Главная · Карты · Мыс Лазарева: отсюда намечается построить мост на Сахалин. Мыс Лазарева: отсюда намечается построить мост на Сахалин Все о п мыс лазарев

Мыс Лазарева: отсюда намечается построить мост на Сахалин. Мыс Лазарева: отсюда намечается построить мост на Сахалин Все о п мыс лазарев

Впервые заговорили об исключительных географических преимуществах мыса Лазарев в 1881 году, когда прокладывалась первая телеграфная линия между материком и островом. Она проработала двадцать лет. В 1902 году партия ссыльнокаторжных проложила новый подводный кабель. Как вспоминает один из рабочих, обслуживавших эту линию, на мысе, кроме домика связистов, ничего не было.

В 1918 году, который ознаменовался началом Гражданской войны и иностранной интервенции, здесь появилась японская рыбообрабатывающая база. Когда японцы покинули Дальний Восток, на том же месте обосновался рыболовецкий стан, а позже рыбозавод, специализировавшийся на засолке сельди.

Маленький, захудалый, поселок Мыс Лазарев, носящий имя флотоводца и мореплавателя XIX века Михаила Петровича Лазарева, неожиданно приобрел всесоюзную известность в связи с индустриализаций Дальнего Востока.

Нефтепровод

В планах первых советских или, как их тогда называли, сталинских пятилеток, значилось строительство хабаровского нефтеперерабатывающего завода, который должен был работать на сахалинской нефти. Так возникла идея прокладки нефтепровода от промыслов к материку. И кусочек нефтепровода появился…

К осени 1931 года от нефтепромыслов Охи до порта Москальво построили нефтепровод протяженностью 30 километров, включая четыре больших резервуара в порту. Использовались американские трубы и оборудование.

В 1935 году был пущен Хабаровский НПЗ, в 1939 году началось строительство Комсомольского НПЗ. Доставка сырья осуществлялась нефтеналивными баржами в короткий период северной навигации. В марте 1939 года в третьем пятилетнем плане появилась строка: построить нефтепровод до Комсомольска-на-Амуре.

Вышло постановление ЦК ВКП(б) и Совнаркома о строительстве первого этапа нефтепровода от Охи на Сахалине до Циммермановки на Амуре. Строительство возложили на Наркомат нефтяной промышленности СССР. Было создано специальное строительное управление №15 с четырьмя участками, один из которых располагался в поселке Мыс Лазарева. Рабочая сила — спецпереселенцы и заключенные.

В августе 1940 года участок начал работы. Была сооружена зона — лагерный пункт на 250 человек, началось строительство гаража. Получили первые 240 тонн труб, а также автомашины, вездеходы, тракторы, электросварочные агрегаты.

Но первые результаты работы оказались плачевными: план по всем показателям был провален. А вскоре война началась. Краевые органы вышли с ходатайством в ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР передать стройку в ведение НКВД.

В августе 1941 года, когда дела на фронтах складывались не в нашу пользу, строительство №15 перешло к Главному управлению железнодорожного строительства НКВД. А конкретно — Нижне-Амурскому лагерю. В то время им руководил Василий Арсентьевич Барабанов, что примечательно, беспартийный. В романе Василия Ажаева «Далеко от Москвы » он выведен под фамилией Батманов. Как известно, Ажаев был непосредственным свидетелем строительства.

Прежде чем начинать прокладку нефтепровода, по будущей трассе нужно было соорудить дорогу. Строили главным образом из бревен так называемые лежневки. Но самая трудная часть — переход через пролив Невельского. Его выполнял ЭПРОН — экспедиция подводных работ особого назначения.

Проектом предусматривалось сваривать на берегу трубы в плети по 100 — 200 метров и с берега затаскивать их на баржи. Приваривание конца опущенной в пролив плети к последующей намечалось непосредственно в воде. Но из этой затеи ничего не вышло, кроме того, что было утоплено триста метров бесценных тогда американских труб.

Тогда специалисты-строители решили на свой страх и риск проходить пролив не летом, а зимой. Как показали результаты, это было выдающееся инженерное решение.

На берегу подготовили ровную площадку. Там варили из труб плети — секции не по 100 — 200 метров, как было по проекту, а по 1000 — 1200 метров. Затем их очищали, после чего на них накладывали несколько слоев изоляции. На каждый стык секции наваривалась лепестковая муфта для соединения с другой плетью.

Для укладки труб в пролив нужно было, чтобы толщина льда достигала 45 сантиметров. Иначе на льду невозможно использовать тяжелую технику. Оставалось одно — ждать. И только в середине марта, когда лед достиг необходимой толщины, начали прокладку.

Готовая плеть-секция длиной более километра скатывалась на вагонетки, расставленные на рельсах на расстоянии 35 друг от друга. Одновременно к плети подвязывались сани. Получалось огромное сооружение, напоминающее гусеницу.

Трубу наполняли водой, чтобы она опустилась на дно. Затем в пролив опускались водолазы. Они метр за метров проверяли, как легла труба. Нужно было, чтобы она плотно соприкасалась с грунтом. Если обнаруживалась неровность, водолазы разбивали ее струей гидромонитора.

Через тридцать лет работы нефтепровода потребовалось устранить повреждение трубы на одном из мелководных участков залива. Водолазы увидели изоляцию трубы, выглядевшей так, как будто ее уложили в агрессивную морскую воду только вчера!.. Кроме прокладки трубы через пролив, в Лазареве была построена насосно-дизельная станция. Она работает до сих пор, конечно, уже не на американском оборудовании 1940-х годов.

2 ноября 1942 года нефтепровод был принят в эксплуатацию. Сооружали его заключенные и спецпереселенцы, досрочно освобожденные и вольнонаемные. Он действовал до 1985 года — сорок три года непрерывной эксплуатации.

Нефтепровод, введенный в 1977 году, проработал всего восемнадцать лет, причем с несколькими серьезными авариями. Хотя по логике должно было быть наоборот, ведь в войну строили нефтепровод главным образом люди подневольные, с примитивной механизацией, при недостатке всего и вся. В 1977 году нефтепровод прокладывали люди, пришедшие на стройку по доброй воле, использовавшие самую широкую механизацию. А вот поди ж ты!..

Вероятно, дело не только в страхе и подневольности. Совесть, ответственность, отношение к результатам своего труда — они или есть, или их нет. В любых условиях!

5 мая 1950 года Совет министров СССР принял постановление о строительстве железнодорожной линии с материка на Сахалин протяженностью 863 километра. Под проливом Невельского, в самом узком месте Татарского пролива, решено было пробить тоннель.

Для исполнения постановления создавалось строительство №6 с подчинением Главтоннельметрострою МПС. Начальником строительства был назначен Николай Алексеевич Ермолаев, под руководством которого проложили тоннель под Амуром у Хабаровска.

Первыми строителями, появившимися в поселке Мыс Лазарева, стали солдаты и офицеры инженерно-строительного батальона, переброшенного из Благовещенска. Нельзя не поразиться масштабам работ, привлеченным средствам и количеству людей. Три автобазы на 700 автомашин, два ремонтных завода, 27 плавсредств, два механических завода, кислородный завод, центральная электростанция и пять энергопоездов, компрессорные станции…

Тоннель должен был пройти от мыса Среднего на материке до мыса Погиби на Сахалине. Это была исключительно сложная инженерная задача. Причем сначала нужно построить жилье примерно на десять тысяч человек, дороги, причалы, морозильные установки, так как проходка шахт предполагалась в замороженной зоне. В общем, предстояло возвести индустриальный городок на месте захудалого поселения, где не было ни электричества, ни радио.

К концу 1951 года на строительстве уже числились 16,5 тысячи человек, а с членами семей — 19 тысяч. В 1952 году подготовительные работы завершаются. Построен кинотеатр на 500 мест. Работают девять медучреждений, две школы рабочей молодежи. Издается многотиражная газета «Вперед », выходит в эфир радиогазета «Рупор стройки ».

Как с материка, так и с Сахалина отсыпаются дамбы и острова — будущие шахтные площадки для проходки тоннеля. В начале 1953 года ствол шахты № 1 на берегу глубиной 55 метров уже пройден. Заложены шахты № 2 и № 3 на насыпных островах в проливе. К декабрю 1955 года тоннель должен быть готов.

5 марта 1953 года умирает Сталин. Власть в Кремле в замешательстве. И как гром с ясного неба возникает постановление от 25 марта 1953 года о прекращении строительства ряда крупных объектов, «не вызванных нуждами народного хозяйства». В их числе оказался и тоннель под Татарским проливом.

Сегодня, спустя шестьдесят лет, когда пишутся эти строки, снова ставится вопрос о сооружении железнодорожного пути на Сахалин. А тогда огромная стройка была брошена. Шахту № 1, на которой вовсю велась прокладка тоннеля, законсервировали. Начались массовые увольнения: без малого шесть тысяч человек были отправлены в Софийское автомашинами, в Де-Кастри и Николаевск-на-Амуре — флотом строительства.

Руководство стройки подсчитывает затраты на ликвидацию. Стоимость демонтажа машиностроительного оборудования превышает миллион рублей. Очистка, сортировка, ремонт спецодежды, постельных принадлежностей перед отправкой на базы оцениваются в 640 тысяч рублей. Расходы на содержание всех ликвидкомов составляют почти шесть миллионов тех полноценных, а не сегодняшних, обесцененных в тысячи раз рублей.

Из Москвы начальнику строительства предписывается следующее: «…Уволить всех, кроме аппарата ликвидкома. Медикаменты передайте в реализацию местным организациям. Найдите организации, согласные принять продовольствие, вещевку, торговые товары. …Ищите организации на лошадей. Все нефондовые материалы, малоценки, конторский инвентарь, инструмент… продавайте любым организациям».

Это уже не плановое хозяйство, а паника, как при бегстве с поля боя…

Из отчета управления строительства №6 за 1953 год. «Постановление СМ СССР от 25. 3. 53. застало строительство в период широкого размаха и высоких темпов работ… К моменту выхода Постановления в пути находились грузы 25 наименований почти от 3000 поставщиков стоимостью 43 миллиона рублей. На центральных базах и на стройплощадках имелось материалов и оборудования — 85 тысяч тонн на сумму 1000 миллионов рублей. К моменту выхода Постановления строительство имело в хозяйстве ЖКХ 392 жилых здания и 204 нежилых. Все имели радио и освещение.

За период ликвидации эвакуировано в 1953 году около 19 тысяч человек…

На ликвидацию утвердили 6 миллионов рублей, а израсходовали уже 42 миллиона».

И эти огромные траты делались под видом экономии государственных средств!

Наступил 1954 год. Нужно было что-то делать с насыпанными в проливе дамбами и капитально отстроенными, рассчитанными на десятилетия искусственными островами в проливе. Если перевести затраченные тогда на разгром строительства миллионы в сегодняшние цены, то это будут многие сотни миллиардов рублей. Стройку загубили, а между тем проблема связи Сахалина с материком осталась.

Только через двадцать лет, в 1970 году, было начато строительство паромной переправы Ванино — Холмск. Через три года переправу запустили, но полноценной надежной связи с островом как не было, так и нет до сих пор. Паромная переправа полностью зависит от погоды.

Вот какая глыба приоткрывается, когда вникаешь в историю Мыса Лазарева…

Андрей КИКЛИВЫЙ.

Фото Сергея БАЛБАШОВА.

Cкачиваемые файлы ГЭЭ (DOC 31KB 07.06.
07.06.2019 Министерство природных ресурсов План состоит из 18 разделов, связанных в том числе с созданием индустрии утилизации отходов и их повторного применения Премьер-министр России Дмитрий Медведев утвердил план реализации стратегии экологической безопас
07.06.2019 Единая Россия РАЗЪЯСНЕНИЯ по классификации пиломатериалов из Перечня видов древесины, определяемых в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности,
07.06.2019 Управление лесами

Законопроект «О внесении изменений в Закон Хабаровского края «О реализации полномочий Хабаровского края в области создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий» рассмотрели краевые парламентарии на
07.06.2019 ИА АмурПресс Проведена экологическая акция. Сегодня, 07.06.
07.06.2019 Солнечный район По данным Хабаровского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, паводковые явления в Хабаровском крае сохраняются на реках Кур, Тунгуска, Амгунь.
07.06.2019 Комитет по гражданской защите

Мыс Лазарева

В один из последних дней августа 1950 года под усиленной охраной с собаками нас повели на товарную станцию Второй речки, там загрузили в вонючие товарные вагоны. Постели не было, только двухэтажные нары из досок; здесь же, в вагоне, и туалет, а вернее, лоток в приоткрытой двери. Еще стояла жара, а пить не давали. Питания в первый день тоже не было. Вот так и повез поезд нас в неизвестность, и только к концу третьих суток мы стали смутно представлять себе, куда нас везут. Но все же стало известно, что ждет нас непроходимая тайга. После поездки в товарняке в городе Софийске Нижне-Амурской области перегрузили нас в машины - и дальше в путь. В дороге узнали, что везут нас строить туннель под Татарским проливом. В машинах мы сидели по тридцать человек, ехали более суток. И вот конечный пункт назначения - мыс Лазарева. Это самая восточная точка нашей страны. Расстояние между мысом и островом Сахалин через Татарский пролив - восемь километров. Еще до революции через эти места бежали политические, здесь и родилась песня «Бежал бродяга с Сахалина медвежьей узкою тропой». Туннеля мы не увидели. Работы по прокладке туннеля были засекречены и назывались «стройка 500».

Итак, мыс Лазарева, стройка 500. Лагерь только что выстроен. Бараки рублены из неошкуренных бревен, с двухэтажными нарами из жердей. На работу повели на второй день - прокладывать в непроходимой тайге автодорогу. Но это не было похоже на автодорогу, а скорее на железнодорожное полотно. Инструмент - пила ручная, лопаты и лом. Нужно было не только пилить лес, но и корчевать пни, снимать растительный слой земли и делать насыпь с кюветами. Гоняли на этот участок по восемьсот человек. Путь был длинный, почти семь километров в один конец, пешком туда и обратно.

В день делали по 800 метров готового железнодорожного полотна. Техника - арестантская тачка. Прошло уже много времени, а мыться было негде, к тому же пришла зима. Развелись вши. Я носил тельняшку вместо нижней рубашки, так в этой тельняшке развелось столько вшей, что страшно даже вспоминать. Вши не давали спокойно спать, а утром нужно было идти на работу. Прошел слух, что дорога, которую мы строим, пойдет к туннелю, а сколько нужно построить метров, никто не знал. Работы велись ускоренным темпом.

В один из воскресных дней мы отдыхали в лагере. На территории лагеря горел костер, и я решил избавиться от вшей: снял тельняшку и сжег ее, но вшей почти не убавилось, они ползали по верхней одежде. Не знаю, связано это со вшами или нет, но в лагере вспыхнула эпидемия. Многие болели. Сильно больных на работу не гоняли, они оставались в зоне. Оставшиеся в зоне сжигали на костре вшей, тряся бельем над огнем. В лагере были эстонцы, латыши, татары, русские, узбеки, грузины и заключенные других национальностей. Все были слабые и изможденные, русские оказались более выносливые. О питании говорить не приходится, кормили плохо, об этом свидетельствует лагерная пословица: «Стройка 500, баланды - 500, хлеба - 500»; спрашивали, где стройка «кило двести». Да, действительно, всего давали по 500 граммов, и стройка была тоже под номером 500.

За работой день за днем проходили месяцы лишения не только свободы, но и всех человеческих прав. Я заболел цингой, отнялась правая нога, сочилась кровь из полости рта. Мое положение оказалось критическим, но о черном дне я всегда помнил. У меня в тайнике (в книжке) хранилось 100 рублей, отдал эти деньги врачу, он сделал мне в течение десяти дней пять или шесть уколов аскорбиновой кислоты, и я стал выкарабкиваться из тяжелого состояния.

Кому это расскажешь: вот лежишь больной, никому не нужный и никто тебе не может помочь.

Да еще знаешь, что твои родные подвергаются гонению за тебя. Думаешь так, и жизнь становится бессмысленной. Такое ужасное состояние охватывало многих. Появились случаи самоповешения.

После излечения я ходил на работу в лесоцех, так как со своей больной ногой не мог трудиться на строительстве дороги. В цехе таскал доски, возил в тачке опилки. Цех изготовлял столярные изделия для лагеря и для стройки МПС (Министерства путей сообщения).

Первоначально переписки не было, по всей вероятности, наши письма сжигала администрация, но затем вроде бы разрешили два письма в месяц. Здесь я вспомнил про код и решил написать жене, где я нахожусь и как можно доехать до мыса Лазарева. Письма проверялись, цензором был оперуполномоченный лагеря - Надейкин, но наш код расшифровке не подлежал и даже не вызывал подозрения у лагерной администрации. Потом, спустя пару месяцев, я убедился в том, что жена все знает точно обо мне. В письмах мы, заключенные, писали, что живем хорошо, кормят отлично, относятся к нам хорошо. А что поделаешь? Напиши правду - лишат переписки. Я уже несколько раз получал от жены денежные переводы. За деньги подкупал себе питание: хлеб, сахар, рыбные консервы. Купил кое-что из нижнего белья. На работе постепенно избавлялся от вшей.

Было лето 1951 года. Стало известно, что намечается большой объем работ по строительству дамбы и железной дороги через Татарский пролив. Но как это будет все осуществляться, никто не знал. Не так уж много прошло времени, как мы на мысе Лазарева, а сколько уже событий: случаи самоповешения, воры зарубили топором экономиста-заключенного, двух зарезали, подкололи уже несколько человек, а в один из дней воры совершили побег.

Много я слышал о побегах революционеров, каторжников, а тут, казалось, и бежать некуда: все перекрыто, кругом вода и засекреченные посты, и вдруг - побег. Честно говоря, у меня даже стало легко на душе: все же есть сильные люди, способные в любой ситуации находить смелые решения.

Вот о них несколько слов.

Из книги Моя профессия автора Образцов Сергей

Глава шестнадцатая Глава, к предыдущим как будто никакого отношения не имеющая Я буду не прав, если в книге, названной «Моя профессия», совсем ничего не скажу о целом разделе работы, который нельзя исключить из моей жизни. Работы, возникшей неожиданно, буквально

Из книги Страсть автора Раззаков Федор

Татьяна ЛАЗАРЕВА Известная телеведущая («ОСП-студия», «Звезды на льду» и др.) в первый раз вышла замуж еще в студенчестве – в конце 80-х. Она тогда училась в Кемеровском институте культуры на отделении дирижера массовых зрелищ, однако ее избранником стал вовсе не студент, а

Из книги Поживши в ГУЛАГе. Сборник воспоминаний автора Лазарев В. М.

Глава 4 Мыс Лазарева В один из последних дней августа 1950 года под усиленной охраной с собаками нас повели на товарную станцию Второй речки, там загрузили в вонючие товарные вагоны. Постели не было, только двухэтажные нары из досок; здесь же, в вагоне, и туалет, а вернее,

Из книги Отечественные мореплаватели - исследователи морей и океанов автора Зубов Николай Николаевич

4. Кругосветное плавание М. П. Лазарева на корабле «Суворов» (1813–1816) Кругосветные плавания русских военных моряков начались в очень тревожное время наполеоновских войн и с 1808 по 1813 год ни один корабль не выходил из Кронштадта в Русскую Америку.9 октября 1813 г. из

Из книги Три кругосветных путешествия автора Лазарев Михаил Петрович

7. Кругосветное плавание Беллинсгаузена и Лазарева на шлюпах «Восток» и «Мирный» и открытие Антарктиды (1819–1821) Отечественная война 1812 г., по своим последствиям, как отмечал В. Г. Белинский, была «… величайшим событием в истории России после царствования Петра Великого.

Из книги Открытие Антарктиды автора Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич

12. Кругосветное плавание Хрущева на шлюпе «Аполлон» (1821–1824) и возвращение в Кронштадт шлюпа «Ладога» под командой Андрея Лазарева (1823–1824) 28 сентября 1821 г. вышли из Кронштадта в совместное плавание 28-пушечный шлюп «Аполлон» под командой капитана 1-го ранга Иринарха

Из книги Быть Иосифом Бродским. Апофеоз одиночества автора Соловьев Владимир Исаакович

ПЕРВЫЕ ГОДЫ СЛУЖБЫ М. П. ЛАЗАРЕВА В ВОЕННО-МОРСКОМ ФЛОТЕ (1800–1813 гг.) Отношение генерал-адъютанта Х. А. Ливена в морской кадетский корпус об определении в корпус трех сыновей П. Г. Лазарева – Андрея, Михаила и Алексея 25 января 1800 г. Государь император указать соизволил

Из книги Институты благородных девиц в мемуарах воспитанниц автора Коллектив авторов

КРУГОСВЕТНОЕ ПЛАВАНИЕ М. П. ЛАЗАРЕВА НА СУДНЕ «СУВОРОВ»

Из книги автора

ЭКСПЕДИЦИЯ КАПИТАНА 2 РАНГА Ф. Ф. БЕЛЛИНСГАУЗЕНА И ЛЕЙТЕНАНТА М. П. ЛАЗАРЕВА К ЮЖНОМУ ПОЛЮСУ И ОТКРЫТИЕ ЕЮ АНТАРКТИДЫ (1819–1821 гг.) Проект экспедиции к Южному полюсу вице-адмирала Г. А. Сарычева [предположительно конец 1818 г. – начало 1819 г.]Из Бразилии идти к острову Георгию, а

Из книги автора

Из книги автора

СЛУЖБА М. П. ЛАЗАРЕВА НА БАЛТИЙСКОМ И ЧЕРНОМОРСКОМ ФЛОТАХ (1826–1851 гг.) Из рапорта М. П. Лазарева А. В. Моллеру о переходе кораблей «Азов», «Иезекииль» и шлюпа «Смирный» из Архангельска в Кронштадт 19 сентября 1826 г. После учиненного в Архангельске 4 августа вверенному мне

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности адмирала М. П. Лазарева 1788 г.3 ноября (14 ноября по новому стилю). Родился в гор. Владимире.1800 г.8 февраля. Зачислен в Морской кадетский корпус.1803 г.23 мая. Произведен в гардемарины.3 июня – начало августа. Проходил морскую практику на

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Глава 30. УТЕШЕНИЕ В СЛЕЗАХ Глава последняя, прощальная, прощающая и жалостливая Я воображаю, что я скоро умру: мне иногда кажется, что все вокруг меня со мною прощается. Тургенев Вникнем во все это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним

Из книги автора

А.В. Лазарева Воспоминания воспитанницы дореформенного времени...Невольно мысль моя перенеслась в то далекое прошлое, и в памяти восстали давно забытые образы. Во имя этих последних хочу сказать несколько слов о Патриотическом институте, в котором я пробыла с 1852 по 1858 год


Поселок городского типа Лазарев расположен в Николаевском районе Хабаровского края на одноимённом мысе пролива Невельского в 7,3 км от острова Сахалин.
Поселок Лазарев возник как рыболовецкое поселение. В 1939 году здесь проживало 190 человек. В 1948 году согласно постановлению советского правительства создаётся рыбозавод, и поселение получает ранг поселка городского типа. После ударного труда рыбаков к началу 70-х годов рыбозавод ликвидировали. Создание базы активного морского рыболовства было нецелесообразно из-за удаленности от районов добычи, сложной навигационной обстановки в проливе Невельского и отсутствия сухопутных путей круглогодично пользования.

В период Великой Отечественной войны в связи со строительством первой очереди нефтепровода Охта (Сахалин) — Комсомольск-на-Амуре возник посёлок эксплуатационников, который получил дальнейшее развитие после ввода второй и третьей нитки нефтепровода и прокладки газопровода.


В 1951 - 1953 гг. на мысе Лазарева велось крупномасштабное строительство Министерством путей сообщения железнодорожное туннеля в самом узком месте пролива Невельского для выхода БАМа к Сахалину. После смерти Сталина в середине 1953 года строительство было прекращено.

По генплану 1963 года, разработанного институтом Хабаровскрайпроект (1963) в посёлке Лазарева в 1970 году планировалась численность населения в 5,3 тыс. человек. Фактическая численность составила 2,5 тыс. и уменьшилась к 2014 году до 1, 2 тыс. жителей.

В начале семидесятых годов поселок Лазарев представлял три самостоятельных поселения работников морпорта, леспромхоза и эксплуатационников нефтепроводов (см. рисунок). Из-за узковедомственного подхода и отсутствия единого генплана поселки эксплуатационников нефтепроводов и леспромхоза были построены в пределах охранной и взрывоопасной зоне трубопроводов и подлежали сселению. Разбросанность поселков не позволяет создать единую социальную инфраструктуру.>



К настоящему времени в поселке имеется нефтебаза (участок перекачки сахалинской нефти), остались воспоминания о рыбозаводе, леспромхоз обанкротился, но частники ведут заготовку еще не вырубленного леса. Морской порт не действует.

Современный вид поселка Лазарев


http://kfss.ru/images/stories/obj/sah-tunnel/sah-tunnel_02.JPG

Идее строительства сахалинского туннеля уже более века. По инициативе вождя советского народа Иосифа Сталина принимается секретное постановление Совета Министров СССР от 5 мая 1950 года о сооружение тоннеля и резервного морского парома через Татарский пролив от мыса Лазарева до мыса Погиби.

Строительство железнодорожного тоннеля было поручено МВД и МПС СССР (железнодорожные пути, и тоннельные работы). Пуск в эксплуатацию туннеля был запланирован к концу 1955 года. Строительство железнодорожных веток и тоннеля вели в основном условно-досрочно освобождённые, а также вольнонаемные специалисты, военнослужащие и заключенные. К началу 1953 года общая численность железнодорожных строителей по обе стороны пролива составляла более 27 тыс. человек. На подготовки к строительству туннеля было занять 3,7 тыс. человек. К весне 1953 года проходка первой шахты на материке диаметром в 8,5 метров и глубиной 80 метров была завершена.


http://s019.radikal.ru/i639/1204/b9/0eb2e13090f3.jpg

По официальной версии после смерти советского вождя Иосифа Сталина из-за массовой амнистии заключённых работы были свёрнуты. Но в воспоминаниях очевидцев эта версия отвергается, так как большинство строителей еще восемь месяцев дожидались возобновления строительства. Получается, что стройка была закрыта новыми мелкими кремлевскими вождями назло Сталину и жителям Сахалина.

В 1973 году южнее мыса Лазарева начала действовать железнодорожная паромная переправа Ванино-Холмск, так как основной промышленный потенциал Сахалина расположен в южной части острова.

«Умом Россию не понять». Сахалинская область продолжает испытывать транспортные проблемы. Нет устойчивой круглогодичной связи с материком, особенно зимой и в штормовую погоду, когда прекращается паромное сообщение.

Периодически появляется и затухает идея строительства туннеля или моста (например, в 1992, 2000, 2008 годы). В 2013 году прошло согласование очередного ТЭО железнодорожного мостового перехода.

О Сахалинском тоннеле периодически устраивают российские телешоу с мечтами о его очередном строительстве. Вероятно, мечты осуществлятся после нормализации отношений с Японией, которая может получить транспортный выход в Сибирь и далее, а так же после строительства моста через Керченский пролив в Крым.

Во Владивостоке ударными темпами был построен один из крупнейших в мире вантовых мостов на остров Русский с постоянным населением немногим более 5 тыс. жителей. Уже столетие страна не может построить туннель или мост на Сахалин, где в 1990 году проживало почти 700 тыс. жителей, а осталось при чрезмерном развитии дикого капитализме 470 тыс.