расчистить, когда обитель вернули Церкви.


Нельзя не рассказать и о том, что5 июля 1913 года, в день памяти обретения мощей Преподобного Сергия Радонежского, Божественную литургию в Троицком соборе обители служил святитель Тихон (Белавин, 1907-1913), архиепископ Ярославский и Ростовский, будущий Патриарх Московский и всей России. За шесть лет своего пребывания на Ярославской кафедре святитель Тихон трижды бывал в Троице-Варницком монастыре. При отъезде святителя Тихона из Ярославской епархии к месту нового служения насельники Варницкой обители подарили ему икону Преподобного Сергия. А через 6 лет, в марте 1919 года, декретом новой власти Троице-Сергиев Варницкий монастырь был закрыт. Братию приписали к приходской церкви. Начались изъятия монастырского имущества. Последние записи в «Книге» такие: «1923. 20 марта иеромонах Георгий (последний настоятель Варницкой обители) в Яковлевском монастыре возведен во игумена и архимандрита», «1924. 26 февраля архимандрит Георгий по распоряжению безбожной власти выселен из келий и монастыря. 27 февраля. «Гонимый архимандрит Георгий здравствует». На этом летопись обрывается. Дальнейшая судьба архимандрита Георгия неизвестна. Не знаем мы и о судьбе других варницких иноков. Где настигла их кончина, в каких могилах упокоились они? Кто из них окончил свои дни мирно, кто принял мученическую смерть? Поиски в архивах пока не дают результата, и вопросы остаются без ответов.


Но известна судьба Варницкого монастыря. Несмотря даже на то, что долгие годы советской власти место рождения преп. Сергия находилось в запустении, через монастырь шла проезжая дорога, а на месте взорванного Троицкого собора смердила свалка, память о том, какое значение имеет этот небольшой клочок земли на берегу речки Ишни, сохранялась. И разве не удивительное чудо, еще раз напоминающее нам об особой роли этого места, - столь быстрое возрождение монастыря? Возрождение даже не из руин, поскольку и таковых, по большому счету, не имелось. А из ничего. Уже в который раз подает нам Господь надежду через преподобного Сергия. Как тут не вспомнить возвращение Церкви Троице-Сергиевой Лавры в 1940-е годы, расцененное многими верующими как обетование грядущего возрождения религиозной жизни в измученной стране.


В Варницком монастыре нет ни мощей, ни чудотворных икон, пользующихся особым почитанием верующих. Но дело в том, что Варницкий монастырь - с его Троицким собором, построенным на месте дома родителей преподобного Сергия, с памятным крестом на месте встречи святого отрока с таинственным черноризцем, с самой землей, по которой ходили прпп. Кирилл и Мария и их богоизбранный сын, - уже является святыней. Однако нельзя сказать, что в Варницком монастыре совсем нет и никогда не было «привычных» для нас святынь. Были. Например, одной из наиболее чтимых икон оставалась здесь на протяжении веков икона преподобного Сергия Радонежского с житием - храмовый образ Троицкого собора. Написанный во второй половине XVII века именно для Троицкого собора (об этом, в частности, говорит клеймо с изображением Святой Троицы, помещенное в верхнем ряду в самом центре), он был изъят из Варницкой обители и передан в ростовский музей. Сейчас эта икона, замечательная как своей художественной ценностью, так и, по меньшей мере, «историчностью» (легко представить себе, сколько поколений иноков и паломников, церковных иерархов и простых мирян молилось перед ней!), находится в музее.


В самом же Варницком монастыре заслуживают особенного внимания как минимум две иконы. Обе они нового - и весьма приличного - письма, обе - с частицами мощей. Речь идет об иконах прп. Сергия и свт. Климента, Папы Римского. Нахождение в Варницкой обители иконы свт. Климента - отнюдь не случайность, а проявление «исторической памяти». Дело в том, что в былые века (согласно письменным источникам - уже в XVI веке) в Никольской слободе, как называлась ранее Варницкая слобода, был деревянный кладбищенский храм во имя святителя Климента, Папы Римского.Впоследствии его за ветхостью разобрали. Сейчас на месте древней церкви высятся два храма - Воскресения Словущего и прп. Паисия Великого и мч. Уара. Хотя раньше эти храмы не являлись монастырскими, сегодня они имеют статус подворья Варницкой обители. Храмы были возвращены Церкви в 1989 году - первыми из всех храмов Ростова и Ростовской области.


Для возрождения богослужебной жизни в возвращенных храмах на родину преподобного Сергия были «командированы» из Троице-Сергиевой Лаврытрое монахов - Феодор, Сергий и Никон. Им пришлось приложить немало усилий, чтобы церкви стали пригодными к проведению богослужений, поскольку к моменту передачи их Церкви они находились в полуразрушенном состоянии. В храме прп. Паисия Великого и мч. Уара в первое лето вставили окна, переложили печи и перекрыли крышу. Средства на ремонт собирались при помощи окрестных жителей. Они же приносили иконы.


После долгих лет запустения, Троице-Сергиев Варницкий монастырь возрождается. Уже отреставрирован Введенский храм, заново отстроен Троицкий собор. И сравнительно недавно в обители был заложен обширный каменный храм во имя преподобного Сергия. «Это будет храм, - говорил наместник монастыря архимандрит Силуан в 2007 году, когда строительство было еще только в планах, - который займет центральное место в монастыре. Святейший Патриарх благословил строительство, лично подписал проект строительства этого храма». К январю 2009 года заложили фундамент. Конечно, завершение собора - дело не самого ближайшего будущего. Предполагается, что закончат его к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия, которое выпадает на 2014 год.Достаточно посмотреть на макет будущего храма, чтобы убедиться в том, что он действительно будет очень величественным и масштабным. Особенно видно это при взгляде на макет монастыря в целом. Появление такого храма, несомненно, станет большим событием не только для самого монастыря и окрестных жителей, но и для паломников издалека - ведь во время праздничных богослужений (в частности, в дни памяти преподобного Сергия) он сможет вместить в себя гораздо больше богомольцев, чем нынешний соборный храм обители, Троицкий.

По преданию, здесь родился преподобный Сергий Радонежский. От Троице-Варницкого монастыря, основанного здесь в середине 15 века, сохранилась в искаженном виде церковь Введения (1828 г.). В Варницкой слободе расположены ц. Воскресения (1814г.) и построенная А.Л. Кекиным церковь Паисия и Уарра (1893г.), где он и похоронен.

Монастырь (мужской) и церкви действующие.



Свято-Троицкий Сергиев Варницкий монастырь впервые упоминается в документах в 1482г. - в житии прп. Паисия Угличского. Перед Смутным временем монастырь еще был полностью деревянным, и древних построек не сохранилось. В 1685г. из построек в нем были Троицкий собор, Сергиевская церковь, кельи и ограда. Только в 18 веке монастырь стал обстраиваться в камне. В 1771г. был освящен новый каменный Троицкий собор. В первой половине 19 века в монастыре были выстроены кирпичные трапезная церковь Введения, ограда с башнями и жилые постройки. Монастырь был закрыт в 1919г. Позднее снесли собор и ограду; уцелела лишь Введенская церковь, и та в сильно разрушенном состоянии. Возрождение обители началось с 1995г., когда она стала подворьем Троице-Сергиевой Лавры. Новый Троицкий собор (по возможности сходный со снесенным) начал возводиться в 2000г., сейчас практически закончен. В 2001г. отреставрировали Введенский храм, сейчас близятся к окончанию работы по восстановлению ограды с надвратной церковью, служебных и жилых зданий.

Троице-Варницкий монастырь, заштатный, в 3 верстах от Ростова, на берегу реки Ишни, на месте бывших соляных варниц. Основан около 1430 года на месте рождения и воспитания преподобного Сергия, где была вотчина его родителей. По имеющейся под находящимся над ведущими в обитель воротами изображением явления старца-инока отроку Варфаламею надписи, монастырь основан именно на том месте, где «явился ангел Господень в образе инока отроку Варфаламею, иже и бысть Сергий, чудотворец Радонежский, основатель великия лавры». С 1726 года по 1731 год монастырь был женским. В монастырском храме, с приделами преподобного Сергия и Никона, святых Афанасия и Кирилла, хранится с горящей перед ней неугасимой лампадой икона преподобного Сергия, писанная в Троице-Сергиевой лавре иноком Симеоном и освященная при мощах преподобного; в ней хранятся частицы мощей святых Дмитрия Солунского, Иоанна и Никиты Новгородских, Макария Калязинского, Сергия Радонежского и часть его гроба. В том же храме у южной стены лежит чугунная плита жившего в этой обители на покое и здесь же скончавшегося (1 января 1842 года) Августина (Сахарова), епископа Оренбургского. При монастыре школа, а с 1893 года, в память 500-летия кончины преподобного Сергия, — странноприимный дом и богадельня для заштатных церковно-служителей с их вдовами и сиротами.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Дата публикации или обновления 15.12.2017

Гостиница «Дом на погребах» , расположенная на территории древнего
Ростовского кремля в Ростове Великом.

Троице-Сергиев Варницкий монастырь.

Адрес Варницкого монастыря: Ярославская область, г. Ростов Великий, пос. Варницы
Как проехать к Варницкому монастырю: поездом из Москвы с Ярославского вокзала ехать до Ростова (202 км, 3 часа). От вокзала доехать на автобусе или дойти пешком до Центра города (Колхозная площадь). Там сесть на автобус до Варниц (ехать 10–15 минут).
Как проехать к Варницкому монастырю на автомобиле от Москвы: автомобилем по автодороге на Ярославль, после въезда в Ростов повернуть налево на Борисо-Глебском повороте, проехав через железнодорожный переезд, повернуть направо, через 1,5 км – Троице-Сергиев Варницкий монастырь.
Фотоальбом. Рассказ о поездке в Ростов , и в том числе и в Троице-Сергиев Варницкий монастырь.
План Троице-Сергиева Варницкого монастыря.
Троице-Сергиев Варницкий монастырь: http://www.varnitsky-monastir.ru/

Историю Варницкого монастыря не назовешь простой. Он разорялся поляками, влачил нищенское существование, был почти до основания разрушен в годы советской власти. Но остались в прошлом беды, и монастырь на родине преподобного Сергия возродился. Как ни лютовала злоба, не удалось ей угасить лампаду перед образом великого угодника Божия.

Основана обитель была в 1427 году, пять лет спустя после обретения честных мощей игумена Радонежского. В то время в Ростове и его окрестностях еще живы были люди, которые слышали рассказы своих родителей о преподобных Кирилле и Марии и могли указать основателю монастыря, архиепископу Ростовскому Ефрему, место, где некогда находился их дом. Неизвестно, какое имя носило в то время это селение, расположенное близ речек Ишни и Песошни (последнюю, заросшую травой, сейчас не так-то легко заметить - она открывается взгляду лишь во время разлива). В XVI-XVII веках оно называлось Никольской слободой, об этом мы узнаем из писцовых книг («в слободке Никольской, где бывали варницы на речке Ишне...»). Название это происходило от храма свт. Николая, разобранного вследствие своей ветхости в конце XVII века. В указанное время слобода была довольно многолюдной, здесь стояло три храма, из которых к концу XVIII столетия остался лишь один - во имя свт. Климента, Папы Римского.

Процветание слободки уместно связать с соляным промыслом. Когда добыча соли прекратилась, то и слобода начала пустеть. От соляных варниц ей осталось лишь имя, под которым она известна и сейчас.

А монастырь между тем жил своей смиренной жизнью. Подвижников, известных особыми молитвенностью и прозорливостью, здесь не было, святынь, ради которых паломники были бы готовы преодолевать десятки и сотни верст, - тоже. И поэтому отнюдь не странно, что долгое время он оставался не просто бедным, а очень бедным, и не имел каменных храмов даже в XVII веке, когда уже во многих городских и «пригородных» обителях они появились.

Во время польско-литовского нашествия Варницкий монастырь не избежал печальной участи - интервенты сожгли его и разграбили, выместив еще на монахах свое недовольство тем, что «мало пограбилось», нечего взять было. После этого обитель влачила самое жалкое существование вплоть до 1624 года, когда царь Михаил Федорович дал ей жалованную грамоту. Состояние монастыря несколько поправилось, однако благополучным его все же назвать было сложно.


Икона Божией Матери «Ростовская», келейный образ ростовского епископа Афанасия (Вольховского), строителя Троицкого собора в Варницком монастыре.

В 1725 году последовало определение архиепископа Ростовского и Ярославского Георгия, согласно которому Варницкий монастырь обращался в девичий и сюда переводились монахини Рождественского монастыря. Варницкую братию переселили, в свою очередь, в Спасо-Песоцкий монастырь, находившийся бок о бок с Яковлевским монастырем и спустя несколько десятилетий приписанный к нему.

Инокиням в Варницах пришлось тяжело. Испытывая недостаток во всем, начиная с дров и пропитания, они в том же 1725 году обратились к владыке Георгию с просьбой перевести их обратно в Рождественский монастырь. Ходатайство было удовлетворено, однако не сразу. Шесть лет сестры переносили невзгоды, подвизаясь в бедной, удаленной от города обители. В 1731 году в Троице-Сергиев Варницкий монастырь вернулись монахи.

В первой половине 1760-х годов над монастырем нависла угроза упразднения, но дело обошлось «малой кровью»: он был всего лишь оставлен за штатом, то есть на своем содержании. Кроме того, если прежде монастырем управлял игумен, то отныне - строитель, что также означало определенное понижение его статуса. Тем не менее именно последняя треть XVIII века ознаменовалась благоустройством и украшением монастыря. Своих средств у него на это не было, но нашлись благотворители.

В 1770 году началось строительство каменного собора с колокольней, освященного в 1771 году во имя Святой Троицы (как и прежний, деревянный, храм). В 1783-86 годах у северной стены обители был возведен еще один каменный храм - во имя свт. Николая. Простоял он менее полувека: в 1824 году он сильно пострадал при пожаре и впоследствии был разобран.

С начала XIX столетия в Варницком монастыре велась, согласно повелению Ярославской духовной консистории, своеобразная летопись - «Книга для записок о случающихся достопамятностях исторических, служить могущих к продолжению Российской истории». Сейчас она хранится в архиве Ростовского музея, и из нее мы можем почерпнуть немало любопытных - а порой бесценных - сведений о существовании монастыря в XIX - начале XX века. Наряду с «эпохальными» событиями - такими, как строительство и ремонт церквей, сюда скрупулезно заносились и такие «факты биографии»: «1896. 16 июля. Монастырь посетил Преосвященнейший Иоанникий, епископ Угличский, викарий Ярославской епархии. Владыка осмотрел храмы, нашел их в отличном состоянии, после чего ездил с казначеем иеродиаконом Макарием на лодке купаться в монастрскую купальню. Купальня владыке весьма понравилась».

А вот события из разряда «эпохальных»: «1871. С половины июня до половины сентября свирепствовала холера, много людей в Ростове и окрестностях умерло. В Варницкой обители по молитвам заступника своей родины Преподобного Сергия все остались живы и никто не болел».

В мае 1811 года над окрестностями Ростова пронеслась сильная буря. Много неприятностей причинила она Варницкому монастырю, снеся кровли зданий. О немедленной замене их в «Книге для записок» ничего не сказано, зато под 1823 годом в ней помечено, что настоятельские и братские кельи покрыты листовым железом.

В 1829 году в монастырской летописи впервые встречается упоминание о новой Введенской церкви - в связи с приездом архиепископа Ярославского и Ростовского Авраама, осматривавшего ее.

В 1831 году летописец оставляет в «Книге» следующую запись: «В обители подвизаются 13 человек: настоятель, три иеромонаха, один вдовый священник, один иеродиакон и семь послушников». Надо думать, «перепись населения» была сделана по велению начальства. Дальнейшие записи говорят главным образом о посещениях монастыря иерархами, поновлениях существующих строений и вкладах благотворителей.

Большой интерес вызывает запись от 1892 года: «В память 500-летия преставления преподобного Сергия вблизи монастыря с южной стороны выстроена богадельня для престарелого и бедного духовенства Ярославской епархии и странноприимный дом. Постройки созданы на деньги разных благотворителей, первым из которых был ярославский владыка Иоанафан, Варницкая обитель внесла 1 тысячу рублей». Запись эта показывает, помимо всего прочего, что состояние Варницкого монастыря в течение XIX века настолько поправилось, что он уже сам получил возможность благотворить.

1907 год ознаменовался посещением обители «вновь назначенным на Ярославскую кафедру архиепископом Тихоном (Беллавиным)». Краткая эта пометка заставляет нас внутренне вздрогнуть - святитель молился на родине преподобного Сергия. До революции и его избрания Патриархом оставалось десять лет. И менее двадцати - до его кончины. Кажется, не так много времени прошло. Но - целая жизнь, целый век. Здесь: «Архипастырю преподнесли икону от братии монастыря. После осмотра храмов архиепископ последовал в покои настоятеля, где ему был предложен чай». Там - ЧК, ГПУ, постановления ЦК РКП (б), допросы, «тихоновщина», «опиум». Долгая темная ночь.

Скорбные события начались в 1918 году. Впрочем, «первый звонок» об окончании времен мирных прозвенел еще в 1915 году. Тогда в обитель прибыли «эвакуированные» монахини Полоцкого Спасо-Евфросиньевского монастыря вместе с епархиальным училищем. Они находились в Варницах до конца 1918 года. В канун нового, 1919-го, года монастырь «был занят людьми, изгнанными из ростовских богаделен».

Спустя несколько месяцев, 1 марта 1919 года, декретом новой власти Троице-Сергиев Варницкий монастырь был закрыт. Братию приписали к приходской церкви. Начались изъятия монастырского имущества. Последние записи в «Книге» такие: «1923. 20 марта иеромонах Георгий (последний настоятель Варницкой обители) в Яковлевском монастыре возведен во игумена и архимандрита», «1924. 26 февраля архимандрит Георгий по распоряжению безбожной власти выселен из келий и монастыря.

27 февраля. «Гонимый архимандрит Георгий здравствует"». На этом летопись обрывается. Дальнейшая судьба архимандрита Георгия неизвестна. Не знаем мы и о судьбе других варницких иноков. Где настигла их кончина, в каких могилах упокоились они? Кто из них окончил свои дни мирно, кто принял мученическую смерть? Поиски в архивах пока не дают результата, и вопросы остаются без ответов.

Но известна судьба Варницкого монастыря. Сначала была ночь - долгая и темная. Разорение храмов, разрушение Троицкого собора.

Ночь кончилась. В 1995 году монастырь был возвращен Церкви.

Троице-Сергиев Варницкий монастырь красив особой, приветливой, красотой. Его храмы как-то необыкновенно точно вписаны в смиренную природу ростовской земли. Трудно представить себе, что еще пятнадцать лет назад здесь, на родине преподобного Сергия Радонежского , царила мерзость запустения.

Собор во имя преподобного Сергия Радонежского.

Внутреннее убранство соборного храма хотя и не могло сравниться в роскоши с соборами других, более богатых, ростовских обителей (например, Спасо-Яковлевской), но выглядело весьма и весьма достойно. Стены и своды собора украшали гипсовые картуши с живописью, в каждом приделе был резной золоченый иконостас. Многие иконы, попечением благотворителей, украшались богатыми серебряными окладами.

Соборная колокольня, возвышавшаяся над папертью, была сначала трехъярусной и имела девять колоколов. В 1892 году достроили четвертый ярус для пожертвованного колокола. Если взглянуть на старые фотографии, можно увидеть, что в начале XX века колокольню венчала луковичная главка - такая же по размеру, как глава самого собора. Теперь колокольня имеет шпилевидное завершение, какое и было у нее с конца XVIII по конец XIX века.

В 1930 году собор вместе с колокольней взорвали, причем срыли даже фундамент храма - вероятно, чтобы память о святыне совершенно изгладилась из людских сердец. Долгое время на месте собора была свалка. Сейчас усилиями братии Варницкого монастыря, трудников и благотворителей он отстроен заново.

Единственная церковь, пережившая богоборческие времена и дошедшая (хотя и в совершенно изуродованном виде) до наших дней - церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Она возводилась в 1826-28 годах на пожертвования благотворителей. Основные средства на ее строительства поступили от ростовского купца и мецената М. М. Плешанова, а также от епископа Оренбургского и Уфимского Августина (Сахарова), проживавшего на покое в Варницком монастыре. Известную сумму внесли на строительство храма и другие жертвователи - ростовские купцы А. А. Титов, И. И. Балашов и другие.

Закладка Введенского храма совершилась 1 мая 1826 года, а 15 мая 1827 года на нем был водружен крест. Тогда же заключили договор на украшение церкви живописью. Живописные работы оплачивались М. М. Плешановым. Кроме того, на его средства приобретались одежды на два престола и жертвенник, богослужебные сосуды и книги, Евангелие. 7 октября 1828 года состоялось освящение главного престола храма, а на следующий год были освящены и два других придела храма - во имя пророка Божия Илии и во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. При паперти храма с одной стороны устроили сторожку, с другой стороны - ризницу.



Иконостас Введенской церкви.

Поддерживалась в благопристойном состоянии Введенская церковь также в основном на средства благотворителей. До конца своей жизни много жертвовал на храм М. М. Плешанов. А в начале 1880-х годов, когда и внутреннее, и внешнее убранство храма уже несколько пообветшало, обновление его было произведено на средства крестьянина И. А. Рулева.

Каменное строительство в монастыре продолжалось на протяжении всего XIX века. Ко второй половине столетия в северо-западной части монастыря появилось два небольших, уютно-провинциального вида, здания - в одном из них находились настоятельские покои, в другом - братские кельи. Кроме того, в 1832 году было отстроено новое здание трапезной. На нее пошел материал, оставшийся от упраздненной теплой церкви свт. Николая, возведенной в 1783-86 годах и сильно пострадавшей от пожара, случившегося в обители 26 сентября 1824 года.

Надвратная церковь во имя прпп. Кирилла и Марии.

Церковь во имя преподобных Кирилла и Марии над северными воротами монастыря появилась уже в наши дни, после возвращения монастыря Церкви. Собственно, в XIX веке строительство такой церкви было и невозможно - поскольку в то время благочестивые родители преподобного Сергия почитались лишь местно, не будучи канонизированными.

Довольно высокая, с одной золотой главкой, церковь эта весьма органично дополнила ансамбль монастырских строений. Именно она, вместе с доминантой колокольни, сейчас формирует восприятие архитектурного комплекса обители с северной стороны - то есть со стороны главной дороги к монастырю. Впоследствии, когда будет построен собор во имя прп. Сергия Радонежского, вид монастыря с севера еще более выиграет.

Строилась церковь прпп. Кирилла и Марии в 2003-06 годах. Сейчас она полностью готова, уже установлен иконостас. В храме устроена просторная и теплая крещальня с большой купелью.


Иконостас надвратной церкви Варницкого монастыря, освященный во имя прп. Кирилла и Марии.

Как и во всяком монастыре, в Варницкой обители до революции было свое кладбище. На нем погребали останки не только иноков, но и благотворителей монастыря. В частности, последнее пристанище здесь нашли многие представители купеческих семейств Плешановых и Мальгиных, своими пожертвованиями существенно поддержавшие обитель. Рядом с кладбищем располагались огород и сад, где в 1851 году посадили 150 яблоневых деревьев.

Имел монастырь особые постройки и вне своей ограды - гостиницу для паломников и кирпичный завод, сдававшийся в аренду. Кроме того, Варницкому монастырю принадлежали две часовни. Одна из них, выстроенная из дерева, находилась на ростовском вокзале, другая, кирпичная, - при Московской шоссейной дороге.

Особого упоминания заслуживает монастырский колодец, издавна славившийся своей прекрасной чистой водой и именовавшийся «Сергеевым». После закрытия монастыря колодец был разрушен. Большого труда стоило братии найти его и расчистить, когда обитель вернули Церкви.

Каменная ограда с четырьмя башнями по углам вокруг монастыря строилась в 1848-52 годах на монастырские деньги и средства благотворителей. В южной стене были сделаны Святые врата, а над ними помещена картина «Явление отроку Варфоломею Ангела Божия», выполненная масляными красками на железном листе. Картина была снабжена надписью: «На сем месте явися Ангел Господень во образе инока отроку Варфоломею, иже и бысть Сергий, чудотворец Радонежский, основатель великия Лавры».

Любопытно, что картину эту писал не какой-либо приглашенный живописец, а насельник Варницкого монастыря иеродиакон Меркурий, до ухода в монастырь учившийся в петербургской Академии художеств. После революции и ограда, и Святые врата были разрушены, восстановили их уже в наши дни.

На кладбище Варницкой слободы, неподалеку от монастыря, есть две церкви. Хотя раньше эти храмы не являлись монастырскими, сегодня они имеют статус подворья Варницкой обители. Первый из них, в честь Воскресения Словущего, был построен в 1814 году на средства Н. А. Кекина. Второй храм, во имя преподобного Паисия Великого и мученика Уара, возводился в 1890-93 годах попечением А. Л. Кекина. Храмы были возвращены Церкви в 1989 году - первыми из всех храмов Ростова и Ростовской области.

Для возрождения богослужебной жизни в возвращенных храмах на родину преподобного Сергия были «командированы» из Троице-Сергиевой Лавры трое монахов - Феодор, Сергий и Никон. Им пришлось приложить немало усилий, чтобы церкви стали пригодными к проведению богослужений, поскольку к моменту передачи их Церкви они находились в полуразрушенном состоянии. В храме прп. Паисия Великого и мч. Уара в первое лето вставили окна, переложили печи и перекрыли крышу. Средства на ремонт собирались при помощи окрестных жителей. Они же приносили иконы.

Варницкий монастырь небогат по части чтимых издревле икон и иных святынь. Однако, являясь своего рода памятником преподобному Сергию и его родителям, он уже сам по себе заслуживает того, чтобы называться святыней.

В Варницком монастыре очень немного святынь. Здесь нет ни мощей, ни чудотворных икон, ни каких-либо иных предметов, пользующихся особым почитанием верующих. Но дело в том, что Варницкий монастырь - с его Троицким собором, построенным на месте дома родителей преподобного Сергия, с памятным крестом на месте встречи святого отрока с таинственным черноризцем, с самой землей, по которой ходили прпп. Кирилл и Мария и их богоизбранный сын, - уже является святыней.


Преподобные Кирилл и Мария, родители прп. Сергия Радонежского. Икона современного письма.

Троице-Сергиев Варницкий монастырь уникален именно тем, что он сохранил святым место рождения, физического и духовного возрастания мальчика, ставшего впоследствии «обителью Святой Троицы». Едва ли много найдется монастырей, которые основывались на месте, отмеченном рождением какого-либо подвижника. Варницкий в этом отношении исключителен.

С благоговением заходит паломник в его врата (и особое значение имеет то обстоятельство, что над этими вратами сейчас расположена церковь преподобных Кирилла и Марии: так мы словно исполняем завет прп. Сергия - поклониться, прежде чем идти к нему, его родителям) и направляется по дороге к Троицкому собору. Предание гласит, что собор стоит точь-в-точь на том месте, где находился дом родителей отрока Варфоломея. И, конечно, молитва в этом храме становится большим событием для верующего.

Несмотря даже на то, что долгие годы место рождения прп. Сергия находилось в запустении, через монастырь шла проезжая дорога, а на месте взорванного Троицкого собора смердила свалка, память о том, какое значение имеет этот небольшой клочок земли на берегу речки Ишни, сохранялась. И разве не удивительное чудо, еще раз напоминающее нам об особой роли этого места, - столь быстрое возрождение монастыря? Возрождение даже не из руин, поскольку и таковых, по большому счету, не имелось. А из ничего. Уже в который раз подает нам Господь надежду через преподобного Сергия. Как тут не вспомнить возвращение Церкви Троице-Сергиевой Лавры в 1940-е годы, расцененное многими верующими как обетование грядущего возрождения религиозной жизни в измученной стране.

Однако нельзя сказать, что в Варницком монастыре нет и никогда не было «привычных» для нас святынь. Были. Например, одной из наиболее чтимых икон оставалась здесь на протяжении веков икона преподобного Сергия Радонежского с житием - храмовый образ Троицкого собора. Написанный во второй половине XVII века именно для Троицкого собора (об этом, в частности, говорит клеймо с изображением Святой Троицы, помещенное в верхнем ряду в самом центре), он был изъят из Варницкой обители и передан в ростовский музей. Сейчас эта икона, замечательная как своей художественной ценностью, так и, по меньшей мере, «историчностью» (легко представить себе, сколько поколений иноков и паломников, церковных иерархов и простых мирян молилось перед ней!), находится в музее.

В самом же Варницком монастыре заслуживают особенного внимания паломника как минимум две иконы. Обе они нового - и весьма приличного - письма, обе - с частицами мощей. Речь идет об иконах прп. Сергия и свт. Климента, Папы Римского. Нахождение в Варницкой обители иконы свт. Климента - отнюдь не случайность, а проявление «исторической памяти». Дело в том, что в былые века (согласно письменным источникам - уже в XVI веке) в Никольской слободе, как называлась ранее Варницкая слобода, был деревянный кладбищенский храм во имя святителя Климента, Папы Римского. Впоследствии его - за ветхостью - разобрали. Сейчас на месте древней церкви высятся два храма - Воскресения Словущего и прп. Паисия Великого и мч. Уара.

Летопись монастыря.

1314. Рождение преподобного Сергия Радонежского (в миру - Варфоломея) в семье благочестивых бояр Кирилла и Марии, живших под Ростовом Великим.
Ок. 1329. Семья прп. Сергия вынуждена оставить свое ростовское имение и переселиться в Радонеж.
1337. Варфоломей принимает монашеский постриг с именем Сергий. Основание нового монастыря - в будущем Троице Сергиевой Лавры.
1392. Кончина прп. Сергия Радонежского.
1422. Обретение честных мощей прп. Сергия.
1427. Основание Троице-Сергиева Варницкого монастыря на том месте, где находился дом родителей преподобного Сергия.
1725. Обращение Варницкого монастыря в девичий. Монахи переведены в ростовский Спасо-Песоцкий монастырь.
1731. Обитель вновь становится мужской.
1764. Причисление Варницкого монастыря к заштатным обителям.
1771. Освящение первого каменного храма в Варницком монастыре.
1783. Начало строительства каменной церкви во имя свт. Николая, ныне утраченной.
1824. Пожар уничтожает многие деревянные монастырские постройки и наносит серьезный ущерб церкви свт. Николая.
1828. Освящение нового каменного храма - в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
1852. Окончено строительство каменной ограды вокруг монастыря.
1918. В монашеских кельях размещают людей, выгнанных из ростовских богоугодных заведений.
1919. Закрытие монастыря. Братия во главе с настоятелем приписана к кладбищенской Воскресенской церкви.
1924. Окончательное выселение иноков из Варницкого монастыря.
1995. Возвращение Варницкой обители.

С использованием материалов из журнала «Православные монастыри. Путешествие по святым местам, № 26, 2009».

Расскажите немного об истории монастыря и о том, как вы начали возрождать обитель.

– Троице-Сергиев Варницкий монастырь основан 5 июля 1427 года как своеобразный памятник преподобному Сергию Радонежскому. Дело в том, что в 1422 году были обретены нетленные мощи преподобного. А через пять лет ростовцы, чтобы почтить память своего земляка – великого русского святого, решили на том месте, где стоял дом родителей преподобного Сергия, основать монастырь. Так и было сделано.

Сначала монастырь был деревянный, до XVIII века все строения монастыря были деревянными. Затем обветшавший Троицкий собор, стоявший на месте дома, в котором родился преподобный Сергий, был заменен на каменный. А потом – в XIX веке – были построены уже другие каменные здания, стены, башни…

После революции, в 1919 году, Варницкий монастырь был закрыт, разграблен, а в братских кельях, настоятельском и странноприимном домах были устроены коммунальные квартиры. Монахи репрессированы. Сам Троицкий собор в 1930 году был взорван вместе с колокольней, разрушены стены, башни. Вдоль монастыря была проложена автомобильная дорога. Новая власть решила уничтожить память о преподобном Сергии, и было сделано все, чтобы ничто из монастырских построек не напоминало о святом месте. Даже фундамент Троицкого собора был срыт, а на месте собора была устроена, страшно сказать, мусорная свалка. Вот такое было кощунство, такое было надругательство над памятью великого русского святого.

Слава Богу, что безбожный вавилонский плен кончился и в нашей стране появилась возможность восстанавливать разрушенные святыни. В 1995 году вышел указ Святейшего Патриарха Алексия II, чтобы наместник Троице-Сергиевой лавры принял место рождения преподобного Сергия под свое попечение. И по просьбе архиепископа Ярославского и Ростовского Михея лавра взяла это святое место под свое покровительство. Начались восстановительные работы. Сначала они проводились неспешно – возможности были ограничены. Первым настоятелем монастыря был игумен Борис. Он потрудился два года, при нем была сделана объездная дорога вокруг монастыря. Это очень важно, поскольку тогда территория освобождалась от того большого количества машин, которое проезжало через монастырь. Церкви была возвращена часть монастырских помещений в братском корпусе, странноприимном и в настоятельском домах.

Потом, через два года, отец Борис уехал в город Иваново. А в 1998 году Святейший Патриарх назначил на восстановление монастыря меня, и вот уже восемь лет приходится мне выполнять послушание – восстанавливать эту древнюю замечательную Варницкую обитель.

– Вы ведете здесь не только монашескую жизнь, но и занимаетесь просветительской деятельностью. Есть школы. Не могли бы вы немного рассказать, как появилась идея создать на территории обители православную школу?

– До пятнадцати лет преподобный Сергий, тогда еще Варфоломей, прожил в Варницах. Его детские годы прошли рядом с древними святынями Ростова Великого. Здесь он был воспитан своими родителями в вере и благочестии, здесь впитал в себя все святое, чем украшена Ростовская земля. И у нас появилась мысль, что и мы можем поучаствовать в благом деле созидания, восстановления духовности и нравственности в нашем отечестве тем, что поможем молодым людям, поможем подготовить желающих школьников для поступления в духовные семинарии, на богословские факультеты университетов и институтов, чтобы уже в 10–11 классах они могли получать параллельно и начальное богословское образование. Для того чтобы такая идея осуществилась, у нас в 2004 году по благословению Святейшего Патриарха был открыт пансион при гимназии. Мы учим не только тех, кто живет рядом с монастырем, в поселке Варницы, в соседних селах, деревнях, городе Ростове, но стали приглашать и из других регионов желающих получить полное среднее и начальное богословское образование.

Начальное богословское образование у нас основывается на семи дополнительных предметах. Это закон Божий, история Церкви, литургика (изучение богослужения), церковно-славянский язык, церковное пение, основы иконописи и гомилетика (умение проповедовать слово Божие). К нам приезжают ученики из разных мест. Здесь во время учебы они знакомятся друг с другом, дружат, участвуют в совместных молитвах и службах, вместе ездят в паломнические поездки по святым местам. Мы находимся в центре «Золотого кольца», и ученики очень любят посещать наши древние города: Ярославль, Углич, Переславль, Владимир, Суздаль, Сергиев Посад и другие святые места. Мы используем любую возможность, чтобы лучше познакомить учеников со святынями нашей Церкви. За два года у учеников есть возможность получить начальное богословское образование, которое является хорошим базисом для поступления в духовные и православные учебные заведения и для дальнейшего служения Церкви Христовой.

– Ученики как-то участвуют в жизни монастыря, выполняют какие-то послушания?

– Да, участвуют. Из учеников гимназии создан хор, который поет во время богослужений. Ученики гимназии читают во время богослужений часы, шестопсалмие, кафизмы, Апостол, различные молитвы, служат в храме в качестве алтарников, учатся колокольному звону, несут послушание дежурных по храму… К нам приезжает много паломников из разных мест. Некоторые ученики несут послушание экскурсовода, рассказывают о преподобном Сергии, об истории обители, о гимназии. Наши ученики и проповедуют. У нас существует расписание проповедей. Каждый день мы вспоминаем каких-то святых, и перед братским молебном ученики по очереди произносят проповедь. Это очень помогает им почувствовать себя служителями Церкви, а проповедь заставляет глубже задуматься о духовной жизни и брать пример с того святого, материал о жизни которого они изучили и о котором они рассказывают. Несут послушание ученики и в трапезной, помогают нам в благоустройстве монастырской территории. Зимой убирают снег. Летом наводят порядок, убирая и подметая территорию монастыря. Также они делают посильные добрые дела, помогая нуждающимся людям, которые обращаются за помощью.

Но у вас есть еще и гимназия для младших школьников. Как она появилась?

– Да, она появилась в 2002 году. Сначала у нас при монастыре возникла воскресная школа, потом, видя опыт других храмов и обителей, мы решили открыть полную общеобразовательную школу, тем более что рядом с монастырем сохранилось здание бывшей церковно-приходской школы. Мы добились, чтобы это здание возвратили монастырю (там находилась контора лесхоза) и организовали православную гимназию.

– Чем отличается программа этой гимназии от общеобразовательных школ, например, города Ростова? Какие у вас особенности?


– Особенностью обучения и воспитания в православной гимназии является то, что у нас изучается закон Божий, ученики молятся перед началом уроков и по окончании уроков. Утром, когда они приходят на занятия, то прежде всего совершают утреннее молитвенное правило в Воскресенском храме, который находится рядом с гимназией. Особенностью обучения и воспитания является также и то, что храм Божий является очень важным учебным классом, посещение которого помогает лучше понять значение молитвы и непосредственно участвовать в общей молитве, приобщиться к прекрасному, духовному, святому. К большим праздникам, к Рождеству Христову, к Пасхе наши учащиеся готовят духовно-нравственные постановки, даже спектакли. Когда наступают эти праздники, то мы приглашаем учеников из других школ, разных людей, благотворителей, и эти выступления бывают очень интересны и полезны как участникам, так и зрителям. Ученикам с интересом ездят по другим школам, выезжают в детские дома, посещают воинскую часть и там, поздравляя других людей с праздниками, поют замечательные песни и показывают свои духовно-нравственные постановки.

То есть это своего рода миссионерская деятельность…

– Совершенно верно.

– Я знаю, что у вас в обители строится также миссионерский корпус, значит вы как-то собираетесь расширять миссионерскую деятельность?

– Да, она у нас ведется, но с каждым годом расширяются возможности, и одно из направлений – паломническое. К нам приезжают люди из разных мест, мы рассказываем им не только об истории обители, но и о преподобном Сергии, отвечаем на самые разные вопросы. Люди присылают письма – мы отвечаем на них. У нас есть гостиница для паломников, есть возможность для желающих остановиться, помолиться на богослужении, чтобы ощутить духовную жизнь обители, не только посмотрев на храмы, но и непосредственно приняв участие в богослужении.

– Сейчас очень остро стоит вопрос введения основ православной культуры в российских школах. Как в Ростове и вообще в Ярославской области обстоит с этим дело?

– Этот предмет сейчас вводится у нас в Ростове. Введение этого предмета поддерживает департамент образования Ярославской области во главе со Степановой Татьяной Александровной, которая написала учебник по основам православной культуры с акцентом на изучение тех святынь, которые есть в Ярославской епархии. У нас в Ростове начальник управления образования Скворцова Александра Николаевна также содействует этому благому делу, и этот предмет уже преподается в некоторых школах. Сегодня у нас в гостях были ученики пореченской школы, которые изучают этот предмет. Он введен еще пока не во всех школах, но процесс идет, и я думаю, что в скором времени все ученики будут иметь возможность получать религиозную грамотность, а, следовательно, полноценное образование.

То есть здесь нет таких битв, как, например, в Москве?

Расскажите немного о ваших духовных и организационных планах.

– В настоящее время мы готовимся строить храм, посвященный преподобному Сергию. Это будет храм, который займет центральное место в монастыре. Святейший Патриарх благословил строительство, лично подписал проект строительства этого храма. Даст Господь, после Пасхи будет заложен фундамент.

Еще мы работаем над книгой о нашем монастыре, и надеемся, что в скором времени она выйдет в свет. Эта книга об истории Варницкого монастыря и православной гимназии, существующей при нем.

Нами был создан фильм о возрождении Варницкого монастыря – «Под благодатным покровом преподобного Сергия Радонежского». Недавно он был показан по телевидению на канале «Россия». Мы надеемся, что будет возможность сделать определенный тираж этого фильма и таким образом шире знакомить желающих с жизнью обители.

Также у нас уже несколько лет развивается издательская деятельность. Мы печатаем настенные и карманные церковные календари с указанием дней памятей святых. Особенно отмечаем память святых Ярославской земли, среди которых много новомучеников и исповедников Российских.

Вы упомянули о новомучениках. Кто-то из братии монастыря тоже пострадал в те годы?

– Пока таких материалов мы не нашли, но поиски в архивах продолжаются. Известны новомученики других обителей и храмов Ярославской епархии из числа священников и монахов, но будем надеяться, что нам удастся узнать о судьбе той братии, которая подвизалась здесь в годы революции.

– Наверное, еще сохраняется духовная связь вашего монастыря с Троице-Сергиевой лаврой?

– Да, нам оказывают ощутимую помощь и наместник лавры епископ Феогност, и братия. Они приезжают к нам, а наша братия регулярно ездит за духовной поддержкой в лавру. Связь самая живая и непосредственная.

А ваши ученики поступают в лаврскую, то есть в Московскую духовную семинарию?

– Да, ряд выпускников нашей гимназии поступил учиться в Московские духовные школы, да и некоторые послушники нашей обители учатся там же.