Главная · Крым · Храм иоанна воина на якиманке расписание. Храм Иоанна воина на Якиманке: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото. Адрес и контакты

Храм иоанна воина на якиманке расписание. Храм Иоанна воина на Якиманке: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото. Адрес и контакты

Построен в 1709-17 годах, согласно преданию, по распоряжению и на вклад Петра I, с использованием его чертежа, в честь победы под Полтавой над шведскими войсками. Главный престол мученика Иоанна Воина, небесного покровителя живших здесь, в слободе, стрельцов. В трапезной правый придел в юго-восточном углу освящён во имя мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. Первое письменное упоминание о его предшественнике, одноимённом храме относится к 1625 году (находился ближе к Москва-реке, разрушен наводнением, перенесен на новое место).

Coopужена часовня (снесена в 1920-х годах). Из-за сходства ряда архитектурных деталей храма и Меншиковой башни некоторые исследователи приписывают его архитектору И.П. Зарудному. В 1759 году (по другим источникам в 1772 году) в северо-восточном углу трапезной coopужён левый придел Димитрия Ростовского. Позднее построен приставной придел великомученицы Варвары. В западной части coopужены хоры, богато декорированные лепниной с позолотой и живописью (художник Г. Доможиров, 1779-85 годы).

По проекту В.И. Баженова в 1785-91 годы coopужена надпрестольная сень на 6 колоннах и четырехъярусный иконостас, который был разобран в 1860 году и заменён новым. В 1928 году вместо него был установлен деревянный резной иконостас - современник храма (1708 год; по другим источникам 1705 год), перенесенный из разрушенного храма Трёх Святителей у Красных ворот. Считается одним из лучших образцов русской декоративной резьбы по дереву XVII-XVIII веков. Кирпичная ограда с узорной металлической кованой решеткой в стиле барокко с растительным орнаментом построена в 1754-58 годах.

Храм выстроен в стиле раннего московского барокко. Ярусный. Первый, больший, восьмифанный, стоящий на четырехугольном здании, имеет полукупольную форму, которой внутри соответствует восьмигранный сомкнутый свод. Переход к нему осуществлен при помощи треугольных нитеобразных сводов - тромпов. Диагональные фани восьмифанника заметно шире остальных, которые имеют выступы. Это создает впечатление крестообразности средней части храма. В каждом выступе - окно с полукруглым завершением, обрамленное своеобразным портиком с фронтоном. Второй восьмигранник, больше похожий на фонарь, завершается полукуполом. Полукруглые фронтонные завершения посередине карнизов, оконные проемы, балконные балюстрады, обходящие два нижних яруса, пилястры на ребрах восьмиугольника, спиралевидные завитки с «глазком» в центре (волюты) «размывают» границы ярусов. В центрах стен полукруглые фронтоны («полуглавия»). Оба придела трапезной снаружи имеют главки. Над каждым приделом самостоятельный сомкнутый свод с 4 распалубками. Колокольня восьмифанная (колокола сохранились).

В 1848 году в доме священника жил художник А.К. Саврасов. Храм обновлялся в 1895 г.

В советские годы храм не закрывался. В 1922 году власти изъяли свыше 10 пудов золотых и серебряных церковных украшений и утвари. Позднее в храм были переданы иконы, утварь и ковчеги с частицами св. мощей из закрытых окрестных храмов. Сохранились здание богадельни (1805 года) и дом причта. В 1985 году в связи с расширением улицы часть ограды была разобрана и перенесена ближе к храму.

Святыни: иконы - Владимирская Божией Матери с клеймами, мучеников Гурия, Самона и Авива, Иоанна Воина с житием, праведных Иоакима и Анны с клеймами - из одноименного разрушенного храма (в отдельном киоте у южной стены Димитриевского придела); икона и часть перста с перстнем великомученицы Варвары, икона св. Василия Блаженного, образы Спаса Смоленского и свт. Николая Чудотворца из разрушенных часовен при Спасских воротах Кремля; преп. Анны Кашинской с частицей мощей; преп. Серафима Саровского, частицы мощей 150 свв. угодников Божиих в ковчегах и иконах, аналойная икона расстрелянного священномученика Христофора (Надеждина), быв. настоятеля храма (в 1906-22 годах), прославленного в лике святых на Архиерейском соборе 2000 года.

При храме действует детская воскресная школа с театральным коллективом, библиотека.

Объект культурного наследия федерального значения.

Иоанна Воина на Якиманке впервые упоминается в 1625 г. Только не было тогда еще местности «Якиманка», да и само имя святого звучало несколько иначе: Иван Войнственник.

Св. Ивана, покровителя воинов-стрельцов, живших в ту пору рядом, была первоначально деревянной и находилась ниже, «у Крымского двора на берегу». При разливе река часто затапливала , поэтому стрельцы на собственные средства в 1671 г. перестроили из камня.

Фото 1881 г.

После стрелецкого восстания 1682 года множество бунтовщиков было выслано из Москвы вместе с семьями, и опустел.

Очередное наводнение 1708 г. сильно затопило его. Об этом затоплении храм есть легенда, что сам Петр Великий, увидев храм, к которому люди добирались на лодках, заинтересовался им, а узнав, что освящен он в честь св. Иоанна Воина, воинственный царь самолично повелел отстроить новый в другом, более безопасном месте. Говорят, в 1709 г. он даже прислал готовый чертеж и пожертвовал 300 рублей на возведение каменной церкви, посвятив ее памяти победы в Полтавском сражении.

Вот так и появилась на Якиманке (к тому времени местность уже обрела это название в честь св. родителей Богородицы Иоакима (Якима) и Анны, храм которых находился неподалеку) Ивановойновская . Правда, легенда легендой, а только идея строительства храма выше прежнего места существовала давно, поскольку земля под него из числа стрелецких была приобретена еще в 1702 г. На месте же старой церквушки поставили часовню, как было принято в те времена, но она была разобрана в 1920-е гг. и до нас не дошла.

Икона Иоанна Воина

Точно неизвестно, чей именно был тот чертеж, присланный Петром I, но многие историки сходятся во мнении, что архитектора Ивана Зарудного, уж очень храм схож с Меншиковой Башней (храмом Архангела Гавриила). Традиционный восьмерик, точнее – два восьмерика, на двусветном четверике оформлены так, что зрительно нижний восьмерик выглядит как ротонда. Трапезная с колокольней стандартны для того времени. Церковь является прекрасным образцом петровского барокко, соединяющим в себе черты московского, украинского и европейского барочного зодчества.

Строительство велось быстрыми темпами, возможно, благодаря заинтересованности самого Петра I, так что в 1711 г. был уже освящен придел свв. Мчч. Гурия, Самона и Авивы. К 1712 г. здание храма было практически завершено, началось его украшение и благоустройство. Великое освящение состоялось в 1717 г. К нему царь прислал золотые церковные сосуды для богослужений, пудовую гирю на цепи (подвешена была над входом в напоминание о порядке на службах) и картину с надписью «Аптека, врачующая грехи».

Фрагмент ограды

Дошел до нас практически не измененным, только в 1759 г. (якобы с соизволения дочери Петра Елизаветы I) был пристроен второй придел во имя свт. Димитрия Ростовского. Примерно в то же время храм окружили великолепной узорной кованной оградой на каменном основании (в 1984 передвинута на нынешнее место). Стенные росписи кисти Гавриила Доможирова и иконостас Василия Баженова, к сожалению, не сохранились, но поскольку Иоанновоиновская церковь не закрывалась, то в 1920-е гг. в нее стекались святыни из закрывавшихся храмов. Таким образом, оказался здесь великолепный резной иконостас с позолотой (1708), перенесенный сюда из храма Трех Святителей у Красных Ворот (храм не сохранился).

Иконостас из храма Трех Святителей у Красных ворот

В 1812 г. храм стал свидетелем чуда: французы искали в его подвалах сокровища, но найти так и не смогли, а устроенный ими пожар потух, достигнув церковной ограды.

Колокольня церкви Иоанна Воина на Якиманке имела особое звучание и поэтому церковь относилась к «слушавшим» кремлевский благовест. К сожалению, некоторые из колоколов отдали в переплавку после революции 1917 г., остальные – в театр (МХАТ). «Театральные» колокола вернула храму Татьяна Доронина в 1990-е годы. Один из нынешних колоколов (голландский, ХVI в.) снят с закрытого храма. Сейчас колокольный ансамбль снова радует слух москвичей своим звоном.

Не закрывался в годы самых тяжких гонений, его настоятель Христофор, расстрелянный в 1922 г., причислен к лику Новомучеников Российских. В храме сосредоточено множество святых икон, принесенных сюда из пострадавших храмов. Среди них Владимирская икона Божией Матери с клеймами, икона мч. Варвары с частью ее перста и перстнем из храма ее имени на Варварке, икона Иоакима и Анны из храма, давшего имя Якиманке и многие другие.

Вконтакте

Церковь Святого Иоа́нна Воина на Якиманке в Москве - православный храм в честь мученика Иоанна воина (IV); находится в ведении Русской православной церкви; расположен в московском районе Якиманка

Здание храма возведено в 1704-1713 годы, в царствование Петра Великого. Предполагаемый автор проекта - архитектор .

История

Низменности между современной улицей Большая Якиманка и , регулярно затопляло весной, там размещались Слобода поселений, проживали стрельцы, поляки и обычные крестьяне.

В 1709 году Петр I, изучив ущерб, нанесенный в результате наводнения, заметил разрушения церкви Св. Иоанна (1625), находившейся тогда ближе к реке, и повелел соорудить новый храм в более безопасном месте - в память о Полтавской битве; согласно преданию, новый храм возвели по чертежу самого царя.

N. A. Naydenov , Public Domain

В 1711 году была завершена строительством трапезная с южным приделом; освящение всего храма совершено 12 июня 1717 года Экзархом митрополитом Рязанским Стефаном Яворским. В 1759 году сооружён южный придел.

Кованая узорная ограда на кирпичном фундаменте была возведена в 1754-1758 годы (восточная её сторона в 1984 году была значительно придвинута ближе к храму вследствие расширения улицы; ограда с южной стороны возникла ещё позже, после сноса стоявшего там дома).

В 1785-1796 годах в храме служил иерей Матвей Десницкий − будущий митрополит Новгородский и С. -Петербургский Михаил. Уже в молодые годы он получил известность как талантливый проповедник.

В 1779-1791 годах церковь была украшена Гавриилом Доможировым (фрески) и (иконостас); эти произведения были утеряны в 1860-е гг. В 1928 году церковь была оборудована иконостасом из разрушенной церкви Трёх Святителей у Красных ворот.

NVO , GNU 1.2

С 1906 до своей гибели в мае 1922 года настоятелем храма был протоиерей Христофор Надеждин. При нём в 1912 году храм отметил своё 200-летие − литургию по случаю юбилея и храмового праздника 30 июля совершил митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский).

В 1922 году протоиерей Христофор был обвинён в «противодействии изъятию церковных ценностей» и расстрелян в числе некоторых иных лиц московского духовенства по приговору Московского революционного трибунала (прославлен в лике Собора новомучеников и исповедников Российских в 2000 году).

Храм никогда не закрывался для богослужения и не был в обновленчестве.

В 1930-е годы некоторые святыни из закрытых или уничтоженных соседних церквей были помещены здесь; одним из них был закрытый храм Марона Пустынника, настоятель которого Александр Воскресенский в 1930 году стал настоятелем храма Иоанна Воина († 1950).

Архитектура

Архитектура здания объединяет элементы стилей московского барокко с украинским барокко, и европейское влияние, распространённое в русской архитектуре во времена Петра.

Архитектор остался неизвестным; сходство с предполагает работу Ивана Зарудного.

Главное здание представляет собой традиционный московский восьмиугольник в квадрате (восьмерик на четверике), однако, в этом случае представлены два коаксиальных восьмиугольника, каждый венчает половину купола.

Фотогалерея



Полезная информация

Це́рковь Свято́го Иоа́нна Во́ина на Якима́нке

Стоимость посещения

бесплатно

Адрес и контакты

г. Москва, ул.Б.Якиманка, д.46

Святыни

Южный придел храма - во имя мчч. Гурия, Самона и Авива; северный - свт. Димитрия Ростовского; приставной - великомученицы Варвары

В храме также чтимая икона последней из Варваринского храма на улице Варварка, частицы мощей свыше 150 угодников Божиих в ковчегах и в иконах.

В храме, кроме того, замечательны иконы Иоакима и Анны («Зачатие святыя Анны, егда зачат Пресвятую Богородицу») с клеймами - в северном приделе (была принесена из разрушенного храма Иоаким и Анны), и Спасителя «Великаго Совета Ангел» - пред солеёй главного алтаря, рядом с также весьма почитаемой храмовой иконой мученика Иоанна Воина.

Места эти часто страдали от наводнений, и церковь просто смыло во время паводка. Поэтому новый храм поставили уже на Якиманке. Его освятили в 1711 году, а к 1717 завершили все декоративные работы. Единственное изменение в архитектуре церкви сделали в 1759 году: появился придел во имя митрополита Дмитрия Ростовского.

Архитектор церкви Иоанна Воина остается не известным, хотя сходство с Меншиковой башней предполагает работу Ивана Зарудного.

В основе храм представляет собой восьмерик на четверике, но зрительно похож на ротонду.

Что есть что в церкви

Церковь Иоанна Воина украшена белокаменной резьбой и фигурками ангелов. Купола расписаны красной, черной, желтой и зеленой краской «в шахмат». Когда появилась такая расцветка не известно, но есть легенда, что в 1790-е она понравилась Павлу I и с тех пор украшает храм.

Колокольня немного выбивается из общего облика церкви сухостью декора и нарисованными часами. А двор храма окружает кованая ограда в виде вьющихся ветвей с листьями.

Внутреннее убранство церкви Иоанна Воина создали под руководством Василия Баженова, росписи выполнил художник Гавриил Доможиров. Первоначальный декор сохранился не полностью, хотя реставрации проводили максимально приближенно к оригиналу.

Иконостас, который сейчас стоит в храме Иоанна Воина, создали в 1712 году для церкви Трех святителей у Красных ворот (там крестили Лермонтова и отпевали генерала Скобелева). Но в 1928 храм снесли, а иконостас чудом попал в церковь Иоанна Воина.

Этот храм в советское время действовал, поэтому сюда переносили иконы из близлежащих закрывающихся церквей: икону «святые Иоаким и Анна» передали из церкви на Якиманке, икону «Великомученица Варвара» - из Варваринского храма на , Казанскую икону Пресвятой Богородицы - из Казанской церкви на Якиманке.

Путеводитель по архитектурным стилям

Говорят, что... ...колокола храма Иоанна Воина имели великолепное звучание, и по указу Консистории он входил в число «слушавших» соборный благовест.
Звон московские церкви должны были начинать одновременно с колокольней в Московском . Расположенные далеко храмы ориентировались на «знаменитые церкви», где «слушали» и «передавали» звон кремлевской колокольни. Их выбирала Консистория. В Замоскворечье такими храмами были церковь Воскресения в Кадашах, храм святителя Николая на Берсеневке, церковь святых Косьмы и Дамиана в Нижних Садовниках и храм святого Иоанна Воина на Якиманке.
Тем не менее в 1920-е годы некоторые колокола Иоанновской церкви забрали на переплавку, а некоторые отдали для художественного сопровождения спектаклей в МХАТ.