Главная · Крым · Коровий узел ходовым концом. Затягивающиеся морские узлы Скользящая глухая петля

Коровий узел ходовым концом. Затягивающиеся морские узлы Скользящая глухая петля

«Как это ни удивительно, девять из десяти сегодняшних жителей, не имеющих отношения к профессиям горноспасателя, спортсмена-скалолаза и дельтапланериста, строителя, монтажника-высотника, такелажника, пожарного, в умении вязать узлы совсем неопытны, в этом деле они более наивны, чем первобытные люди. Они в лучшем случае знают три узла и умеют завязывать (хотя и не всегда надежно и красиво) шнурки ботинок, галстук и бант. Но вот попроси их прочно связать две веревки, привязать веревку к столбу или сделать на веревке затягивающуюся петлю, они этого надежно сделать не сумеют. Почему? Да потому, что в каждом из трех отдельных случаев они пытаются применить один и тот же узел, который запомнили еще в детстве: пол-узла и еще пол-узла. Завязанный таким образом узел слаб и даже опасен Надежность его нисколько не увеличивается, если добавляют еще один полуузел сверху двух.
Нередко мы тщетно пытаемся привязать собаку (едва не удушив ее), если у нас нет под рукой ошейника. Оказавшись на воде, мы не умеем прикрепить лодку к свае или рыму на причале.
Большинство из нас не умеет завязывать простой и надежный узел, который в случае необходимости можно было бы легко и быстро развязать. А когда люди видят надежно завязанный, но не знакомый им узел, они восклицают: «О! Завязано морским узлом!»»
из книги Л.Н. Скрягина Морские узлы

Способы вязки узлов показаны в виде схем, состоящих из двух-трех позиций и стрелок, указывающих движение троса при вязке. Часть узлов представлена, помимо схем, изометрическими рисунками, дающими понятие, как должен выглядеть завязанный узел и как его применять.

ПРОСТЫЕ УЗЛЫ
Призваны для утолщения троса. Что может пригодиться для либо для утяжеления троса, либо для стопорения скользящей петли при вязании ошейника для собаки:-)

Кровавый узел

Утяжеляет трос (эффект усиливается при смачивании). Если сделать витков поболее, то получится неплохая ручка на конце веревки.
Восьмёрка"


Служит стопором, легко развязывается после нагрузки.

Юферсный


Так же работает стопором. Особенность в том что сравнительно легче развязать даже если сильно затянут. (лично мне удобнее завязывать этот узел способом а))

Пожарная лестница



Применяется когда срочно нужно спуститься по тросу или подняться по отвесной стенке, если нет лестницы. За узлы держаться легче чем за «просто» веревку. Или нужно вытащить застрявший в грязи автомобиль. Есть длинная веревка и люди, готовые оказать помощь. Чтобы им было удобнее тянуть, завяжите на земле «пожарную лестницу» с таким расчетом, чтобы узлы шли примерно через каждый метр.

Незатягивающиеся узлы

Простой штык



Этот нехитрый, но надежный узел можно применять во всех случаях, когда трос необходимо временно прикрепить к какому-нибудь предмету для сильной тяги, например за крюк при буксировке автомобиля. Максимальное число полуштыков в подобном узле при любых обстоятельствах не должно превышать трех, так как этого вполне достаточно и прочность узла в целом при большем числе полуштыков не повысится.

Коечный штык



Как понятно из названия таким узлом подвешивались койки на кораблях. Завязывание узла для подвешивания койки - дело серьезное. Здесь нужно применить такой узел, который бы не затягивался, легко развязывался и надежно держал. Самое главное, чтобы он не развязался сам под действием непрерывной качки корабля.
На рисунке представлено 2 варианта узла.

Якорный узел


Проверенный многовековым опытом морской практики, этот узел признан моряками всех стран как самый надежный для прикрепления каната к рыму или к скобе якоря. Его можно смело применять во всех случаях при работе с тросами, когда они подвержены сильной тяге.

Штык с обносом


У этого узла шлаги размещены по одному с каждой стороны. Это придает узлу большую симметрию, узел в случае изменения направления тяги меньше перемещается вдоль предмета, за который он завязан.

УЗЛЫ ДЛЯ СВЯЗЫВАНИЯ

Фламандский узел

Фактически это та же восьмерка, завязанная двумя концами. Применяется для соединения как тонких так и толстых тросов. Соединение считается очень прочным. Этот узел, даже будучи сильно затянут, не портит трос, и его сравнительно легко развязать. Кроме того не скользит и надежно держит на синтетической рыболовной леске.
Прямой узел


а - обычный способ вязки; б - морской способ вязки.
Древние греки и римляне называли его Nodus Hercules - геркулесовым или геракловым узлом, потому что мифический герой Геракл так завязывал на своей груди передние лапы шкуры убитого им льва.
Для развязывания этого узла нужно взяться за концы одного троса выходящие из узла и дернуть их в разные стороны, после чего вывести «распрямлённый» конец не составит особого труда. При развязывании прямого узла не следует забывать, что, с какой силой он был затянут, с такой же силой надо и дергать.
Однако Эшли и Ризенберг предупреждают: «этот узел используется во многих случаях, хотя никогда не может быть достаточно надежным, если его ходовые концы не прихвачены. Он не должен быть применен для связывания тросов для тяги. Этот узел ползет и опасен, когда намокнет».
Плоский узел


Издавна считался одним из самых надежных узлов для связывания тросов разной толщины.
Способ а)незатянутый узел с прихваткой его свободных ходовых концов к коренным называют «узлом Жозефины» не меняет своей формы даже при сильной тяге и легко развязывается после снятия нагрузки. Способ б)применяется для связывания более тонких, нежели якорные канаты и швартовы, тросов, причем одинаковой или почти одинаковой толщины. При этом завязанный плоский узел рекомендуется сначала затянуть руками, чтобы при резкой тяге он не перекрутился. После этого, когда на связанный трос дана нагрузка, узел некоторое время ползет и перекручивается, но, остановившись, держит прочно. Он развязывается без приложения особых усилий сдвигом петель, охватывающих коренные концы.
Травяной узел


Несмотря на свое название, этот элементарный узел вполне надежен и может выдерживать сильную нагрузку. Кроме этого, он легко развязывается при отсутствии тяги.
Пакетный узел

Его название говорит о том, что он удобен для завязывания пакетов и свертков. Он прост, оригинален и рассчитан на быструю вязку. Пакетный узел чем-то напоминает травяной. По своей прочности он не уступает последнему. (Из собственного опыта использования узла: удобно завязывать что либо мягко-упругое поскольку удобно затягивать трос и не требуется третьей руки для удерживания узелка в затянутом состоянии, пока завязываешь. Вот только второй конец заводить лучше сложенным вдвое. Прочности узел не потеряет, зато развязывать несравненно легче чем оригинальный с рисунка).
Шкотовый узел


Шкотовый узел прост и очень легко развязывается. Сильно затягиваясь, он не портит троса. Следует помнить о том, что он надежно держит только тогда, когда на трос приложена тяга. Применять шкотовый узел на синтетическом тросе не рекомендуется, так как он скользит и может выхлестнуться из петли.
Брам шкотовый узел

Брам-шкотовый узел надежнее шкотового, потому что не сразу развязывается, когда прекращается тяга на трос. Брам-шкотовый узел надежен также для связывания двух тросов разной толщины. Он хорошо держит на синтетических тросах равной толщины.
Докерский узел


Докерский узел достаточно надежен, чтобы бросательным концом вытянуть (или поднять на палубу с берега) тяжелый швартов, и быстро развязывается. Его лучше всего применять как временный узел когда необходимо прикрепить к толстому канату намного более тонкий по сравнению с ним трос. На рисунке представлены 2 варианта вязания этого узла.

САМОЗАТЯГИВАЮЩИЕСЯ УЗЛЫ

Самозатягивающийся узел

Из всех примитивных узлов этот, пожалуй, самый оригинальный, что называется «проще не придумаешь». К коренной части троса этого узла можно приложить тягу, соразмерную прочности троса, и он будет надежно держать. Чем больше тяга, тем сильнее шлагом прижимается свободный ходовой конец, узел сам себя затягивает. Это, по существу, простейшая форма удавки. Применять этот узел следует с большой осторожностью. Всегда помните, что он надежен лишь тогда, когда завязан вокруг бревна и к коренному концу приложено постоянное усилие. Если это усилие будет прикладываться к тросу попеременно, как бы рывками, то ходовой конец может вы¬скользнуть из-под коренного конца троса.
Самозатягивающийся узел есть смысл применять в тех случаях, когда подвешенный к коренному концу груз находится без движения и направление тяги на этот конец не меняется.
Этим узлом удобно подвешивать на перекладину в складах мешки с зерном или крупой, чтобы спасти их от грызу¬нов. Потравив ходовой конец троса, подвешенный мешок можно плавно опустить на землю или пол склада.
Выбленочный

Это очень надежный затягивающийся узел, который безотказно держит, пока тяга приложена к обоим концам троса. Он исключительно удобен для прикрепления тросов к предметам, имеющим гладкую поверхность, как, например просто бревно. Выбленочный узел очень удобен для подачи инструмента на высоту (например, молотка работающим на стройке). При плетении многих видов рыболовных сетей выбленочные узлы образуют первый ряд вязки. Однако, пользуясь выбленочным узлом, всегда следует помнить, что он надежен лишь при постоянной тяге на трос или веревку.
Констриктор

«Боа констриктор» - это зоологическое название удава по-латыни. Узел, известный во всем мире под этим названием, является одним из самых сильно затягивающихся узлов. В то же время он считается и одним из наиболее трудно развязываемых узлов. Как правило, его даже не развязывают, он служит один раз. «Констриктор» хорошо затягивается, если он завязан на круглых, не имеющих острых углов предметах; в этом случае он незаменим.
Вот вариант его применения

Справа вариант вязания лестницы изображен некорректно. (Как держится перекладина?)

Как смог так поправил.
Двойной констриктор


Хотя этот узел сложнее только что описанного, но затягивается он еще сильнее. Он, как и одинарный «констриктор», считается незаменимым затягивающимся узлом в быту.
Питонов узел

Как питон почти ничем не отличается от удава, так и этот узел не имеет особых отличий от «констриктора». По принципу они схожи. Питонов узел применим для тех же случаев, что и «констриктор». С одним уточнением, развязывается он легче, потому что слабее затягивается даже при сильном усилии затягивания.
Гафельный узел

Само название уже свидетельствует о том, что он из семьи морских узлов. В наше время его уже забыли, видимо, потому, что необходимость в нем отпала. Им всегда можно воспользоваться в быту, когда возникает необходимость быстро прикрепить трос к какому-нибудь предмету цилиндрической формы.
Лисельный узел

Отличается от предыдущего узла заведенным под шлаг ходовым концом, что затрудняет его выскальзывание при нагрузке.

НЕЗАТЯГИВАЮЩИЕСЯ ПЕТЛИ

Фламандская петля

Завязанная восьмеркой на сложенном вдвое тросе, она представляет собой прочную и легко развязываемую петлю на конце троса.
Австрийский проводник

Петля рассчитана на тягу в любом направлении и может быть завязана в середине троса.
Беседочный узел он же булинь


На этом узле есть смысл остановиться поподробнее. Это один из древнейших и самых удивительных узлов, когда-либо придуманных человеком. В английской морской технической литературе его часто именуют «королем узлов» (King of Knots). Он удивительно просто вяжется, даже при сильной тяге никогда не затягивается «намертво», не портит трос, никогда не скользит вдоль троса, сам не развязывается, но его легко развязать, когда это нужно. Основное назначение беседочного узла - это обвязка человека тросом под мышками как средство страховки при подъеме на высоту, опускании за борт или в задымленном помещении во время пожара на борту судна. В незатягивающуюся петлю этого узла можно вставить беседку. Этот узел с успехом можно применить для связывания двух тросов любого диаметра или для связывания толстого растительного троса со стальным (в этом случае тросы соединяются петлями, а узлы вяжутся на своих коренных концах).
В жизни всегда может пригодиться умение быстро завязать беседочный узел вокруг своей талии. Это нужно уметь делать одной рукой одним непрерывным движением кисти, в темноте, за 2-3 секунды. Научиться этому совсем не трудно.
Возьмите коренной конец троса в левую руку, правой обнесите ходовой конец сзади себя вокруг своей талии. В правую кисть возьмите ходовой конец и, отступая от его края примерно 10 сантиметров, зажмите его в кулаке. В левую кисть возьмите коренной конец и вытяните левую руку вперед. Теперь, имея коренной конец троса слегка натянутым, правой кистью, с зажатым в ней ходовым концом, обогните коренной конец троса сверху вниз на себя и вверх от себя. Старайтесь сделать такое движение кистью, чтобы она целиком не попала в петлю. Далее ходовой конец обнесите вокруг натянутого коренного конца влево и перехватите его большим и указательным пальцами правой руки. Вытаскивая правую кисть из петли, одновременно просовывайте ходовой конец в малую петлю. Держа правой кистью ходовой конец, левой потяните за коренной конец. Узел завязан вокруг вашей талии по схеме. Проделав это несколько раз подряд, вы научитесь завязывать беседочный узел на себе в темноте или с закрытыми глазами.
Двойной беседочный узел


Этот узел, имеющий две незатягивающиеся петли, применяется вместо беседки для подъема человека на высоту, для подъема или опускания человека, потерявшего сознание, и в других случаях. При вязке узла одна из петель делается почти в два раза меньше другой. В одной петле человек сидит, вторая петля обхватывает его туловище под мышками. Это позволяет ему, поднявшись на высоту, работать двумя руками.
В морской практике существует несколько способов завязывания двойного беседочного узла. Здесь представлен наиболее простой.
Узел «заячьи ушки»

Диапазон использования такой же как у предыдущего узла. Только затягивается сильнее.
Калмыцкий узел

Он относится к числу практичных и надежных узлов. Его название говорит о том, что он появился в нашей стране. И хотя калмыцкие степи не вызывают ассоциации с морем и кораблями, он издавна применяется на флоте. Зарубежные моряки его не знают, и, как это ни странно, он не фигурирует ни в одном из многочисленных пособий по вязке узлов, изданных за рубежом. Калмыцкий узел надежно держит и быстро развязывается, если дернуть за ходовой конец. Его применяют для временного крепления бросательного конца к огону швартова при подаче последнего с судна на причал. Им пользуются для прикрепления вожжей к уздечке, а также для привязывания лошади в конюшне.

ЗАТЯГИВАЮЩИЕСЯ УЗЛЫ

Скользящая глухая петля


Этот простой и прочный узел может служить в повседневной жизни для затягивания различных тюков и свертков при их упаковке. Вязка узла предельно проста и не требует каких-либо комментариев.
узел «Браконьер»


Этот узел я достал из книги Эшли. Понравился мне тем, что изначально узел на коренном конце затягивается слабо. Впоследствии узел затягивается соразмерно силе приложенной при рывке удавки. Чем существенно затрудняет её снятие. Говоря простыми словами сначала затягиваешь узел слабо, что бы веревка легко в нём скользила. После рывка (дичи например) сначала затягивается удавка, обхватывая конечность попавшую в петлю, а потом узел. Затягиваясь и не давая удавке распуститься.
Пьяный узел

Этот узел на Руси испокон веков назывался «пьяным». Его применяли для усмирения не в меру разгулявшихся людей, надевая петли на запястья рук за спиной и связывая концы на груди.
Кандальный узел

Он очень схож с «пьяным» узлом. Его название на английском языке обозначает «наручники». Узел может служить для тех же целей. Несмотря на внешнее сходство, это два разных узла. Во всяком случае, не развязывая их и не вынимая концов из центральной петли, один узел превратить в другой невозможно.

БЫСТРОРАЗВЯЗЫВАЮЩИЕСЯ УЗЛЫ

Практически любой узел становиться быстроразвязывающимся если ходовой конец в последнюю петлю заводить сложенным вдвое. Например простая восьмерка становится быстроразвязывающейся восьмёркой.

Вот что получается из рифового узла


вот что из шкотового

в некоторых случаях узел может поменять своё название как это например произошло с казачьим узлом, когда ходовой заводят сложенным вдвое то узел становится калмыцким



Поэтому как то особо останавливаться на этих узлах я не буду.

ОСОБЫЕ УЗЛЫ

Мешочный узел

Во флотах различных стран матросы хранили свои личные вещи по-разному - в мешках, рундуках и «чемоданах». Например, по традиции военного королевского флота Великобритании одежда матросов хранилась исключительно в парусиновых мешках. В Российском императорском военном флоте для хранения личных вещей матросов употреблялись большие и малые «чемоданы», сшитые из серой парусины № 6. Оба имели от четырех до семи люверсов и парусиновый клапан. Брезентовые мешки английских военных матросов имели 12 люверсов, которые затягивались куском линя. Для переноски мешков матросы прикрепляли к ним кусок штерта, которым завязывали их мешочным узлом.
Колышка (баранья нога)

В английском морском языке этот узел называется «Sheepshank», что означает «баранья ляжка». Такое название узел получил у англичан ввиду внешнего сходства его формы с бараньей ногой. В отечественных пособиях по морскому делу он не имеет никакого собственного названия, его просто именуют «узлом для укорачивания троса».
Известный русский капитан дальнего плавания В. В. Бахтин в своем «Объяснительном морском словаре», этот узел называет «колышкой». По традиции моряки разрезают трос при исключительных обстоятельствах. А если, например, на судне требуется для какой-нибудь работы 25 метров троса, а под рукой есть свободный кусок длиной 40 метров, то его резать не будут, а укоротят до 25, сделав на нем обычную «баранью ногу» одним из двух представленных способов. Его используют и в тех случаях, когда при ответственной операции с тросом есть сомнения в его прочности: допустим, в одном месте перетерта одна прядь или трос надрезан. Пользуясь этим полезным узлом, не нужно забывать, что он прочен и надежен только под нагрузкой, и как только последняя снята, возникает опасность, что узел распадется. Поэтому перед каждым применением троса с завязанной колышкой узел следует проверять.
Курьерский-водительский узел


Используют для крепления и перевозки грузов так как даёт преимущество в силе примерно в 2 раза без использования блоков. Он легко делается и распадается, как только исчезает натяжение.
Вот ещё вариант вязки.

Кулак обезьяны


Он был придуман во времена пиратов, когда судну терпящему бедствие нужно было бросить спасительный конец веревки с другого судна. Кто пробовал бросать веревку в шторм тот знает, что без утяжелителя на конце это практически бессмысленное занятие. И тогда возникла идея использовать в качестве утяжелителя пушечное ядро. Вот для того чтобы закрепить ядро на верёвке и был разработан этот узел. Кроме того, «Узел Кулак обезьяны» стал символом взаимовыручки и братства. Также эта конструкция стала применяться в качестве холодного оружия.
узел Маршара(французский прусик)

Главное применение узла заключается в том, чтобы по веревке можно было спускаться и подниматься. Особенности узла: при нагружении за выходящие из узла концы, узел затягивается и не скользит по основной веревке, а когда берешься руками за сам узел, то он легко передвигается.
Гардинный узел
Этот узел здесь для красоты название не оригинальное так что можете поправить в комментариях. Используется в качестве подхватов для штор.


И немного юмора

Благодарю за Ваше внимание, смею надеяться что статья будет полезна.

Узлы для связывания лески

Олбрайт

Узел Олбрайт

Морковка

Как вязать узел Морковка:

Узел Морковка

Узлы для плетенки

Паломар

Уел Паломар




Юни, Гриннер

Узел Юни (Гриннер)




Улучшенный Клинч

Узел улучшенный Клинч

  1. Леска продевается в колечко;

Узлы для флюорокарбона

Рапала

Узел Рапала

Видео

Мастерская

Мастерская

Мастерская

Мнения и комментарии

  • 1,138С намиМне нравится

    Балансир

    Зимние судаковые блесны

    Изначально, большинство рыболовных узлов, разрабатывалось для вязания на обычной монофильной нейлоновой леске. Со временем, появились новые материалы и технологии изготовления плетеных шнуров, и оказалось, что многие старые и проверенные узлы, для новых лесок не совсем подходят.

    Не будем приводить список из 100, 50 или 30 разных узлов, покажем только популярные и проверенные узлы для любых лесок, для крючков, поводков, чего угодно. Как вязать эти узлы, показано схематично и на видео внизу статьи.

    Узлы для плетенки и флюорокарбона

    Узлы для плетенки и флюорокарбона, а также для обычной нейлоновой лески различаются по способу вязания. Различие в способе вязания узлов обуславливается особенностями свойств самих лесок. Для разных лесок есть свой список рекомендованных узлов.

    Флюорокарбоновые лески жестче чем нейлоновые, обычные узлы не всегда затягиваются так, как это от них требуется. Они могут развязываться в процессе ловли. Плетеные лески мягкие, но скользкие, многие узлы развязываются при серьезной нагрузке.

    Кроме этого, плетенка изготавливается из разного волокна с применением различных технологий, плетеные шнуры разных марок или производителей, по свойствам, значительно различаются между собой. В этом случае, производитель сам указывает подходящие узлы на упаковке.

    Узлы для связывания лески

    Лучшие, самые прочные и надежные узлы для связывания любого типа лесок. Эти узлы подходят и для плетенки, и для флюорокарбона.

    Начнем с универсального узла, позволяющего связать лески разного типа и диаметра между собой.

    Олбрайт

    Этим узлом можно связать плетеную леску и флюорокарбон или нейлоновую леску, флюорокарбоновую леску и нейлон. Узел называется Олбрайт (Albright knot), и он не заменим, если требуется связать лески значительно отличающиеся по диаметру.

    Узел Олбрайт

    Морковка

    Узел Морковка (Mahin Knot) – один из самых надежных узлов для флюорокарбона и плетенки, либо обычной лески, которые связываются между собой. В спиннинге, этот узел используется для связывания плетеной лески и поводка из флюорокарбона. В карповой ловле, применяется в основном, для соединения шок-лидера с основной леской.

    Плетенка или обычная мононить обматывается вокруг более жесткого флюорокарбона, и чем мягче и тоньше леска, тем больше делается витков.

    Как вязать узел Морковка:

    Узел Морковка

    Узлы для плетенки

    Надежность и прочность узла на плетенке, зависит от типа самого узла и еще некоторых факторов. Помимо типа самого узла, на разрывную прочность плетеной лески влияют следующие факторы:

    1. Диаметр или толщина плетеной лески;
    2. Структура плетеного шнура и форма сечения (плоская, круглая).

    Толстая плетеная леска с круглым сечением меньше всего теряет в прочности на узле. Тонкая и плоская плетенка, напротив, более чувствительны к типу и качеству узла.

    Еще один фактор значительно влияющий на прочность любой лески – это температурная деформация шнура или мононити возникающая при затягивании узла. Избежать этого явления можно смачивая леску в районе узла в момент затягивания.

    Узлы для крючков, вертлюжков, приманок

    За первенство в надежности для плетеных лесок, между собой борются два узла – это Юни и Паломар. Тесты, проведенные на разных шнурах, показали, что узел Паломар выдерживает чуть большую нагрузку в сравнении с Юни. Следующим за ними по надежности, идет модифицированная версия узла Клинч – «Улучшенный Клинч».

    Конечно, эти узлы подойдут для привязывания чего-либо и на обычной нейлоновой, и флюорокарбоновой леске.

    Паломар

    Узел Паломар – один из самых надежных и простых рыболовных узлов для плетеной лески и мононити (Palomar knot, шарнирный узел). Часто используется для привязывания различных крючков, приманок, карабинчиков и вертлюжков.

    Уел Паломар

    1. Петлю из лески продеваем через ушко;
    2. Этой петлей делаем простой узел, но не затягиваем его;
    3. Сквозь конец свободной петли протягиваем вертлюжок либо то, что привязывается;
    4. Леска смачивается и узел затягивается.

    Юни, Гриннер

    Узел Юни (Уни), он же Гриннер – весьма популярен для привязывания различных приманок или крючков к плетеной леске и обычной мононити (Uni knot, Grinner knot).

    Как вязать узел Юни (Гриннер):

    Узел Юни (Гриннер)

    1. Леска, один или два раза, продевается сквозь ушко;
    2. Вдоль лески формируется петля;
    3. Свободный конец лески несколько раз обматывается вокруг основной, проходя сквозь кольцо петли;
    4. Узел увлажняется, аккуратно и равномерно затягивается.

    Улучшенный Клинч

    Узел Клинч (Improved Clinch) в усовершенствованном варианте также довольно распространен и часто используется рыболовами для плетеных шнуров и обычной лески, для привязывания крючков либо фурнитуры. Вяжется он довольно просто.

    Как вязать усовершенствованный Клинч:

    Узел улучшенный Клинч

    1. Леска продевается в колечко;
    2. Свободный конец несколько раз обматывается вокруг основной лески;
    3. Продевается сквозь петлю, образовавшуюся возле ушка и обратно через большую петлю;
    4. Леска смачивается и узел аккуратно затягивается.

    Узлы для флюорокарбона

    Флюорокарбоновые лески намного капризнее обычных нейлоновых лесок и плетеных шнуров. Они хуже держат нагрузку на узле, а из-за своей упругости, очень плохо затягиваются. Чем толще флюорокарбоновая леска, тем труднее завязать узел или связать ее с другой леской.

    Для привязывания крючков или приманок к тонкой флюорокарбоновой леске, можно использовать узел Юни (Гриннер) и другие перечисленные выше узлы, делая их с большим количеством оборотов.

    Для связывания флюорокарбона с леской другого типа, служат узлы Морковка (Mahin Knot) и Олбрайт (Albright knot). Узлом Морковка, можно связать очень толстый флюорокарбон. Эти узлы, также, были показаны выше.

    Для привязывания приманки, карабинчика или вертлюжка к флюорокарбоновой леске через петлю, используется узел Рапала.

    Рапала

    Узел Рапала (Rapala), хорош тем, что образует прочную, не стягивающуюся петлю, на которой свободно подвешивается приманка. Незаменим для крепления воблеров непосредственно к леске. Узел Рапала используется и для изготовления флюорокарбоновых поводков.

    Узел Рапала

    Видео

    По схемам из рисунков не всегда можно понять как правильно вяжется тот, или иной рыболовный узел. Создание сложных узлов лучше смотреть на видео. В плейлисте собрано видео, где показывается, как вязать все вышеописанные рыболовные узлы и некоторые другие для крючков и поводков, для флюра и плетенки.

    Как правильно привязать рыболовный крючок

    Простота и надежность - вот основные критерии хорошего рыболовного узла. Несмотря на большое разнообразие схем узлов, которые можно всегда встретить в рыболовных книгах, журналах и на сайтах, посвященных рыбной ловле.

    Сегодня рассмотрим, несколько лучших узлов, на мой взгляд, для привязывания рыболовных крючков.

    Как уже многие знают, при ловле на фидер поводков с крючками приходится вязать много и разных. На интенсивность клёва рыбы существенное влияние оказывает как длина поводка, так и размер крючка. Иногда только заменой длины поводка получается хоть как-то спровоцировать рыбу на поклёвку. Хотя при очень пассивном клёве у рыболова есть несколько методов активации клёва (подбор насадки, прикормки, поиск более лучшего места…), но, как показывает практика, удлинение поводка до метра или даже более делает нашу насадку более привлекательной для рыбы.

    Начинающий рыболов, как правило, не сразу задумывается над поиском оптимального узла для крючка. Во всяком случае, можно привязывать крючок и обычным узлом, начинающего рыболова прежде всего интересует, как бы поймать рыбу. Но с приходом рыболовного опыта появляются и обидные сходы рыбы. Поводок - самая ненадежная часть нашей снасти. Узел - самая «предательская» часть поводка. Когда под берегом сходит неплохой карп или лещ, и обрыв происходит именно на узле, то появляется желание поискать более подходящий, более надежный узел.

    Какой узел для крючка самый прочный? - вопрос волнует многих. Разберем сегодня основные популярные узлы для привязки крючка.

    Рыболовный узел Паломар

    Для начала рассмотрим один из самых простых - узел Паломар (Palomar).

    Самый большой плюс его - реальная простота, ну, а к минусу можно отнести то, что этот узел подходит только для крючка с колечком.

    Для наглядных изображений мы взяли леску потолще и крючок 4-го номера.
    Итак, рассмотрим основные этапы привязки крючка этим узлом:
    Берем леску и складываем вдвое небольшой кусок. Продеваем эту двойную леску через ушко.

    Из двойной лески делаем обычный узел, но не затягиваем его.

    Через полученную петельку продеваем крючок (смотрите фотографию выше).

    Теперь смачиваем и хорошенько затягиваем узел. Просто и надежно.
    Те же самые этапы привязывания крючка Паломаром показаны в видеоролике:

    Этапы вязки такого узла трудно забыть, и Palomar можно рекомендовать начинающим рыболовам и детям. Но, как видите, есть у него и еще один недостаток - это продевание двойной лески через ушко. При номерах крючков от 14-го (по международной системе нумерации) и меньше продеть двойную леску через ушко становится проблематично. Понятно, что чем больше крючок, тем больше его колечко, и Паломар подойдет больше для привязки более крупных крючков.

    Рыболовный узел Клинч

    Идем дальше к известному и любимому узлу многих рыболовов - узлу Клинч (Klinch). Вяжется он элементарно в несколько этапов, которые запоминаются с первого раза. Главный минус такой вязки, как и с узлом Паломар, в том, что Клинч узел подходит только для крючка с колечком.

    Видео привязки узлом Клинч

    Итак, начнем привязывать крючок. Если вы правша, то удобнее будет взять крючок в левую руку, а поводковую леску - в правую.
    Продеваем леску в ушко;

    Делаем 4-5 оборотов. Получаем скрутку как на фотографии;

    Возле колечка крючка получается небольшая петелька, в нее продеваем свободный конец лески;

    В результате получаем еще одну петлю, в которую продеваем леску еще раз;

    Смачиваем леску и хорошенько затягиваем узел. При этом стараемся передать усилие при затягивании на короткий конец лески.

    Как видите, все этапы простые. И в итоге крючок привязан вот таким простым и прочным узлом.
    Ниже на видеоролике показано, как привязать Клинч (Klinch) узлом рыболовный крючок.

    Универсальный узел для привязки рыболовного крючка

    Ну, и третий на сегодня универсальный узел для крючка. Он подходит как для крючка с колечком, так и с лопаткой. Такая привязка крючка несложная. Стоит всего несколько раз потренироваться вязать такой узел, и он надолго останется в памяти. Прочность такого узла получается не хуже, чем у клинча.

    Начало стандартное: продеваем кончик лески через ушко, если оно есть. Если привязываем крючок с лопаткой, то располагаем леску параллельно цевью.

    Делаем петельку и удерживаем ее рукой. Свободным концом лески делаем 5-6-7 оборотов вокруг цевья с леской.

    Витки не должны пересекаться друг с другом, и при этом стараемся располагать их плотнее друг другу. Не забываем, что основная леска, которая лежит на цевье под витками, не должна перекручиваться, держим ее натянутой (например, зажимаем чем-то бобину).

    Когда витки сделаны, меняем руки, одной зажимаем наши витки, а вторую отпускаем, освобождая петельку.

    Свободный конец лески пропускаем через эту петельку, смачиваем леску, и затягиваем узел. Стараемся затягивать равномерно каждую сторону (на видеоролике ниже, хорошо видно как это делается). Обычно узел получается на цевье.

    Сдвигаем узел к ушку или лопаточке крючка и еще раз хорошенько затягиваем.

    Отрезаем свободный кусок. Натягиваем, испытывая на прочность нашу привязку. Если крючок был привязан неправильно, он обрывается даже при небольшом усилии.
    Тот же самый метод привязки на видеоролике:

    Мы рассмотрели с вами три узла. На мой взгляд, это наиболее надежные методы привязки крючка. Клинч и Паломар вяжутся быстрей, но последний узел, по моему субъективному мнению, более прочен.

    Рыболовные узлы используются рыболовами очень часто, они могут помочь вам соединить две лески разного диаметра, привязать мормышку или крючок, воблер, силиконовую приманку или блесну, груз или вертлюжок. Это очень ответственный процесс, ведь если применить неподходящий узел или завязать его неправильно то есть большой риск обрыва лески или развязывания. Давайте подробнее рассмотрим некоторые вопросы о типах рыболовных узлов в зависимости от их предназначения и пообщаемся на тему правильной привязки рыболовного узла.

    Некоторые из вас могли заметить, что в каталогах разных рыболовных фирм и на коробках некоторых изделий (крючков, шнуров или лески) часто указывается инструкция как вязать рыболовные узлы. Эти узлы подходят для снастей в рубрике или на коробке которых изображена данная схема. Они постоянно обновляются и имеют очень большой запас прочности.

    Но каким бы прочным неб был узел, в любом случае он негативно сказывается на прочность лески, некоторые ухудшают её почти в два раза. А это, в худшем случае, может привести к обрыву снасти в самый ответственный момент.

    Без узлов вы не обойдетесь, ведь абсолютно все снасти необходимо соединять с крючками, поводками или блеснами. Каждый начинающий и опытный рыболов обязательно должен знать как вязать правильные рыболовные узлы, для этого используется несколько хитростей, которые помогут вам быстро и без особых трудностей завязать прочный и надежный узел.

  • Самыми простыми советами являются, к примеру, смачивания лески водой или слюной перед завязыванием узла. Это поможет уменьшить трение и увеличить прочность узла. Выбор вида узла зависит от диаметра применяемой лески и его предназначения. И да, ни в коем случае не подвергайте леску внешнему воздействию огня. Лучше откусить излишек зубами или отрезать ножницами.

    Схема вязания идеального рыболовного узла найдена рыбаками уже очень давно. Этому способствует немалый опыт наших предшественников в комбинации с современными материалами и технологиями, что дает возможность делать очень качественные узлы. Так, с тем что узел должен быть надежным и прочным мы разобрались, еще немаловажное требование — простота. Узел должен очень легко завязываться.

    Узел Palomar (поломар) — самый популярный среду узлов для рыболовных крючков, который знают все. Чаще всего его применяют для связки основной лески с вертлюжком, но и для привязывания крючка ему нету равных. Да, еще с его помощью привязывают груз-головки силиконовых рыбок к поводку или леске. Но у него есть один недостаток — при завязывании необходимо сложить леску дважды, что прибавляет объем и укорачивает длину поводка.

    Крофордский рыболовный узел считается классическим рыболовным узлом для привязывания крючка. Применяется он только для крючков с ушком. Узел очень просто завязывать и он весьма надежен. Также его можно применять при использовании обычной лески и плетенного шнура.

    Штыковой узел тоже очень простой, но его недостаток это не универсальность. Им можно соединить крючок только с обычной леске, с плетенкой его не получится затянуть должным образом и он попросту развяжется. Фото завязывания представлено ниже.

    Узел рыбацкая восьмерка или, как его еще называют канадская восьмерка отлично подходит для привязывания крючка с ушком. Его особенностью является то, что он достаточно надежный, но если возникает необходимость то его можно с легкостью и развязать.

    Захватный узел (более популярное название — Клинч) считается идеальным для соединения крючка и плетенной лески. Подходит для крючков выполненных из толстой и тонкой проволоки. Многие рыболовы совершают большую ошибку, привязывая клинчем заводные кольца. В этом случае его использовать не рекомендуется.

    Для привязки крючков с лопаткой очень часто применяется ступенчатый узел. Такие крючки зачастую очень прочные и это заслуга технологии изготовления. Они попросту делаются кованные. Такой узел считается самым прочным из всех вышеперечисленных.

    Заграничный рыболовный узел, именуемый Twisted Dropper Loop, который иногда бывает просто незаменим. С его помощью можно привязать крючок в петлю посредине лески. Он очень часто используется в морской рыбалке, реже применяется в пресных водоемах. Позволяет при необходимости очень быстро заменить один крючок на другой.

    Также узел, который пришел к нам из-за рубежа — Centauri Knot. Особенность этого узла заключается в том, что во время его завязывания деформация лески сводится к минимуму, а это позволяет добиться максимально прочности оснастки.

    Hangman’s Knot побратим предыдущего узла, который хоть и требует большей деформации лески и количества шагов во время завязывания, но имеет не меньшую прочность и надежность.

    Scaffold Knot незаменим, если необходимо привязать большой крючок к толстой леске. Очень часто применяется на морской рыбалке, среди наших рыбаков приходилось несколько раз наблюдать его у «охотников» за сомом.

    Рыболовный узел Snelling A Hook - довольно непростой, но очень надежный. Применяется исключительно для привязывания крючков.

    Черепаший узел - отлично подходит для привязывания крючков с ушком. Он славится своей простотой и надежностью. Да, кстати неоднократно помогал мне в привязывании крючков к дроп-шоту.

    Это были лишь основные узлы для рыболовных крючков. Их очень много, и все они вряд ли поместятся в одну статью. Мы предоставили лишь лучшие из них, по мнению редакции. Выбирая только то, что самостоятельно испытали на практике и собственном опыте.

    Рыболовы часто сталкиваются с проблемой, когда необходимо быстро и надежно привязать поводок к леске. Я тоже неоднократно с этим сталкивался, и решил что необходимо выделить место в статье под рыболовные узлы для поводков. Для того чтобы привязать поводок к основной леске, на ней необходимо сделать петельки. Причем петля может быть сделана как на постоянной основе, так и временно.

    Давайте рассмотрим все подробнее, сначала поговорим о временной петле. Огромное преимущество такой петли заключается в легкости её ликвидации при необходимости. Схема завязывания временной петли для монтажа поводка выглядит следующим образом:

    • для начала необходимо взять основную леску и сделать на ней петлю;
    • затем необходимо прижать петлю возле её основания;
    • после чего взять поводок и завязать на его свободном конце любой узел, я предпочитаю завязывать узел восьмерку;
    • после чего необходимо конец поводка с образовавшимся узлом продеть в петлю на основной леске;
    • и просто затяните петлю.

    Если вы собираетесь постоянно ловить с поводком, то нужно сделать постоянную петлю. А делается она следующим образом:

    • придерживая основание петли необходимо её скрутить на основной леске, причем обратите внимание чтобы диаметр был около 10 сантиметров;
    • После чего необходимо провернуть поводок вокруг основной лески 5 раз;
    • затем продеть другой его конец в петлю и затянуть;
    • Узел на поводке вяжется по вышеописанной схеме.

    Понравилась статья? Обязательно пишите комментарии и делитесь ею с друзьями в социальных сетях. Еще настоятельно рекомендую посмотреть видео, про рыболовные узлы для поводков и крючков, которое очень доходчиво иллюстрирует 10 самых популярных рыбацких узлов.

    Коровий узел

    Несмотря на свое прозаичное название, этот узел считается хорошим морским узлом. Он безотказно держит, если к тросу приложена тяга. Коровий узел фактически представляет собой неправильный (перевернутый) штык, работающий в другом качестве.
    Издавна этот узел применяли на кораблях для крепления с помощью линя выбленок к крайним вантинам, для временного крепления троса за рым при растягивании для клетневания и тренцевания.
    На берегу, помимо того, что этим узлом действительно привязывают к колу коров (а также и коз), его применяют при натягивании веревки для ограждений.


    Морские узлы. - М.: Транспорт . Л. М. Скрягин . 1984 .

    Смотреть что такое "Коровий узел" в других словарях:

      Развязываемость под нагрузкой сильно затягивается Коровий узел (неправильный штык) о … Википедия

      Каноническое … Википедия

      Каноническое название Простой штык Синонимы Штык Категория Незатягивающиеся узлы Применение Закрепление швартовных концов за прича … Википедия

      Два одинаковых полуштыка составляют узел, который моряки называют простым штыком. Выражение «накинуть полштыка» обозначает добавить к уже сделанному узлу еще один обнос и перекрещивание ходового конца вокруг коренного конца троса. На схеме… … Морские узлы

      Список узлов перечень узлов по алфавиту. Содержание 1 А 2 Б 3 В 4 Г 5 Д … Википедия

      - (см. Самозатягивающийся узел) (см. Самозатягивающийся узел с полуштыком) (см. Коровий узел) (см. Глухая петля) (см. Выбленочный узел) (см. Задвижной штык) (см. Констриктор) (см. Двойной констриктор) (см. Питонов узел) (см. Шахтерский узел) (см.… … Морские узлы

      Если ходовой и коренной концы коровьего узла (см. Коровий узел) соединить вместе и к обоим концам приложить тягу, то полученный таким образом узел уже будет называться глухой петлей. Иногда его называют бирочным узлом, так как им очень удобно… … Морские узлы

    Морской сайт Россия нет 02 ноября 2016 Создано: 02 ноября 2016 Обновлено: 08 июля 2017 Просмотров: 14626

    Из всех примитивных узлов этот, пожалуй, самый оригинальный, что называется "проще не придумаешь". К коренной части троса этого узла можно приложить тягу, соразмерную прочности троса, и он будет надежно держать. Чем больше тяга, тем сильнее шлагом прижимается свободный ходовой конец, узел сам себя затягивает. Это, по существу, простейшая форма удавки.

    Применять этот узел следует с большой осторожностью. Всегда помните, что он надежен лишь тогда, когда завязан вокруг бревна и к коренному концу приложено постоянное усилие.
    Если это усилие будет прикладываться к тросу попеременно, как бы рывками, то ходовой конец может выскользнуть из-под коренного конца троса.

    Добавив к самозатягивающемуся узлу один или два полуштыка, мы получим более надежный узел, который можно будет применить для различных надобностей в быту.

    Несмотря на свое прозаичное название, этот узел считается хорошим морским узлом. Он безотказно держит, если к тросу приложена тяга. Коровий узел фактически представляет собой неправильный (перевернутый) штык, работающий в другом качестве.

    Издавна этот узел применяли на кораблях для креплений с помощью линя выбленок к крайним вантинам, для временного крепления троса за рым при растягивании для клетневания и тренцевания. На берегу, помимо того, что этим узлом действительно привязывают к колу коров (а также и коз), его применяют при натягивании веревки для ограждений.

    Если ходовой и коренной концы коровьего узла соединить вместе и к обоим концам приложить тягу, то полученный таким образом узел уже будет называться глухой петлей.

    Иногда его называют бирочным узлом, так как им очень удобно пользоваться для связывания вместе ключей, для хранения шайб и других предметов, имеющих отверстие, а также для обтягивания горловины мешка при его завязывании.

    Свое название этот узел получил из-за того, что на кораблях им издавна крепили к вантам выбленки - поперечные отрезки смоленого троса, служащие ступеньками для подъема на мачты. Выбленочный узел состоит из двух полуштыков, завязанных в одну и ту же сторону. Это очень надежный затягивающийся узел, который безотказно держит, пока тяга приложена к обоим концам троса.
    Он исключительно удобен для прикрепления тросов к предметам, имеющим гладкую поверхность, как, например, мачта, рей, стрела или просто бревно.

    Во времена парусного флота, помимо своего основного назначения, выбленочный узел применялся для вязки коренных концов марса-драйрепов на топе стеньги. Существуют два различных способа вязки выбленочного узла.
    Первый способ применяется в случаях, когда один из концов предмета, вокруг которого вяжут узел, открыт и доступен (а), второй, когда трос приходится обносить непосредственно вокруг предмета (б).
    Диапазон применения этого узла в повседневной жизни весьма широк. С его помощью можно прикрепить веревку к гладкому столбу или перекладине, завязать мешок, натянуть веревку между двумя столбами, привязать тетиву к луку, зачалить лодку за сваю или кол, врытый на берегу, прикрепить шпагат к толстому тросу.

    Выбленочный узел очень удобен для подачи инструмента на высоту (например, молотка работающим на мачте). При плетении многих видов рыболовных сетей выбленочные узлы образуют первый ряд вязки. Однако, пользуясь выбленочным узлом, всегда следует помнить, что он надежен лишь при постоянной тяге на трос или веревку.
    Разновидностью выбленочного узла является буйрепный узел, служащий для крепления буйрепа к тренду адмиралтейского якоря. В последнем случае ходовой конец троса должен иметь кноп и прихватываться к веретену якоря схваткой или бензелем.

    На парусных кораблях этот узел находил еще большее применение, чем выбленочный. Это объясняется тем, что он еще более совершенен и более надежен, нежели выбленочный. Его можно применять и в тех случаях, когда направление тяги троса находится под острым углом к бревну или к тросу, к которому он прикреплен. Задвижной штык держит даже в том случае, если тяга направлена почти вдоль бревна.

    В отличие от выбленочного узла у задвижного штыка не два, а три охватывающих предмет шлага; один с одной стороны коренного конца и два - с другой. При завязывании этого узла необходимо учитывать, в какую сторону будет направлена тяга за коренной конец, и в зависимости от этого вязать узел. Легко запомнить с какой стороны тяга - - там два шлага.

    Когда-то задвижной штык на флоте применялся для подъема наверх рангоутных деревьев, если трос приходилось вязать за их середину. Им вязали концы горденей при подъеме на реи лисель-спиртов. Им же привязывали блок со свитнем к рею и к лисель-спирту.

    Концы вымбовок шпилей крепились свистовом также при помощи задвижного штыка. Когда шлюпки стояли близ борта корабля на шкентеле, на бакштове или буксировались, они привязывались фалинями за банку тем же задвижным штыком. Применяя этот узел в быту, не стоит забывать, что он, так же, как и выбленочный узел, надежен только под нагрузкой и не любит резких ослаблений.

    Констриктор

    Констриктор

    "Боа констриктор" - это зоологическое название удава по-латыни. Такие змеи, как удав, питон и анаконда, как известно, убивают свою жертву, сжимая ее тремя петлями своего тела. Узел, известный во всем мире под этим названием, является одним из самых сильно затягивающихся узлов.

    В то же время он считается и одним из наиболее трудно развязываемых узлов. Как правило, его даже не развязывают, он служит один раз. "Констриктор" хорошо затягивается, если он завязан на круглых, не имеющих острых углов предметах. В этом случае он незаменим. Это очень полезный и важный для нашего быта узел.
    С его помощью можно, например, очень туго завязать мешок, вентиль камеры футбольного мяча, обжать протекающий резиновый шланг, затянуть свернутый ковер, мешок, ватное одеяло, связать руку хулигану; наложить на раненую конечность жгут и многое другое.

    С помощью этого удивительного узла можно поднять, тушу убитого медведя, не попортив его шкуры. Для этого надо взять драек или короткую прочную палку, вложить ее в пасть зверя, за его клыки, н завязать пасть с палкой "констриктором". Его концы прикрепить к гаку или грузовому шкентелю. Профессиональные такелажники с помощью "констриктора" накладывают временные марки на стальной трос в тех местах, где его нужно перерубать. Этим самым они предотвращают саморасплетание троса до наложения постоянных проволочных марок.

    Как питон почти ничем не отличается от удава, так и этот узел не имеет особых отличий от "констриктора". По принципу они схожи. Питонов узел применим для тех же случаев, что и "констриктор". Кроме этого, он очень может пригодиться для связывания двух поперечных реек (б).

    Их соединение с помощью этого узла будет намного прочнее, чем на гвоздях. Например, питоновым узлом удобно связывать деревянные рейки воздушного змея. Им можно воспользоваться при сооружении плетеной изгороди, когда одну веревку нужно привязывать к другой под прямым углом.

    Прост, оригинален и надежен этот узел. При постоянной нагрузке он хорошо держит. Видимо, свое название он получил ввиду того, что им пользовались в шахтах.

    И хотя он не считается морским узлом, его можно успешно применять как на суше, так и на море.

    Само название уже свидетельствует о том, что он из семьи . В наше время его уже забыли, видимо, потому, что необходимость в нем отпала.

    Им всегда можно воспользоваться в быту, когда возникает необходимость быстро прикрепить трос к какому-нибудь предмету цилиндрической формы.

    На парусных судах лиселями назывались дополнительные паруса, которые ставились с каждой стороны прямых парусов на особых рангоутных деревьях - лисель-спиртах.

    Этим узлом лисель пришнуровывался штертами к лисель-рейке. Хотя теперь лисельный узел больше на флоте не применяется, им можно воспользоваться для крепления троса к круглому рангоутному дереву.

    На парусном корабле прямые паруса, которые ставились между марса-реем и нижним реем, назывались марселями. Смотря по тому, к какой мачте принадлежал парус, он принимал название "грот-марсель" на грот-мачте, или "фок-марсель" на фок-мачте. Снасть, которой поднимали реи этих парусов, назывались грот-марса-фал и фок-марса-фал.

    К рею эти снасти прикреплялись фаловым узлом. Как и лисельный, фаловый узел считается надежным морским узлом. Он может сослужить неплохую службу в нашем быту.

    Если вам нужно привязать тонкую веревку к другой, более толстой веревке для тяги под любым углом, советуем воспользоваться этим удивительным узлом.

    Будучи правильно завязан, он не скользит ни влево, ни вправо. Его всегда легко развязать даже в том случае, если он намок и сильно затянулся.

    При выполнении различных судовых работ на палубе иногда возникает необходимость задержать находящийся под натяжением трос. Это выполняется с помощью другого троса, прикрепляемого стопорным узлом к тросу, который нужно задержать.

    Если тяга троса, который нужно остановить, будет вправо, то ходовой конец стопорного троса кладут сверху троса шлагом влево, потом делают еще шлаг и ходовой конец стопорного троса ведут навстречу первому и второму шлагам, в зажим их, а далее вправо вокруг троса в обвивку, делая еще один-два шлага, и в двух-трех местах кладут прочные схватки или закрепляют "под себя".

    При устройстве своими силами качелей выбор троса и узла, которым этот трос будет прикреплен к перекладине, имеет большое значение. От этого в основном и зависит надежность вашего самодельного сооружения. Если вы надумаете сделать на даче или во дворе своего дома качели, не ищите другой узел.

    Название узла как нельзя лучше соответствует его форме. При вязке этого узла ходовой конец проходит как бы зигзагами то в одну, то в другую сторону. Зигзаговый узел весьма специфичен. Он в основном применяется для утягивания и закрепления высокого штабеля груза в открытом кузове грузового автомобиля, оборудованного высокими стойками.

    Если, например, на таком грузовике требуется перевезти несколько сотен легких ящиков, то их прежде всего необходимо надежно закрепить. Сделать это можно с помощью длинной веревки, применив зигзаговый узел. Крепить веревку вокруг стоек грузовика лучше всего, держа ее моток в руке, иначе придется каждый раз протаскивать всю длину веревки.

    Лет сто назад в парусном флоте без этого узла выполнение многих корабельных работ было бы просто немыслимо. Удавка с полуштыками, наряду с задвижным штыком, применялась на кораблях для подъема наверх рангоутных деревьев - стеньг, реев, гафелей и пр.
    Ею обвязывали в воде бревна для буксировки, ее применяли для погрузки цилиндрических по форме предметов, грузили рельсы и телеграфные столбы. Этот же узел использовался для крепления коренных концов марса-шкотов, марса-гитовых и других снастей, где нужно было иметь концы готовыми для быстрой отдачи.

    Удавка без полуштыков нередко применялась для крепления швартова за береговой пал. Этот проверенный многовековым опытом на море узел издавна находит себе применение и на берегу.
    Его широко используют лесорубы. На многих иностранных языках название этого узла "лесной узел" или "бревенчатый узел". Удавка с полуштыками - надежный и очень прочный узел, который исключительно сильно затягивается вокруг поднимаемого предмета. Ходовой конец троса нужно пропускать поверх коренного конца внутрь петли в сторону зажимаемого предмета.
    После того как петля обнесена ходовым концом 3 - 4 раза, его выводят из петли и в сторону дальнего конца, с которого будет тяга. В то же время ее очень легко и просто развязать, когда тяга на трос прекращается.

    Чтобы без риска для человеческой жизни поднять ствол дерева в несколько тонн или тяжелую металлическую трубу, не обязательно иметь какие-то особые такелажные приспособления для крана.
    Можно прекрасно обойтись растительным тросом соответствующей прочности или стальным. Но для этого необходимо уметь правильно завязать этот узел. Его всегда нужно вязать немного в сторону от середину бревна (трубы).
    Выведя ходовой конец троса из петли, составляющей узел, его тянут в сторону конца поднимаемого предмета, с которого будет тяга, и делают два полуштыка. Но, как правило, два полуштыка делают до начала вязки удавки, так как коренной конец снасти уже закреплен (б). Слабина троса между удавкой и полуштыками перед подъемом должна быть выбрана.

    Подняв предмет краном, его лучше за один прием, не опуская на землю, доставить на место. Всегда следует, помнить, что этот узел нужно проверять перед каждым подъемом (если он осуществляется в два приема).
    Немаловажным является и то, в какую сторону делать на бревне полуштыки. Их следует укладывать по ходу спуска троса. Подъем тяжелых предметов удавкой без полуштыков считается опасным.

    По материалам книги Льва Скрябина “Морские узлы”

    4. Затягивающиеся узлы.

    Самозатягивающийся узел (рис. 44). Из всех примитивных узлов этот, пожалуй, самый оригинальный, что называется “проще не придумаешь”. К коренной части троса этого узла можно приложить тягу, соразмерную прочности троса, и он будет надежно держать. Чем больше тяга, тем сильнее шлагом прижимается свободный ходовой конец, узел сам себя затягивает. Это, по существу, простейшая форма удавки (см. рис. 65).

    Применять этот узел следует с большой осторожностью. Всегда помните, что он надежен лишь тогда, когда завязан вокруг бревна и к коренному концу приложено постоянное усилие. Если эти усилие будет прикладываться к тросу попеременно, как бы рывками, то ходовой конец может выскользнуть из-под коренного конца троса. Самозатягивающийся узел есть смысл применять в тех случаях, когда подвешенный к коренному концу груз находится без движения и направление тяги на этот конец не меняется.

    Этим узлом удобно подвешивать на перекладину в складах мешки с зерном или крупой, чтобы спасти их от грызунов. Потравив ходовой конец троса, подвешенный мешок можно плавно опустить на землю или пол склада.


    Рис. 44. Самозатягивающийся узел

    Самозатягивающийся узел с полуштыком (рис. 45). Добавив к самозатягивающемуся узлу один или два полуштыка, мы получим более надежный узел, который можно будет применить для различных надобностей в быту.


    Рис. 45. Самозатягивающийся узел
    с полуштыком

    Коровий узел (рис. 46). Несмотря на свое прозаичное название, этот узел считается хорошим морским узлом. Он безотказно держит, если к тросу приложена тяга. Коровий узел фактически представляет собой неправильный (перевернутый) штык, работающий в другом качестве.

    Издавна этот узел применяли на кораблях для крепления с помощью линя выбленок к крайним вантинам, для временного крепления троса за рым при растягивании для клетневания и тренцевания.

    На берегу, помимо того, что этим узлом действительно привязывают к колу коров (а также и коз), его применяют при натягивании веревки для ограждений.



    Рис. 46. Коровий узел

    Глухая петля (рис. 47). Если ходовой и коренной концы коровьего узла (см. рис. 46) соединить вместе и к обоим концам приложить тягу, то полученный таким образом узел уже будет называться глухой петлей. Иногда его называют бирочным узлом, так как им очень удобно пользоваться для связывания вместе ключей, для хранения шайб и других предметов, имеющих отверстие, а также для обтягивания горловины мешка при его завязывании.



    Рис. 47. Глухая петля

    Выбленочный узел (рис. 48). Свое название этот узел получил из-за того, что на кораблях им издавна крепили к вантам выбленки - поперечные отрезки смоленого троса, служащие ступеньками для подъема на мачты.

    Выбленочный узел состоит из двух полуштыков, завязанных в одну и ту же сторону. Это очень надежный затягивающийся узел, который безотказно держит, пока тяга приложена к обоим концам троса. Он исключительно удобен для прикрепления тросов к предметам, имеющим гладкую поверхность, как, например, мачта, рей, стрела или просто бревно. Во времена парусного флота, помимо своего основного назначения, выбленочный узел применялся для вязки коренных концов марса-драйрепов на топе стеньги.

    Существуют два различных способа вязки выбленочного узла. Первый способ применяется в случаях, когда один из концов предмета, вокруг которого вяжут узел, открыт и доступен (рис. 48, а), второй, когда трос приходится обносить непосредственно вокруг предмета (рис. 48, б).

    Диапазон применения этого узла в повседневной жизни весьма широк. С его помощью можно прикрепить веревку к гладкому столбу или перекладине, завязать мешок, натянуть веревку между двумя столбами, привязать тетиву к луку, зачалить лодку за сваю или кол, врытый на берегу, прикрепить шпагат к толстому тросу.

    Выбленочный узел очень удобен для подачи инструмента на высоту (например, молотка работающим на мачте). При плетении многих видов рыболовных сетей выбленочные узлы образуют первый ряд вязки.

    Однако, пользуясь выбленочным узлом, всегда следует помнить, что он надежен лишь при постоянной тяге на трос или веревку. Разновидностью выбленочного узла является буйрепный узел, служащий для крепления буйрепа к тренду адмиралтейского якоря. В последнем случае ходовой конец троса должен иметь кноп и прихватываться к веретену якоря схваткой или бензелем.



    Рис. 48. Выбленочный узел:
    а - первый способ вязки; б - второй способ вязки

    Задвижной штык (рис. 49). На парусных кораблях этот узел находил еще большее применение, чем выбленочный. Это объясняется тем, что он еще более совершенен и более надежен, нежели выбленочный. Его можно применять и в тех случаях, когда направление тяги троса находится под острым углом к бревну (рею, мачте и пр.) или к тросу, к которому он прикреплен. Задвижной штык держит даже в том случае, если тяга направлена почти вдоль бревна. В отличие от выбленочного узла у задвижного штыка не два, а три охватывающих предмет шлага: один с одной стороны коренного конца и два - с другой. При завязывании этого узла необходимо учитывать, в какую сторону будет направлена тяга за коренной конец, и в зависимости от этого вязать узел. Легко запомнить: с какой стороны тяга - там два шлага.

    Когда-то задвижной штык на флоте применялся для подъема наверх рангоутных деревьев, если трос приходилось вязать за их середину. Им вязали концы горденей при подъеме на рои лисель-спиртов. Им же привязывали блок со свитнем к рею и к лисель-спирту. Концы вымбовок шпилей крепились свистовом также при помощи задвижного штыка. Когда шлюпки стояли близ борта корабля на шкентеле, на бакштове или буксировались, они привязывались фалинями за банку тем же задвижным штыком.

    Применяя этот узел в быту, не стоит забывать, что он, так же, как и выбленочный узел, надежен только под нагрузкой и не любит резких ослаблений.

    Рис. 49. Задвижной штык

    “Констриктор” (рис. 50). “Боа констриктор” - это зоологическое название удава по-латыни. Такие змеи, как удав, питон и анаконда, как известно, убивают свою жертву, сжимая ее тремя петлями своего тела. Узел, известный во всем мире под этим названием, является одним из самых сильно затягивающихся узлов. В то же время он считается и одним из наиболее трудно развязываемых узлов. Как правило, его даже не развязывают, он служит один раз. "Констриктор" хорошо затягивается, если он завязан на круглых, не имеющих острых углов предметах; в этом случае он незаменим. Это очень полезный и важный для нашего быта узел. С его помощью можно, например, очень туго завязать мешок, вентиль камеры футбольного мяча, обжать протекающий резиновый шланг, затянуть свернутый ковер, мешок, ватное одеяло, связать руку хулигану; наложить на раненую конечность жгут и многое другое. С помощью этого удивительного узла можно поднять тушу убитого медведя, не попортив его шкуры. Для этого надо взять драек или короткую прочную палку, вложить се в пасть зверя, за его клыки, и завязать пасть с палкой “констриктором”. Его концы прикрепить к гаку или грузовому шкентелю. Профессиональные такелажники с помощью “констриктора” накладывают временные марки на стальной трос в тех местах, где его нужно перерубить. Этим самым они предотвращают саморасплетение троса до наложения постоянных проволочных марок.

    Риc. 50. "Констриктор"

    Двойной “констриктор” (рис. 51). Хотя этот узел сложнее только что описанного, но затягивается он еще сильнее. Он, как и одинарный “констриктор”, считается незаменимым затягивающимся узлом в быту.



    Рис. 51. Двойной "констриктор"

    Питонов узел (рис. 52). Как питон почти ничем не отличается от удава, так и этот узел не имеет особых отличий от “констриктора”. По принципу они схожи. Питонов узел применим для тех же случаев, что и “констриктор”, Кроме этого, он очень может пригодиться для связывания двух поперечных реек (рис. 52, б). Их соединение с помощью этого узла будет намного прочнее, чем на гвоздях.

    Например, питоновым узлом удобно связывать деревянные рейки воздушного змея. Им можно воспользоваться при сооружении плетеной изгороди, когда одну веревку нужно привязывать к другой под прямым углом.



    Рис. 52. Питонов узел:

    Шахтерский узел (рис. 53). Прост, оригинален и надежен этот узел. При постоянной нагрузке он хорошо держит. Видимо, свое название он получил ввиду того, что им пользовались в шахтах. И хотя он не считается морским узлом, его можно успешно применять как на суше, так и на море.

    Пикетный узел (рис- 54). Этот узел чем-то напоминает выбленочный, хотя его схема иная. Он может быть применен для тех же целей. Очевидно, свое название он получил оттого, что им привязывали к стоякам трос, когда делали пикеты.

    Гафельный узел (рис. 55). Само название уже свидетельствует о том, что он из семьи морских узлов. В наше время его уже забыли, видимо, потому, что необходимость в нем отпала. Им всегда можно воспользоваться в быту, когда возникает необходимость быстро прикрепить трос к какому-нибудь предмету цилиндрической формы.

    Лисельный узел (рис. 56). На парусных судах лиселями назывались дополнительные паруса, которые ставились с каждой стороны прямых парусов на особых рангоутных деревьях - лисель-спиртах. Этим узлом лисель пришнуровывался штсртами к лисель-рейке. Хотя теперь лисельный узел больше на флоте не применяется, им можно воспользоваться для крепления троса к круглому рангоутному дереву.

    Фаловый узел (рис. 57). На парусном корабле прямые паруса, которые ставились между марса-реем и нижним реем, назывались марселями. Смотря по тому, к какой мачте принадлежал парус, он назывался “грот-марсель” на грот-мачте или “фор-марсель” на фок-мачте. Снасти, которой поднимали реи этих парусов, назывались грот-марса-фал и фор-марса-фал. К рею эти снасти прикреплялись фаловым узлом. Как и лисельный, фаловый узел считается надежным морским узлом. Он может сослужить неплохую службу и в нашем быту.



    Рис. 57. Фаловый узел

    Щучий узел (рис. 58). Он так же, как и два предыдущих узла, служит для прикрепления троса к предметам цилиндрической формы. Щучий узел намного проще фалового узла.

    Верблюжий узел (рис. 59). Если вам нужно привязать тонкую веревку к другой, более толстой веревке для тяги под любым углом, советуем воспользоваться этим удлинительным узлом. Будучи правильно завязан, он не скользит ни влево, ни вправо. Его всегда легко развязать даже в том случае, если он намок и сильно затянулся.

    Стопорный узел (рис. 60). При выполнении различных судовых работ на палубе иногда возникает необходимость задержать находящийся под натяжением трос. Это выполняется с помощью другого троса, прикрепляемого стопорным узлом к тросу, который нужно задержать. Если тяга троса, который нужно остановить, будет вправо, то ходовой конец стопорного троса кладут сверху троса шлагом влево, ютом делают еще шлаг и ходовой конец стопорного троса ведут навстречу первому и второму шлагам, в зажим их, а далее вправо вокруг троса в обвивку, делая еще один-два шлага, и в двух-трех местах кладут прочные схватки или закрепляют “под себя”.


    Рис. 60. Стопорный узел.

    Качельный узел (рис. 61). При устройстве своими силами качелей выбор троса и узла, которым этот трос будет прикреплен к перекладине, имеет большое значение. От этого в основном и зависит надежность вашего самодельного сооружения.

    Если вы надумаете сделать на даче или во дворе своего дома качели, не ищите другой узел.



    Рис. 61. Качельный yзел

    Зигзаговый узел (рис. 62). Название узла как нельзя лучше соответствует его форме. При вязке этого узла ходовой конец проходит как бы зигзагами то в одну, то в другую сторону. Зигзаговый узел весьма специфичен. Он в основном применяется для утягивания и закрепления высокого штабеля груза в открытом кузове грузового автомобиля, оборудованного высокими стойками. Если, например, на таком грузовике требуется перевезти несколько сотен легких ящиков, то их, прежде всего, необходимо надежно закрепить. Сделать это можно с помощью длинной веревки, применив зигзаговый узел. Крепить веревку вокруг стоек грузовика лучше всего, держа ее моток в руке, иначе придется каждый раз протаскивать всю длину веревки.


    Рис. 62. Зигзаговый узел

    Паловый узел (рис. 63). Этот нехитрый узел очень удобен для закрепления фалиня шлюпки или катера за пал, битенг или одинарный кнехт. Чтобы правильно завязать его, ходовой конец фалиня нужно сложить вдвое, обнести пал сбоку, пропустить петлю под оба конца и накинут сверху на пал.


    Рис. 63. Паловый узел

    Битенговый узел (рис. 64). Он также служит при швартовке небольших судов для зачаливания на битенг, пал или причальную тумбу. Ходовой конец фалиня или швартова обносят вокруг битенга, потом складывают его вдвое петлей и пропускают под коренной конец. Здесь петлю перекручивают один раз на 180 градусов и надевают сверху на битенг. Такой способ закрепления швартовного конца прост и вполне надежен.


    Рис. 64. Битенговый узел

    Удавка с полуштыками (рис. 65). Лет сто назад в парусном флоте без этого узла выполнение многих корабельных работ было бы просто немыслимо.

    Удавка с полуштыками, наряду с задвижным штыком, применялась на кораблях для подъема наверх рангоутных деревьев - стеньг, реев, гафелей и пр. Ею обвязывали в воде бревна для буксировки, ее применяли для погрузки цилиндрических по форме предметов, грузили рельсы и телеграфные столбы. Этот же узел использовался для крепления коренных концов марса-шкотов, марса-гитовов и других снастей, где нужно было иметь концы готовыми для быстрой отдачи. Удавка без полуштыков нередко применялась для крепления швартова за береговой пал.

    Этот проверенный многовековым опытом на море узел издавна находит себе применение и на берегу. Его широко используют лесорубы. На многих иностранных языках название этого узла “лесной узел” или “бревенчатый узел”.

    Удавка с полуштыками - надежный и очень прочный узел, который исключительно сильно затягивается вокруг поднимаемого предмета. Ходовой конец троса нужно пропускать поверх коренного конца внутрь петли в сторону зажимаемого предмета. После того как петля обнесена ходовым концом 3-4 раза, его выводят из петли в сторону дальнего конца, с которого будет тяга- В то же время удавку очень легко и просто развязать, когда тяга на трос прекращается.

    Чтобы без риска для человеческой жизни поднять ствол дерева в несколько тонн или тяжелую металлическую трубу, не обязательно иметь какие-то особые такелажные приспособления для крана. Можно прекрасно обойтись растительным тросом соответствующей прочности или стальным. Но для этого необходимо уметь правильно завязывать этот узел. Его всегда Нужно вязать немного в сторону от середины бревна (трубы). Выведя ходовой конец троса из петли, составляющей узел, его тянут в сторону конца поднимаемого предмета, с которого будет тяга, и делают два полуштыка. Но, как правило, два полуштыка делают до начала вязки удавки, так как коренной конец снасти уже закреплен (ряс. вязка удавки с полуштыками