Главная · Шри-Ланка · Жизнь в буддийском монастыре и поиск себя в горах таиланда. Какая религия в Тайланде

Жизнь в буддийском монастыре и поиск себя в горах таиланда. Какая религия в Тайланде

Поезд из Бангкока пришел на станцию в Чианг Май в 5:00 утра. Проводник с завидной вежливостью оповестил каждого что станция Чианг Май. Я собрал вещи и вышел. Белье в поезде собирать не надо было. Этим занялся проводник. Вокзал оказался небольшим. Было еще темно. Водители такси вяло интересовались куда мне надо добраться и предлагали отвезти в свободные комнаты которых множество сдается в городе. Я отказался. Мне надо было найти автобусную остановку автобусов Green Bus и добраться до провинции Мае Качан, что 80 км от Чианг Май. Мой путь лежал в буддийский храм Wat Lueng где живут лесные монахи. У меня была информация по координатам храма (19.191967,99.505402) и автобусной остановки (19.195412,99.515165), храм от автобусной остановки находился приблизительно в 2 километрах. Только я собрался искать остановку чтобы купить билет, как о себе дал знать мобильный телефон. Звонил Пхра Сурчат - настоятель буддийского монастыря, с которым у меня была предварительная договоренность о встрече. Что было удобно, так это то, что настоятель в советское время учился в СССР и говорит по-русски. Он сказал мне что в данный момент находится на церемонии в Чианг Май и если я уже прибыл в город, то мне надо взять такси и приехать в храм, в котором он сейчас находится. Храм назывался Chedi Luang Temple. Подойдя к первому таксисту, я передал мобильный телефон и настоятель объяснил куда нужно меня доставить. Такси стоило 120 Бат. Приехав в храм настоятель встретил меня и провел в дом, где находились другие монахи. Навстречу вышли два земляка: Дмитрий и Виктор. Сурчат передал меня в руки Дмитрия, как более опытного и знающего монаха и сказал во всем слушаться его. Мне объяснили правила поведения в храме и сказали что после церемонии небольшой группой мы поедем в храм Wat Lueng в Мае Качан.
Началась церемония. Множество монахов, выстроившись в ряд подходили к столам, где миряне делились едой с монахами, те же в свою очередь еду складывали в котелки, непременный атрибут монаха, в который он собирает пожертвования (в основном еду) и он же, котелок, служит посудой из которой монах принимает пищу. Я стоял в стороне, наблюдая за происходящим.
После, было время для приема пищи. Поскольку я был еще мирянин, кушать за одним столом вместе с монахами мне было нельзя. Мне указали на отдельный стол и принесли суп и сок. Было вкусно, впрочем как вся тайская еда для меня. После трапезы, собравшись мы сели в пикап и двинулись в храм, в котором мне предстояло провести некоторое время. Дорога заняла около часа или чуть больше. Храм располагался в горах несколько отдаленно от деревни, как я и говорил в 2 км, к нему вела отдельная дорога. На большой территории было много зелени, домиков для монахов, других жителей, парковой зоны с плодами и зеленью которой питались монахи и крематорием, расположенным сразу за воротами храма. По правилам, в храме можно было находиться в белой одежде мирянину, её у меня не было и меня ею обеспечил храм. Нахождение в монастыре требовало благословения настоятеля, поэтому не откладывая на потом, этот вопрос был решен. Нужно было три раза поклониться настоятелю, повторить за ним чтение на санскрите и пожертвовать сумму на храм (сколько считаешь нужным, все индивидуально но в разумных рамках). После одобрения, мне выдали белую одежду и спросили, готов ли я стать монахом, обрить голову и брови или же я хочу остаться мирянином при монастыре что является так же престижно в иерархии буддистов, но при монастыре это самый низкий уровень. В буддийских монастырях существует очень четкая иерархия по старшинству. В двух словах: есть миряне-буддисты при монастыре, которые прислуживают монахам, есть мычи - женщины принявшие монашество но не являющиеся монахами по гендерному различию, они так же бреют голову и брови и выполняют практически все то же что и монахи, но лишены возможности быть монахами и собственно монахи, которые в свою очередь различаются на несколько типов.
Основы буддизма - это то, что является основой и Учения (санск. -Дхарма) и, собственно, практики. Основой практики является: 4 истины, Благородный 8-ричный Путь и Парамиты Бодхисаттвы. В основе буддизма лежит прежде всего достижение Просветления, поэтому основная цель всех практик, не зависимо от традиций и школ это, конечно же, достижение Просветления или Пробуждения от сна иллюзий и миражей, Нирвана («угасание» страстей), и Освобождение от страдани.

Основой буддизма и буддийской практики являются всем известные термины - 4 Истины, 3 Драгоценности, практика Нравственности или Поведение, Мотивация и Срединный Путь.

Основой практики служат простые и доступные, как для мирян, так монахов правила нравственной дисциплины. Отличие состоит лишь в том, что монахи более интенсивно практикуют различные буддийские учения и практики, так как посвящают этому все свободное время. У мирян ситуация другая их мирские заботы тяжелее, они сильнее погружены в 8 мирских дхарм, и порой у них даже нет времени для практики Дхармы.

В отличии от мирянина, монах не должен просить или благодарить, когда ему дают пищу или подарки. Те же, кто желает получить от монаха наставления, нередко простираются перед ним, т. е. касаются земли «пятью точками»: коленями, локтями и лбом. Мирянин, вручая что-нибудь монаху, благодарит его за то, что монах позволил мирянину совершить доброе дело и тем самым получить религиозную заслугу. Если монаха приглашают в дом, то он должен сидеть на самом почетном месте и несколько выше, чем остальные; если он остается в доме на ночь, то он должен спать в отдельной комнате и через комнату от женщины. Для монаха неприличен любой контакт с женщиной, ему нельзя касаться животных женского пола, кукол, женских вещей и т. д. Монаха не следует спрашивать, что он любит из еды и что ему приготовить, ибо он должен есть все, что ему дадут, за исключением мяса собаки, змеи,тигра, медведя, гиены, человека. Монах не должен хвалить еду, т. к., согласно Винае, еда - это лишь жизненная необходимость, а ее вкусовые качества не играют роли для монаха. Вместе с тем хорошая и разнообразная еда рассматривается как знак уважения к сангхе и религии. По традиции монах должен питаться на подаяния верующих.
После некоторого ввода в экскурс по буддизму и некоторых отличий, о чем я уже знал ранее, я дал свое согласие на постриг и церемонию принятия буддизма и посвящения в монахи. Я не буду вдаваться в подробности всех действий, при желании об этом можно почитать в источниках о буддизме, скажу лишь то, что волновался как на экзамене во время церемонии. Волос и бровей меня лишили очень быстро и было по-началу непривычно видеть себя в таком образе, но: волосы не руки, со временем отрастут, хотя монахи бреют регулярно волосы на голове. Так же нельзя носить усы и бороду. Во время церемонии мне выдали одежду монаха в которой мне предстояло ходить все время пребывая в этом новом для меня статусе.
Мне так же нельзя было принимать лично что то из рук женщины и дотрагиваться до женского пола любых созданий, принимать алкоголь, кушать после 12:00 и так далее.
Немного о распорядке дня в монастыре:
Утро монаха начинается в 4:00 утра с утренней медитации и чтения заповедей. После часовой медитации, монахи собираются на пиндабат - шествие к мирянам за пожертвованиями, в основном это еда которой миряне дают монахам. Но бывают и цветы, деньги и прочее. Монахи идут на пиндабат босиком собирая пожертвования в котелок. Мирянин, после подношения пожертвования, садиться на колени ставя перед собой емкость с водой и вторую пустую емкость, склонив голову и сложив в есте ладони слушает что произносит монах (на санскрите) , в переводе:
"Пусть все, что вы желаете, быстро сбудется, пусть исполняются ваши устремления, подобно тому, как наполняется луна в день полнолуния, словно сработал камень желаний. Пусть все беды будут предотвращены, пусть прекратятся все болезни, пусть вы не будете подвергаться опасности, пусть вы будете жить долго и счастливо. У того, кто уважителен, кто постоянно почитает достойных усиливаются 4 качества: долгая жизнь, красота, счастье, сила".
В это время мирянин переливает воду из одной емкости в другую, загадывает желание и после выливает воду под дерево, чтобы желание исполнилось. Монахи идут дальше...
К 8:00 утра монахи возвращаются в храм и начинается трапеза. Монахи сидят выше других после чтения молитвы в позе лотоса принимая пищу из котелка. Мычи, миряне при монастыре сидят ниже и по обычаю едят то, что остается после монахов. В этом монастыре еды как правило достаточно, но бывают монастыри где с едой проблемы. Это единственный полноценный прием пищи за весь день. Впринципе если с трапезы что то припасти (булочку, сок) до 12:00 дня можно еще перекусить, потом монаху принимать пищу нельзя. После трапезы, уборка зала, мытье посуды, немного личного времени и если позволяет погода - то около 1-1,5 часов работа на территории монастыря. До 14:00 личное время после работы. В 14:00 медитация на час. Медитация в данном случае помимо чтения, заточена на дыхание, чем реже дышишь в течении 30 минут, тем лучше. Дыхание должно быть ровным, спокойным. Выдох длиннее вдоха. После медитации уборка территории. Личное время. Любая работа, будь то работы по монастырю или уборка территории опять же основана на медитации, т.е нет цели сделать что то быстро и качественно, есть цель делать ровно, с дыханием, осознанностью в каждом действии... в 16:30 полдник, который заключается в употреблении напитков: чай, кофе, соки, вода. Что есть, кроме алкоголя. Можно поести семечки или мед - не запрещено. Свободное время и в 19:00 медитация до 21:00 . После рекомендовано лечь спать, т.к подьем в 4:00 утра. К слову, личное время для монаха выделяется для того чтобы сделать свои личные дела: стирка, сон, но лучше медитация помимо групповых медитаций в установленные часы. Так проходит день за днем... В медитации и созидании. Монахи-новички в том числе и я в монастыре Wat Lueng по инициативе настоятеля спят в палатках на территории крематория рядом с кладбищем. Обычная туристическая палатка на земле или плитах. Тайцы очень суеверны и боятся находиться и спать на территории крематория даже по несколько человек, пугаясь каждого шороха. Суть в том, что сон в таком месте закаляет дух. Я не знаю, на жесткой плите в палатке на территории крематория я засыпал за пару минут и в 4:00 просыпался вполне бодрым. Может место такое, я не знаю.

Сюда, в такие места, каждый приезжает со своей целью: поиски себя, познание нового, принятие буддизма, монашества на день или всю жизнь - каждый решает сам, сколько времени ему провести в этом статусе. По тайским обычаям, как у нас каждый мужчина должен сходить в армию (в которой я не был) , таец хотя бы день должен быть монахом. Ну и большую часть В Тайланде исповедуют буддизм конечно. В таких местах приятно созидать, наблюдать природные явления, если монастырь находится в сельской местности как этот. Можно увидеть гекконов, скалопендру (главное не дотрагиваться, т.к она оставляет сильные болезненные ожоги на теле), ночью выползают скорпионы, змеи, огромные жуки, большие бабочки днем, колонии муравьев разных видов и размеров суетливо по цепочке носятся взад и вперед. Красивые пейзажи, облака, рисовые плантации добавляют неповторимое настроение находясь в подобных местах. Здесь чувствуешь себя частью этого мира. Нужные решения приходят сами собой. На многие вещи начинаешь смотреть по другому. То что было важно в мирской жизни, порой теряет смысл. Начинаешь обращать на мелочи, которых ранее не замечал.

Мое пребывание в монастыре подошло к концу, я достиг цели ради которой ехал в монастырь. Окунулся в традиции страны, жизнь буддийских монахов, принял и понял буддизм, посмотрел на медитацию с иной точки зрения. Мне надо было двигаться дальше. Сообщив о своем решении, меня спросили: точно ли я решил? Я ответил - Да. Хотя я знаю, придет время и я знаю что вернусь сюда. Настоятель сказал что в любое время это можно сделать. И это правда.
Мне надо было добраться обратно до Чианг Май, познакомиться с вторым по величине городом в Тайланде после Бангкока. Выйдя за ворота монастыря, возле заправочной станции и магазина 7 Eleven я сел на желтый мини бас (это пикап Isuzu с оборудованным кузовом под перевозку людей, очень популярен в Тайланде) и за 2 часа и 50 Бат добрался почти до центра Чианг Май.

И вот, после насыщенного дня, пришел вечер. Отдыхая, мы тихо сидели до дворике отеля. На следующий день мы собирались посмотреть монастыри и храмы Чианг Мая. Легкий ветерок шелестел неведомыми тайскими растениями и нес сладкие запахи их цветов. В обманчивом полусвете желто-розовой зари стали лиловыми ажурные контуры деревьев, предметов и отдаленных гор. Наступило магическое время прозрачной вечерней тишины.

А вскоре на бархатном ночном небе появился миллион чистых звезд и совершенно иная, нежели в наших широтах, светлая луна. Мы смотрели в этот звездный водоворот, ощущая бесконечность Вселенной, по которой летит наша планета, весь наш, в общем-то не такой огромный мир, ощущая хрупкость и краткость человеческого бытия.

В эти минуты хотелось размышлять о непостижимом и бескрайнем, возвышенном и вечном, и было трудно вообразить, что не все в нашем мире устроено идеально. Не все? И тут, видимо, в сочетании с нашими планами, припомнилось! Таиланд – это страна, где есть, кажется, место для любой религии, где гармонично сосуществуют буддизм, христианство и ислам, три величайшие религии в мире.


Религия Тайланда и его соседей

Термин «религия» используется для обозначения человеческих представлений о вере в бога. Во всех уголках мира, во всех странах, во все исторические эпохи, люди задавались вопросом о смысле жизни, о том, как следует жить, что происходит с человеком после смерти, есть ли кто-то или что-то «там», по ту сторону жизни. Разные религии давали людям разные ответы.

Известно, что многоконфессиональный Таиланд граничит со следующими странами – Малазией, Камбоджей, Лаосом и Мьянмой. А какие религии исповедуют его ближайшие соседи?

Спросите любого человека в возрасте от 20 до 120 лет, какая в Тайланде религия? И вы услышите, что религия Тайланда – буддизм.

Почему же следует именно такой ответ, вместо ожидаемого перечня существующих здесь конфессий? Вы безусловно правы, если решили, что все дело в численности их приверженцев.

Из таблицы видно, что большая часть населения Таиланда являются последователями буддизма, затем почти 5% приходится на мусульман, и все это дополняется горсткой христиан, сикхов и индуистов.

Исламские проценты – это жители юга страны, находящиеся в непосредственной близости от малазийской границы. Среди них сильны сепаратистские настроения. Кое-где в провинциях местные мусульмане оружием в руках аргументируют необходимость создания независимого исламского государства.

Как видите, христиан в Таиланде совсем немного. Возможно, это связано с тем, это была религия захватчиков. Почти все страны Юго-Восточной Азии были захвачены Францией и Англией, независимость Сиама с 16 века буквально висела на волоске.

Все это породило трудно преодолимое историческое предубеждение, что именно христианство угрожает суверенитету тайской нации. Нельзя сбрасывать со счетов также слишком разнящееся ментальное восприятие мира и человека у представителей христианства и буддизма.


Православие в Тайланде

Родиться тайцем – значит родиться буддистом.

Однако современный средний таец является буддистом в той же самой мере, в какой большинство европейцев являются христианами. В основном люди соблюдают религиозные ритуалы, но лишь немногие из них следуют всем правилам буддизма. Однако, хотя современные жители страны Тайланд не слишком религиозны, но, тем не менее, значение религии по-прежнему велико, как в семейной жизни, так и в жизни общества.

В этой стране даже летоисчисление ведется со дня смерти Будды, которая по нашему летоисчислению произошла в 543 году до н.э. Поэтому наш, сегодняшний 2014 год, для Таиланда год 2557.

В соответствии с Конституцией страны, символ нации – король Тайланда, является защитником и покровителем всех религий. При этом сам тайский монарх непременно должен быть буддистом, поскольку государственной религией Тайланда является буддизм, основанный на учении Тхеравады.

Традиционно, языком религии Тайланда является пали. Подробнее о древнем пали, каменной книге Трипитака и буддизме направления Тхеравада можно прочитать в .

Буддийская религия основана на этике кармы, согласно которой, если вы делаете хорошие вещи, то хорошие вещи случаются и с вами. Ее мирная и все принимающая природа является в значительной мере философией жизни, основные постулаты ее нацелены на любовь, терпимость, уважение к другим.

Как это замечательно, показывать любовь и уважение к другим и получать их обратно!

А как обстоят дела с православием в Тайланде? Удивительно, но в Таиланде сейчас действуют всего только 1 православный монастырь и 7 православных приходов, да еще один планируется открыть в Чианг Май.

А удивительно это потому, что во второй половине 19 века – начале 20 завязалась тесные дружеские отношения между нашими странами, такие, что даже один из наследных принцев Сиама был женат на православной русской. Об этой необыкновенной истории любви читайте .


Монахи в Тайланде

Они встречаются повсюду, но особенно их много в ранние утренние часы, когда наступает время собирать милостыню. Вид обритых наголо, босоногих, облаченных в оранжевые одежды послушников и буддийских монахов неизбежно напоминает иностранцам, что Тайланд это страна, где доминирующей силой в человеческой жизни является буддизм.

Большинство тайских мужчин проводят некоторый период своей жизни в качестве монахов. Это может быть несколько недель, месяцев или лет, в зависимости от желания конкретного человека. Они оставляют свои семьи, дела, обязанности и отрешенно живут в это время при храме, проходя там обучение.

Нынешний король Пхумипон Адульядет был монахом в 1956 году, а его сын, наследный принц Маха Ватчиралонгкорн, принял этот сан в 1978 году. Даже сегодня тайское правительство позволяет любому госслужащему взять на 3 месяца полностью оплачиваемый отпуск, чтобы в это время побыть монахом!

Монахи чрезвычайно почитаются в тайском обществе, возможно, даже больше, чем члены королевской семьи! В аэропортах и автобусах – для них отведены специальные места, они бесплатно пользуются общественным транспортом, собираемая ими по утрам добровольное и весьма щедрое подаяние – знак уважения и преданности тайцев, совершающих тем самым благой, улучшающий карму поступок. Перед тем, как открыть новый бизнес, переехать в новый дом или даже купить новый мотоцикл, тайцы просят благословения у монахов, без чего, считается, не возможно достичь удачи и процветания.

Монахи, как и все люди, не лишены слабостей и недостатков, контролировать проявление которых им помогает строгий монастырский устав (227 заповедей и правил!), а избавляться от снедающих человека страстей и желаний, мешающих достичь Нирваны, призвана медитация. Хотя ее важность очевидна для любого тайца, число людей, в действительности ее практикующих, пожалуй, не на много больше, чем в странах Запада. Даже среди монахов популярность медитативных практик не особенно велика. Те же из них, кто серьезно занимается медитацией, как правило, обитают в отдаленных монастырях в джунглях.

Монашеская одежда – символ бедности. Однако жизнь в качестве монаха для многих тайцев, выходцев из крестьянских семей, это шаг вверх по социальной лестнице, это возможность куда более сытного и комфортного существования. Тайские монахи не работают, располагают достаточным свободным временем, поэтому охотно общаются на всевозможные, чаще необременительные, темы с посетителями монастырей. Также они с удовольствием практикуются с иностранцами в английском языке.


Буддийские монахини

Тайские женщины – составляют, по оценкам, 51 процент от населения страны. Они были в числе первых женщин в Азии, которым было предоставлено право голоса. Тем не менее, когда дело доходит до религии, женщины в Таиланде продолжают бороться за равноправие.

Буддизм направления Тхеравада в свое время был представлен монашескими общинами как для мужчин, так и для женщин. «Монах» на пали – «bhikkhu» (биггу), женщина-монах – «bhikkuni» (произносится – биггуни или бхиккуни). Но в настоящее время женщины не могут стать полноправными монахами, носящими желтые монашеские рясы. В Тае женщин не рукополагают, женские монашеские общины отсутствуют.

Хотя в стране есть единственное исключение – Преподобная Дхаммананда Bhikkhuni – настоятельница первого женского монастыря Songdhammakalyani в Тайланде.

Она была рукоположена в Шри-Ланке, откуда вернулась на свою родину, для того, чтобы здесь поднять религиозный статус женщин, бороться с гендерным неравенством при выборе женщинами-буддистками монашеского служения. “Женщины всегда способствовали буддизму, потому что это они на самом деле кормят монахов. Зайдите в любой храм в Таиланде, и 80 процентов из дежурных – женщины! Они являются той истинной основой, которая поддерживает буддизм в этой стране “, – говорит Дхаммананда.


Но пока в Тайланде женщины могут стать всего лишь послушницами и носить при этом белые одежды. Приблизительно 15 000 монахинь в Таиланде бреют головы и носят подобные одеяния. Они принимают обеты, проходят посвящение, аналогично монахам, медитируют, учатся Дхарме, ведут строгую и непритязательную монашескую жизнь, но, в отличие от монахов, не могут исполнять буддийские церемонии.

И женщины-монахи в Тайланде не пользуются каким-то особенно уважительным отношением. Пожалуй даже, отношение к ним не достаточно уважительно. Не имея собственных монастырей, они скромно живут в уголке мужского. Обычно это сироты и вдовы. Жизнь их протекает в непрерывном труде.


Буддийские монастыри и храмы Тайланда

“Ват” буквально означает храм. Поэтому этот термин вполне возможно использовать не только по отношению к буддийскому религиозному центру, но и к мусульманским мечетям или христианским церквям.

Этим же словом обозначается монастырь.

Однако чаще всего под термином Ват в Таиланде имеют в виду не только храм, но и входящий в его состав монастырь.

В общем случае Ват представляет собой типовую совокупность нескольких религиозных сооружений разной функциональности. Вот основные из них:

  1. Бот или Убосот – это одно из самых главных зданий храма, предназначенное для самых важных церемоний. Поэтому его интерьер наиболее красив: внутри он украшен росписями, снаружи имеет белые стены, окруженные колоннадой, окна и двери отделаны красным цветом, на его черепичной крыше изображения охраняющих грозных драконов и божественных нагов. В нем находятся наиболее почитаемые статуи Будды. Обычно это сооружение находится в центре храмовой территории.В храме Бот или Убосот может быть только один. Разница между этими двумя разновидностями главного здания в том, что Убосот по своей внешней границе обложен каменными пограничными маркерами в виде листьев. Последние так и назывались – Bai, что на тайском значит – листья.
  2. Вихан (Вихара)- более скромное по оформлению, но зато большее по размерам сооружение, тоже со статуями Будды внутри. Оно предназначено для молитв монахов и прихожан, для собраний, чтения лекций, здесь делаются пожертвования Будде. Подобных сооружений в одном Вате может быть несколько.
  3. Чеди или Пранг – разновидности ступ (пагод). У Чеди форма конусообразная или колоколообразная с высоким шпилем, а Пранг – больше похож на початок кукурузы. Это чрезвычайно важный элемент монастыря Тайланда.Ступы предназначены для хранения священных буддийских реликвий, или праха королей или выдающихся религиозных деятелей. Это наиболее священная и важная структура Ват.
  4. Мондоп или хотрай – две разновидности сооружений для хранения священных писаний, реливий, изображений. По назначению близки к библиотеке. Первый тип – здание в виде квадрата, второй же тип – сооружение на сваях, подобная конструкция обеспечивала лучшую сохранность драгоценных бумаг.
  5. Кути – так называется помещение или участок территории, где живут монахи.
  6. Сала – сооружение, напоминающее беседку, в нем хорошо медитировать, слушать лекции или просто отдохнуть, укрывшись от жаркого солнца.

Ступа, Вихарн и бот возводятся в первую очередь. После этого, в зависимости от финансовых возможностей и количества монахов, создаются другие структуры.


С древних времен храмы играли значительную роль во многих аспектах жизни тайского общества.

Это было не только место отправления религиозных нужд, но и образовательный центр, где располагались школы, и место, где лечили больных. Ват служил обществу в качестве домов для престарелых и обездоленных. Здесь находился центр тайского искусства и архитектуры. Храм был местом общения молодежи и даже своеобразным развлекательным центром, где люди наслаждались тайскими народными операми или классическими тайскими танцевальными драмами. Социальная жизнь сельской общины всегда вращалась вокруг Ват.

Сейчас в стране насчитывается более 30 тысяч монастырей и более 300 тысяч монахов. Наиболее значимые храмы в стране носят статус Королевский, их около 200, самый важный и священный из них – Ват Пхра Кео в Бангкоке, а на севере, в Чианг Май – .


Правила посещения буддийских храмов Тайланда

  • Одежда для посещения храма в Тайланде должна быть скромной, закрывающей плечи и колени. Голову здесь покрывать не нужно. Обувь снимается перед входом.
  • В храме следует отключать мобильные телефоны, нельзя говорить громко, шуметь, дети не должны бегать.
  • Все изображения Будды считаются священными и требуют к себе уважительного обращения. Нельзя их обнимать, опираться на них. Нельзя обращать ступни в сторону статуи Будды. Не следует к алтарю поворачиваться спиной.
  • Используйте только правую руку, когда вам нужно что-то передать или получать от монаха.
  • Женщинам нельзя прикасаться к монахам, даже пожертвования следует передавать им через мужчину. И монахи никогда не касаются женщин, в том числе даже своей собственной матери.


Будда и рыбы

Среди множества всех его бесчисленных перерождений, однажды Будде пришлось прожить жизнь рыбы. И, наверное, было в этой жизни его что-то такое особенное, раз буддисты, памятуя об этой его реинкарнации, создают специальные прудики с рыбами. Часто такие водоемы устраивают у храмов, в парках, подобный был даже в зоопарке Чианг Мая. А их обитателей каждый желающий может покормить и тем самым улучшить свою карму.

Мы долго наблюдали, как рыбы, раскормленные, привыкшие к обильному угощению, сбиваются в плотную кучу в том местечке пруда, где бросают корм, разевают рты и ждут. И вот наступает этот восхитительный момент рыбьего счастья и в воде мгновенно начинается свалка. Толстые серебристые тела, с намерением ухватить и проглотить предложенной вкусноты по максимуму, немилосердно толкаются, выхватывают что-то друг у друга, перемещаются, следуя своим каким-то стратегическим соображениям, в нетерпеливой погоне за удачей взмывают из водной своей стихии в стихию воздушную.


По какой-то неведомой мне самой причине такой милый прудик с рыбами запал мне в душу и прихотливой ассоциацией неразрывно связался в памяти с Буддой, создателем основной религии Тайланда… Я смотрю на фотографию живого серебра, снующего в воде, цепочка воспоминаний протягивается дальше, и я, как наяву, вижу буддийский храм в Тайланде и приветливо улыбающихся монахов в шафрановых одеждах…



Интересная статья? Подпишитесь на обновления блога и получите еще больше информации по RSS, Email

Почему-то у многих при слове «монастырь» возникают какие-то мрачные и настороженные ощущения. На для меня это стало одним из самых легких и ярких воспоминаний в жизни.

Когда пересекаешь порог храма, кажется, что ты попал в утопию, где все залито ярким солнечным светом, трава зеленеет, вокруг летают бабочки и журчит ручей. Ват Там Вуа расположен в красивейшем месте между двух гор, на севере Таиланда.

Экспресс-инфо по стране

Таиланд (Королевство Таиланд) – государство в Юго-Восточной Азии.

Столица – Бангкок

Крупнейший город – Бангкок

Форма правления – Конституционная монархия

Территория – 514 000 км2 (50-я в мире)

Население – 65,1 млн чел. (20-я в мире)

Официальный язык – тайский

Религия – буддизм

ИЧР – 0,726 (93-я в мире)

ВВП – $404,82 млрд (29-я в мире)

Валюта – бат

Граничит с: Камбоджой, Лаосом, Мьянмой, Малайзией

Добраться туда можно на автобусе, который идет в Мэхонгсон из Чанг Мая или Пая. На дороге есть указатель, возле него нужно выйти и пройти пешком по зеленой тихой аллее, пока не упрешься в беседку с приветствием. Если приехать сюда в обед, с 13:00 до 15:00, то попадаешь на прогулку-медитацию, где все умиротворенно и чинно ходят в белом одеянии. Первые минуты смотришь на блаженные лица и думаешь, что попал в секту. А уже через день сам ходишь, улыбаясь и медленно ступая босой ногой по дорожке: «Bud» – вдох, «Dho» – выдох.

Пока мы гуляли по территории, меня посещали неоднозначные эмоции: с одной стороны, дикий интерес окунуться во что-то новое и неизведанное, с другой – страх и непонимание происходящего: что можно, что нельзя, как себя вести, почему все такие отрешенные.

На территории монастыря около 40 кути, деревянных домиков с удобствами внутри, и несколько общих дормов (мужские и женский). Есть также большой главный холл, где проходят все медитации и подношения, кухня, туалеты и душевые, зал с чаем и библиотекой, мойка, прачечная и великолепные поляны для отдыха и медитаций.

Как у каждого монастыря, тут есть свои правила. Ват Там Вуа довольно демократичный и свободный монастырь. Но, как говорится, со своим уставом.

Вот основные правила:

  • Соблюдать тишину и покой
  • Посещать коллективные медитации и соблюдать график
  • Минимизировать общение между собой
  • Не использовать на территории монастыря гаджеты
  • Убирать за собой посуду
  • Соблюдать чистоту тела, души и домика
  • Не ходить по территории после 21:00
  • Запрещено курить, пить алкоголь и есть мясо
  • Женщинам нельзя обращаться к монахам, дотрагиваться до них, находиться на их территории после 20:00
  • Женщинам и мужчинам нельзя находиться в одной комнате
  • Нужно носить белую одежду (свою или полученную в монастыре)
  • Нельзя употреблять нецензурную речь и выражать негатив
  • Нельзя делать друг другу массаж на территории
  • Уважительно относиться к монахам, еде, книгам и друг другу

За неделю пребывания в монастыре я неоднократно видела людей, нарушающих правила. Никто тут не будет вас упрекать или наказывать. Но важно помнить, что пребывание в монастыре и соблюдение правил необходимо прежде всего вам, а не монахам или работникам.

В монастыре всего 6 монахов. Самому старому из них 90 лет, самому молодому – 19. Есть также несколько работников-волонтеров, которые приезжают сюда каждый день, чтобы подстричь траву, постирать одежду и присмотреть за огородом.

Монастырю всего 10 лет, но его самоорганизация напоминает живой организм, который слажено функционирует. Ват Там Вуа очень популярен среди иностранцев и наших соотечественников. Тайцев тут немного, а вот англичан, датчан, немцев, чилийцев, аргентинцев, русских, украинцев, американцев тут предостаточно. Скорее всего, место привлекает иностранцев своей демократичностью.

График дня выглядит так:

05:00 – подъем и медитация в своем кути (домике)

06:30 – подношение еды монахам.

07:00 – завтрак

08:00 – медитация в главном холле, прогулка по большому саду.

10:30 – подношение еды монахам

11:00 – ланч

12:00 – релакс

13:00 – медитация в главном холле, прогулка по малому саду

15:00 – свободное время и релакс

16:00 – общественные работы на территории (кормление рыб, заметание листьев, помощь на кухне, уборка холла)

17:00 – свободное время

18:00 – вечерняя медитация в холле

20:00 – медитация в кути

21:00 – отбой

Еда в монастыре вегетарианская, но при этом разнообразная и питательная. За 7 дней я попробовала разные блюда вегетарианской кухни и даже не почувствовала дискомфорта из-за отсутствия мяса. Иногда еду делают острой, но чаще ориентируются на иностранцев и жалеют наш желудок. Меня поразило, сколько блюд можно приготовить из бананов. Наверно, у них на кухне есть книга «101 блюдо из банана». И наконец-то я привыкла к рису.

Прием пищи строго по графику: в 7 и в 11 часов. После этого никто не ест. Но если первые дни тяжело обходиться без еды по вечерам, то можно подхрумывать. Главное делать это не демонстративно и не в общественных зонах, а у себя в домике. Если посетителей немного, то всех селят в одиночные кути, где своя деревянная кровать, душ и туалет. Если же горячий сезон и много желающих, то приходится ютится в общих дормах. Мы были в декабре, как раз в горячий сезон. Незаметно подхрумывать, когда с тобой живет еще 10 человек, непросто. Но уже к третьему дню я научилась справляться с голодом.

В монастыре все бесплатно: проживание, питание, прохождение практики, поэтому любые пожертвования приветствуются. Ведь монастырь живет только на них. Насколько разнообразный будет ланч, порой зависит от того, какими в эти дни были пожертвования. Если будете посещать этот монастырь, захватите с собой какие-то продукты: чай, кофе, сахар, какао, овощи или рис. Также можно привезти книги. Тут есть своя небольшая библиотека.

Каждый прием пищи начинается с подношения еды монахам. Монахи не могут сами взять еду, ее должны им преподнести. Поэтому утро начинается с необычного и завораживающего ритуала: по периметру холла садятся женщины и мужчины с тарелкой риса. С одной стороны женщины, с другой – мужчины. В зависимости от четности дня монахи начинают обход либо с женщин, либо с мужчин. Каждый должен положить ложку риса каждому монаху в чан. После этого монахи благословляют еду и все садятся завтракать.

Жизнь в монастыре неспешная и размеренная. Тут не чувствуешь времени. Ты знаешь, что сейчас завтрак, ведь прозвучал колокол, но какой сегодня день, какое число и даже месяц, не вспоминаешь. Время становится тягучим и обволакивающим. Кажется, что у тебя вся жизнь впереди. Несмотря на одинаковый график изо дня в день, тут постоянно получаешь новые эмоции, новый опыт, знания и знакомства.

Вместе с нами в монастыре находилось около 60 человек. Все из разных стран и континентов, каждый со своей историей и мотивацией. Одни проходили випассану молчания, другие, наоборот, хотели пообщаться. Молчать тут не обязательно. К тому же, по учениям этого монастыря, випассана полного молчания невозможна, ведь наш внутренний голос – санкара – всегда что-то говорит. Но если хочется, чтобы тебя не беспокоили, на рецепции можно взять бейджик Silent and happy – и помолчать сколько душе угодно.

Коллективные медитации проходят три раза в день. Индивидуальные можно проходить дополнительно в свободное время. С утра и в обед это медитации дыхания сидя, лежа и прогулки. Вечером это чантинг и мантры. Когда мы сюда ехали, я не имела ни малейшего представления о медитациях. И переживала за свою неусидчивость и физическую нагрузку на ноги и колени. Но все оказалось намного проще: ты сидишь на подушечках, а если тебе неудобно сидеть на полу, можешь пересесть на стул. А если и там неудобно, можешь покинуть медитацию и вернуться, когда посчитаешь нужным.

Самым трудным для меня было не уснуть во время медитации. Ты закрываешь глаза, делаешь вдох – Bud, выдох – Dho, следишь за дыханием, следишь за телом. Bud. Dho. Bud. Dho. Мысли начинают струиться, как атласная лента по воздуху. И вот уже какие-то картинки перед глазами, и ты уносишься далеко из монастыря. И откуда-то из глубины тебя пробуждает твой мозг: Bud! Dho! И ты ловишь конец этой атласной ленты и возвращаешься в свое тело. Учитель говорит своим успокаивающим и протяжным голосом: «Почувствуй тело, чувствуй свою правую руку, правую ногу. Чувствуй свою левую руку, левую ногу. Чувствуй свое тело, сосредоточься на дыхании, лови свой внутренний голос».

И все равно я каждый раз засыпаю, улетаю на несколько минут, а может секунд (кто знает, время теряет свой счет в эти моменты). Но с каждым днем мозг все быстрее реагирует и возвращает концентрацию на дыхание.

Но я не одна такая: вокруг через одного сидят люди с опустившейся головой и, как китайские болванчики, качаются вниз-вверх. Тяжелее с медитацией лежа. Тут мозг не успевает ничего контролировать и уже через пару вдохов-выдохов погружаешься в сон. А вокруг периодически раздается храп.

Самые любимые у всех медитации – прогулки. С утра и в обед мы отправлялись в большой или малый сад для прогулки-медитации.

Каждый день учитель рассказывает какую-то историю и методы, как научиться себя контролировать, следить за эмоциями, разумом. Многое касается не только религии, но и философии, психологии. Нам рассказывают, как концентрироваться, как отделить злость, грусть, счастье, как понимать, кто ты и где. Лекции проходят на двух языках: английском и тайском.

Интересные и глубокие мысли тут повсюду: в книжках, на лекциях, на деревьях, в беседах с учителем:

  • Хорошо начатое – уже половина сделанного
  • Самый короткий путь закончить много дел – делать одно дело за раз
  • Думай каждое слово, что говоришь, но не говори каждое слово, что думаешь
  • Добродетель не для продажи, если хочешь ее, создай.

Даже если вы не хотите слишком углубляться в буддизм и техники медитаций, то проведенное в монастыре время все равно пойдет на пользу вашему организму. Свежий воздух, тишина, режим дня, низкокалорийная еда и прогулки обязательно приведут к перезапуску всех систем. Мой организм тут точно перезарядился, очистился и подготовился к достижению новых вершин и новому жизненному опыту.

Стать монахом – серьезный шаг в жизни любого мужчины Таиланда. В Тайланде основная часть населения примерно 95-96% людей исповедуют Буддизм. Поэтому здесь существует древняя традиция, согласно которой каждый мужчина обязан 3 месяца провести в монастыре, постигая глубинный смысл учения Гаутамы Будды.
Когда мужчине исполняется 20 лет, его постригают в монахи. Однако, если молодые юноши хотят отправиться в монастырь раньше, то они могут стать послушниками при храмах. При этом от них будет требоваться соблюдение 10 заповедей буддизма, а монахам обязательно нужно следовать 227 заповедям.

Причем то, что мужчина должен подходить по возрасту – это только одно из множества условий. Будущего монаха обязательно должны благословить родители, он не должен иметь физических или умственных изъянов и заболеваний. Люди, работающие в сфере гос служб, должны получить соответствующее разрешение у руководства организации. После этого нужно поговорить с настоятелем храма и получить его согласие.

Настоятель назначит определенный день, вычисляемый по специальным астрологическим таблицам. Перед церемонией пострига в монахи, претендент посещает дома всех родственников и просит у них прощения за все совершенные грехи и причиненные обиды и огорчения сознательные или случайные. Это необходимо, чтобы начать свою жизнь заново, очиститься от всего, что тяготит душу будущего монаха.
Само принятие в монахи чаще всего проводится в середине лета, когда народ не отягощен сельскохозяйственными работами. Только после проведенного времени в монастыре, мужчина может считаться полностью зрелым. До этого момента они не имеют права жениться, заводить детей и даже просто встречаться с таким мужчиной согласится далеко не каждая девушка, т. к. мужчина без монастыря за плечами считается несерьезным.

Тайцы считают истинно верными следующие вехи в жизни: рождение, получение знаний, монашество, семья, дети, смерть. Сама процедура становления монахом не изменилась с древних времен. Мужчине сбривают всю растительность на голове (усы, волосы, брови), одевают в белую одежду, после чего родственники относят его в храм где и проводится сама церемония вступления в монашеский сан.
С развитием технологии стало возможным и почетным фотографировать этот знаменательный момент жизни для сохранения на долгую память. После окончания церемонии, монаха одевают в желтое одеяние. Во время служения монахи изучают учение Будды, выполняют послушания и медитируют.

После окончания 3-х месяцев монах обычно спрашивает разрешения покинуть монастырь, после этого назначается самый благоприятный день для этого. Мужчина, впервые ставший монахом, должен оставаться в пределах монастыря до обряда «катхин», который проводится в течение первого месяца после того, как сезон дождей закончится.
Очень часто люди постригаются в монахи, когда испытывают душевную пустоту, сложности в жизни, усталость от серых обыденных будней. Очень часто монашество как передышку в жизни выбирают бизнесмены или политики. Однако, даже если мужчина пришел в монастырь всего на несколько дней, то ритуал посвящения в монахи беспрекословно выполняется в полном объеме.

– традиционном сборе пищи тайскими буддистскими монахами, теперь же я расскажу о Тхам бун – совершении добрых дел .

Вообще Тхам бун означает «накапливать заслугу» – это повышение своей кармы по средствам добрых дел для последующей реинкарнации. Бун – любой акт милосердия, любой добродетельный, богоугодный поступок, начиная от подношения монахам , пожертвования на храм, заканчивая созданием своими руками или по заказу, статуэток или изображений Будды.

Буддисты твердо верят, что счастье в настоящей жизни – это награда за добродетели в их прошлой жизни. Что добро, сделанное ими в этой жизни, при последующем появлении на земле, воздастся им сторицей. Да и в этой жизни через «тхам бун» тайцы пытаются расположить к себе духов, определяющих их настоящую судьбу. Сам «ритуал добрых дел» психологически успокаивает, даже если человек не до конца верит в реинкарнацию .

Так вот за несколько зимовок в Таиланде мы стали свидетелями подаяний монахам, подношений в храмах, а еще – продажи специальных наборов для монахов в супермаркетах, о них я и хотел бы рассказать сегодня.

Тайским монахам нужно преподносить не все подряд, а лишь специальные наборы в виде оранжевых ведерок с продуктами питания, средствами личной гигиены, свечками, оранжевой материей, полотенцами, медикаментами и прочими вещами необходимыми для скромной жизни монаха. Сюда могут входить так же фонарики, батарейки, бытовая химия и много другое. Обычно эти ведерки продаются в магазинчиках 7/11 или в больших супермаркетах Tesco Lotus и Big C, на крайний случай можно самому купить оранжевое ведерко и собрать набор для монаха. Мы даже покупали набор для бритья специально для подношения монахам с символикой горшка для подношений и оранжевыми принадлежностями: мылом, бритвой, небольшим полотенцем, пеной для бритья и гелем для умывания.

Кстати, монахи идут на контакт даже не зная английского, пытались разговаривать с Василисой.

Примеры подношений тайцев монахам и получение благословения.

Пример ведерка «на счастье» с питанием, бытовыми принадлежностями, свечками, а так же живыми цветами, благовониями и статуэтками Будды.

А тут даже фонарик есть.

Очень часто наборы для монахов бывают не только в ведерках, а например, просто новый кусок оранжевой ткани для изготовления одежды монаха Чивон (или Тивон, палийское Чивара), который обматывается вокруг тела на подобие тоги. Обычно подарки для монахов преподносят в храмах (Ватах) по случаю праздников, либо приглашая монахов домой им вручают подарки по случаю важных семейных событий.

Тхам бун поменьше можно получить жертвуя монахам или на храмы через специальные Donation Box или чаши, под которыми написано для каких конкретно целей или нужд вы вносите пожертвование.

Но, несмотря на то, что наборы сформированы, не все может пригодиться монахам, а есть и вовсе непригодные продукты, типа кока-колы или пищи с истекшим сроком годности. Недавно слышал новость, что монахи обращались в Совет по защите прав потребителей для более качественного контроля ведерок с подношениями. Возмущенные монахи находили в таких ведерках продукты с истекшим сроком годности, и что более возмутительно, в некоторых из них нахватало предметов, а для веса на дно клали обычные бутылки с водой.

Проникнитесь традициями Таиланда, друзья, всем счастья! Подписывайтесь на новые статьи по