Главная · Карты · Парижские катакомбы. Катакомбы парижа Катакомбы под парижем

Парижские катакомбы. Катакомбы парижа Катакомбы под парижем

Катакомбы Парижа — сеть туннелей под землей, длина которых составляет около 1,5 км, а общая площадь насчитывает 11000 м². Как бы Париж не ассоциировался с его романтикой, есть в этой столице места, наводящие страх. Парижские катакомбы являются сегодня одной из самых необычных достопримечательностей всего города.

Свое паранормальное существование катакомбы объясняют тем, что в свое время сюда были завезены останки 6 млн человек.

Билеты в катакомбы Парижа

Цена билетов на посещение катакомб может меняться. Посмотреть действующие цены можно на сайте .

Также в кассе можно приобрести аудиогид на французском, английском и испанском языках за 5 евро.

История катакомб в Париже

Для того, чтобы строить Париж, нужны были камни. После того, как запасы начали заканчиваться, камень начали добывать в шахтах, тем самым сделав первые тоннели. Со временем тоннели разрастались во все стороны, как и сам Париж. Таким путем и появились будущие катакомбы.

Когда тоннели стали совсем большими, монахи им начали находить новое применение: там складывали и хранили вина.

После того, как городские власти запретили хоронить трупы в городе, останки умерших людей скидывали в могилы на несколько метров в глубину. В 1780 году одна из могил не выдержала и развалилась. Так, земля наполнилась человеческими костями, что послужило причиной появления Оссуария в катакомбах.

Оссуарий

С появлением оссуария начали перезахоронять останки из городских кладбищ, после того, как городские власти запретили захоронения в городе. Здесь, в конечном итоге, были перезахоронены останки 6 миллионов человек. Уже полностью обработанные черепа и кости в оссуарии собрали и уложили в таком виде, как их можно увидеть сейчас.

На сегодняшний день в катакомбах Парижа открыто 2,5 километра пути. Здесь регулярно проводятся работы, чтобы сохранить подземелье от разрушений.

Экскурсия в катакомбы Парижа

Для любителей пощекотать себе нервы, а также тем, то устал от обычных экскурсий по городу, предусмотрена необычная, местами страшная экскурсия в катакомбы Парижа.

Необходимо заранее заказать экскурсию, где гид подробно расскажет об истории этих тоннелей, а также покажет останки более 6 миллионов парижан. Экскурсия длится примерно 1-2 часа.

Музей катакомб в Париже

Музей катакомб — одно из самых посещаемых и популярных мест Парижа. Туристов не пугают ни количество черепов, ни атмосфера этого места. Скорее, это просто дикий интерес.

Войдя внутрь, необходимо спуститься по лестнице на глубину в 20 метров. Сначала на пути встречается место, где расположены стенды с историей всех катакомб Парижа и самого музея в частности. Далее по тоннелю на стенах идут разные философские повествования о смерти и каменные скульптуры.

Пройдя примерно половину пути, уже встречаются кости, которые собраны ровными рядами в нескольких залах. Также здесь можно увидеть могилы известных людей, например, Паскаля, Робеспьера, Шарля Перро и других.

С 1980 года в музее дежурит полиция, следящая за тем, чтобы посетителям не вздумалось выйти за пределы туристических зон. Иначе будет штраф — 60 евро.

Чтобы пойти на экскурсию, лучше одеться теплее, поскольку температура в тоннеле составляет около 12 градусов Цельсия, а экскурсия длится от часа до двух. Плюс ко всему, тоннели сырые.

Также можно купить карту подземелья, которая продается в кассе. Карта поможет сориентироваться в тоннелях и быстро найти выход, в случае, если отстанете от группы.

Ограничения

В катакомбы запрещается брать большие сумки, рюкзаки, чемоданы. Также абсолютно запрещено выносить кости. На входе и выходе всех посетителей досматривает полиция.

Вход в катакомбы в Париже

Вход в катакомбы, который представляет собой небольшой павильон, находится рядом со входом на станцию метро «Данфер-Рошро» (Denfert-Rochereau). Сам вход находится рядом с центром города, ближайший ориентир — башня Монпарнас. Вход и выход расположены в разных местах.

Рядом со входом дежурит полиция, которая работает здесь еще с 1980 года.

Как добраться

Чтобы добраться до парижских катакомб, можно использовать следующие виды транспорта:

  • Автобус №: 38, 68, выходить на остановке «Denfert-Rochereau».
  • Метро: линия В, станция «Denfert-Rochereau». Посмотреть карту метро можно по этой ссылке .
  • Скоростная электричка RER: линия B, станция «Denfert-Rochereau».

Панорама катакомб в Париже:

Видео о катакомбах Парижа

Кладбища. Есть в них нечто такое, отчего волосы начинают шевелиться на голове, и для многих из нас кладбища являются одними из самых жутких и самых запретных мест на планете. Что может быть страшнее, чем обычное кладбище? Что вы скажете о том, в котором находятся останки миллионов парижан и которое расположено прямо под столицей Франции? Да, именно так.

Для города, который известен своей любовью к моде, романтике и культуре, Париж, несомненно, скрывает под своими улицами темную тайну. Эти малоизвестные факты о необъятных катакомбах Парижа оставят вас в полном недоумении.

10. Здесь хранятся останки более шести миллионов парижан

В 18 веке на кладбищах постоянно растущего города Парижа не хватало места. Как будто этого было недостаточно, некоторые тела не были похоронены должным образом и стали причиной распространения болезни. В конечном счете, парижские чиновники решили запретить кладбища в городской черте и переместить останки, которые на них были, в другое место.

Чиновники обратили внимание на несколько подземных карьеров города. В период с 1780-х по 1814 год власти смогли организовать перевоз под землей более шести миллионов тел, собранных со всех существовавших в Париже кладбищ, перевозя мертвых с помощью тележек и помещая их в место их окончательного упокоения.

9. Они больше, чем вы думаете


Фото: Deror Avi

В то время как останки шести миллионов человек рассыпаны по туннелям, большинство из них были заложены в погребальные камеры, известных как оссуарии, куда часто проводят экскурсии. Дело в том, что в катакомбах больше туннелей. Они были сделаны парижскими шахтерами, работавшими в каменоломне, прежде чем некоторые из катакомб были использованы как кладбище.

Хотя считается, что существует около 320 километров туннелей, не все из них были нанесены на карту, и остальные остаются неизведанной территорией. Это заставляет задуматься о том, что еще может скрываться в этих туннелях.

8. Роумеры сделали из катакомб секретное место для купания


Фото: Messy Nessy Chic

По-видимому, идея отправиться в местный бассейн (или поехать к другу, у которого есть бассейн) недостаточно удовлетворяет некоторых людей. Вместо этого они отправляются в путешествие в глубины катакомб, чтобы освежиться в каких-то тайных, неизведанных водоемах, которые стали известны среди других любителей катакомб как импровизированные бассейны.

Конечно, вам понадобятся связи, чтобы туда попасть. Говорят, вам также придется пробираться через мутные воды и туннели, где может случиться приступ клаустрофобии, прежде чем вы попадете в «оазис», который в данном случае является ямой с водой, расположенной на гигантском подземном кладбище.

7. Неизвестные группы творят здесь странные дела

В 2004 году полиция, проводившая учения в катакомбах, наткнулась на нечто совершенно неожиданное. Исследуя отдаленный обширной туннельной системы, они обнаружили гигантский полностью оборудованный кинозал с экраном, всем необходимым, рестораном и баром, с профессионально установленными телефонными линиями и линиями электропередач. Еще более жутким был тот факт, что скрытая камера делала фото полицейских, когда они заходили в зал.

Никто не знает, кто это сделал, но на месте происшествия осталась записка, в которой говорилось: «Не пытайтесь нас найти». Вероятно, это не лучшее оформление для кинотеатра и ресторана, но ведь это пространство тоже можно использовать с пользой, не так ли?

6. Поток трупов

Самым популярным местом в Париже, где хоронили усопших (до того, как решили использовать для этого катакомбы), было Les Innocents - старейшее и наиболее часто используемое городское кладбище. Однако с ним была одна проблема: как упоминалось выше, к началу XVIII века на нем было похоронено так много людей, что оно переполнилось. Люди, жившие по соседству, стали жаловаться на резкий запах тления, который распространялся по всему городу.

Сказать «было переполнено», значит, преуменьшить, потому что, когда кладбище залило водой в результате наводнения, тела стали подниматься из-под земли на поверхность. В течение 1780-х годов люди начали эксгумировать тела со всех старых кладбищ и хоронить их там, что теперь мы называем катакомбами, а остальное – уже история.

5. Катафилы создают сообщества внутри туннелей


Фото: Claire Narkissos

Катафилы - это группа городских исследователей, склонных тратить огромное количество времени в глубинах катакомб для собственного удовольствия и поиска приключений. Хотя их название может звучать, как название современного культа, они глубоко уважают как мертвых, так и туннели и создают карты, чтобы люди не заблудились в огромном некрополе.

Они являются инсайдерами, и информация о том, как получить доступ к катакомбам, хранится внутри сплоченной группы. Катафилы создавали свою собственную общину внутри старых каменоломен и тоннелей в течение многих лет. Некоторые рисуют здесь картины, украшают комнаты или устраивают вечеринки с другими обитателями туннелей, а некоторые посещают их, чтобы просто отдохнуть от внешнего мира.

4. Когда-то здесь было похищено марочное вино

Оказывается, помимо костей, гниения и смерти, в глубинах катакомб есть также и довольно хорошее вино. По крайней мере, так было в 2017 году.

Банда французских воров просверлила известняковые стены катакомб и проникла в соседнее хранилище, которое находилось под квартирой и где содержались около 300 бутылок марочного вина. Воры сбежали, прихватив все вино стоимостью € 250 000.

3. Кости собраны в «декоративные экспозиции»


Фото: Shadowgate

Когда в 1780-х годах кости умерших стали впервые на телегах свозить в катакомбы, их просто оставляли в туннелях (после того, как священник произносил молитву, чтобы мертвые покоились с миром). Рабочие начали складывать старые в формы и композиции, такие как сердца и круги, и облицовывали стены черепами и различными другими страшными останками.

Одна из самых знаковых композиций известна как Бочка. Она состоит из большого круглого столба, окруженного черепами и берцовыми костями и служит одновременного опорой для потолка помещения, где находится, которое называют Склепом Страсти или Ротондой Большой берцовой Кости. Бочка немного более омерзительна, чем традиционная опора, но если она выполняет свою функцию, то нет вопросов.

2. Фермеры начали использовать катакомбы для выращивания грибов



Фото: Messy Nessy Chic

Эта практика началась в 19-м веке, когда парижанин по имени месье Шамбери (Monsieur Chambery) отважился спуститься в туннели и увидел россыпь диких грибов, растущих в подземелье. Он решил использовать заброшенные туннели для выращивания собственных шампиньон де Пари (они же шампиньоны), что в результате было принято и одобрено Садоводческим обществом Парижа (Horticultural Society of Paris).

Вскоре сюда стали отовсюду стекаться фермеры, чтобы основать свои собственные фермы. Выращивание грибов в катакомбах стало процветающим бизнес-предприятием. На самом деле, если вы знаете, где искать, то, вероятно, сможете найти некоторых фермеров, которые все еще выращивают там грибы для души. Это имеет смысл, если учитывать царящую там темноту и влажность. Кто знает, возможно, лежащие рядом старые кости, также служили своего рода удобрением для грибов.

1. Во время Второй Мировой Войны катакомбы использовались обеими сторонами



Фото: 28DaysLater.co.uk

Поскольку во время Второй Мировой войны существование катакомб было общеизвестным, а кроме того, они простираются на многие километры под землей, неудивительно, что их стали использовать во время боевых действий. Что может вас удивить, так это то, что они использовались обеими сторонами.

Члены Французского сопротивления во время войны активно использовали подземную туннельную систему, чтобы скрываться и планировать нападения на немцев. Катакомбы гарантировали, что их не заметят немецкие шпионы и не обнаружат враги.

Что еще более шокирует, так это то, что нацисты также присутствовали в катакомбах и построили различные бункеры (например, один под средней школой Lycee Montaigne). Остатки этого бункера можно увидеть и сегодня.

Катакомбы Парижа упоминаются во французской и русской литературе, кинематографии, являются объектом массового искусства. Они образовались во время активного строительства Парижа, когда горожанам было нужно большое количество известняка. Его брали на территории города с конца 11 до 18 века, пока не появилась угроза обрушения наземных зданий. Затем их использовали для захоронений людей и останков, свезенных с различных кладбищ Парижа. Сейчас катакомбы являются местом, где демонстрируются человеческие кости, собранные в одном месте в огромных количествах.

Если нужно узнать, как попасть в каменоломни, то вход в них для организованных групп находится в специально оборудованном павильоне. Его можно найти возле станции метро Данфер-Рошро. Ориентиром будет лев работы скульптора Бартольди. Указан вход в катакомбы Парижа на карте города, которую можно купить в газетном ларьке. Туристы могут осмотреть 2 км подземных ходов, специально оборудованных для демонстрации муниципального склепа.

История катакомб

Подземные каменоломни Парижа в конце 18 в. стали использоваться для перезахоронения усопших с кладбища Невинных, которое находилось в районе Les Halles. Это древнее место стало источником инфекции для жителей города, и его решено было расформировать, а кости убрать в древнее подземелье.

Катакомбы Парижа в это время состояли из кирпичной кладки и подпорных галерей и колодцев, из которых добывали известняк и гипс. В них начали сбрасывать кости, и делали это в течение 2 лет. Затем останки 6 миллионов людей были тщательно продезинфицированы. Часть обработанных черепов и костей уложили в виде стен, остальные части скелетов спрятали за ними от глаз посетителей. С этого момента катакомбы стали вызвать любопытство у скучающей светской публики. Кладбище под Парижем посещал Наполеон Третий вместе с сыном и другие известные лица. Постепенно скульпторы стали создавать для этого места барельефы и статуи, что сделало это место еще более зрелищным.

Мост Александра 3 в Париже

В период Второй мировой войны в части каменоломен был оборудован бункер немецкой армии, а в 500 м от него располагался штаб движения Сопротивления.

В 60 гг. 20 в., когда был период холодной войны, в подземных каменоломнях Парижа оборудовали бомбоубежища, которые могли защитить парижан во время ядерного удара.

Сейчас подземные каменоломни Парижа находятся под угрозой. Их разрушают подземные воды, размывающие основание и крепления, поддерживающие стены подземелья. Некоторые галереи полностью затоплены.

Надпись на входе: «Стоп! Это империя смерти»

Эта страшная достопримечательность Парижа охраняется спортивной полицией и открыта только для организованных групп. Ежедневно ее посещают тысячи туристов, чтобы осмотреть необычное место. Чтобы быстрее попасть внутрь, рекомендуется заранее приобрести билеты. В очереди за ними можно простоять до 4 часов. Касса закрывается в 16 часов, поэтому планировать посещение нужно заранее и идти туда с утра.

Что можно увидеть в этом месте

Отойдя от кассы с билетом, посетитель попадает в коридор, где имеется винтовая лестница, ведущая вниз на 20 м под землю, температура воздуха здесь +14°С и повышена влажность. Такой микроклимат требует теплой одежды.

Парижское подземелье — это длинные узкие коридоры, которые соединяются с другими проходами в виде кольца. На их стенах написаны названия парижских улиц, под которыми проходит посетитель. Все лишние проходы перегорожены, и везде есть сотрудники подземного музея.

Вандомская колонна

В залах установлены отполированные столбы, служащие для поддержки свода. Представлены скульптуры и барельефы, созданные для украшения захоронений. Есть колодец, где добывался известняк для Парижа, и фонтан Самаритянки. Этот древний резервуар был предназначен для сбора воды, нужной каменотесам.

«Фонтан Самаритянки»

Склеп, чем славятся катакомбы, фото которого известны по всему миру, оборудован стенами из черепов и берцовых костей. Посетителей поражает длинный ряд костей, аккуратно уложенных и образующих стену длиной около 800 м и в высоту достигающих потолка подземелья. За ним спрятаны горы человеческих останков.

В склепе установлены 2 колонны черного цвета с белым орнаментом в виде ромба. Там много надписей, в которых написаны слова, предупреждающие о бренности жизни и заставляющие задуматься о простых человеческих ценностях.


На экскурсии с гидом посетители узнают историю этих мест, начиная с глубокой древности, когда место, где расположена столица Франции, было дном моря. Экскурсовод демонстрирует вещественные доказательства этого, что интересно
людям, любящим геологию. Он расскажет интересные истории и легенды, связанные с катакомбами.

В тоннелях нет сотовой связи и элементарных удобств. На выходе досматривают сумки, чтобы туристы не растащили достопримечательность на сувениры. Любители сувенирной продукции в виде черепов могут приобрести ее на выходе из катакомб в киоске.

August 29th, 2013

Под мостовыми Парижа тянутся сотни километров галерей. В древности они служили каменоломнями, откуда впоследствии, в Средние века, добывали известняк и гипс для строительства города. У этих подземных тоннелей богатая история.

Известняк и гипс начали добывать на берегах парижской Сены еще со времен античности. А уже к 12 веку разработки подземных ресурсов составляли одно из важнейших направлений экономики. Дело в том, что новые модные веяния требовали совершенно иных архитектурных решений. Всего за несколько веков в Париже были возведены десятки аббатств, соборов, церквей, замков, в том числе известные всем дворцовый комплекс Лувр и собор Нотр-Дам де Пари.

К 15 веку разработки велись уже на двух уровнях. Получалось, что сеть каменоломен теперь имела второй этаж, расположенный гораздо ниже. Близ выходов устанавливали специальные колодцы, оснащенные лебедками. Они-то и поднимали огромные каменные блоки на поверхность. Если в 12 веке добыча велась на окраине города, то уже к 17 веку территории, отведенные под каменоломни, увеличились настолько, что практически весь Париж оказался буквально над пустотой.

Все это привело к тому, что участились обвалы подземных галерей. В начале 18 века длинные подземные коридоры начали укреплять, а добыча гипса и известняка была запрещена. Сегодня сеть катакомб расположилась подо всей территорией Парижа. Общая длина подземных галерей составляет около 300 километров, но все же большая их часть расположилась на левом берегу Сены.

Однако бывшим парижским каменоломням, после прекращения дальнейшей разработки известняка, нашли новое применение. В 1763 году Парламент Парижа постановил перенести все кладбища, находящиеся в пределах крепостной стены, в катакомбы. К этому государство подтолкнула катастрофическая переполненность мест последнего упокоения. Порой в могилах было захоронено по 1500 человек, а огромные холмы-курганы возвышались над тротуарами на высоте до 6 метров. Кроме того, на кладбищах массово селились разбойники, колдуны и другие опасные люди.

К тому же, в 1780 году рухнула стена, отделявшая кладбище Невинных от жилых домов на соседней улице рю де ля Линжери. Подвалы домов заполнились останками покойников вперемешку с нечистотами. И тогда парижские власти решили перенести захоронения в бывшие каменоломни Томб Иссуар за городской чертой.

Подземный некрополь открыли для посетителей. Хотя предполагалось хоронить здесь лишь древние кости с кладбища Невинных, за годы революций в катакомбы сбросили множество тел погибших и казненных. Перезахоранивали здесь и останки, покоившиеся прежде на других городских кладбищах. Как правило, это было связано с изменяющейся политической обстановкой. Так в катакомбах очутились мощи министров Людовика XIV - Кольбера и Фуке, деятелей революции Дантона, Лавуазье, Робеспьера и Марата. Нашли пристанище в бывших каменоломнях и знаменитые французские литераторы - Франсуа Рабле, Шарль Перро, Жак Расин, физик Блез Паскаль, чьи останки перенесли сюда с закрытых городских кладбищ…

За все время существования парижских катакомб произошло немало и необъяснимых таинственных случаев. Один из них был описан в «Газетт дэ Трибюно» в разделе судебной хроники от 2 марта 1846 года. В заметке говорилось: «Недалеко от места сноса старых зданий, где в скором времени пройдет новая улица, соединяющая Сорбонну и Пантеон (улица Кюжас), находится строительная площадка некоего торговца деревом по имени Лерибль. Площадка граничит с жилым домом, стоящим в стороне от других зданий. Каждую ночь на него обрушивается настоящий каменный дождь. Причем камни настолько крупные, а неизвестная рука бросает их с такой силой, что они наносят видимый ущерб постройке — выбиты окна, сломаны оконные рамы, разбиты двери и стены, как будто дом перенес осаду. Обыкновенному человеку это сделать явно не под силу. У дома торговца был установлен полицейский патруль, на месте строительных работ на ночь спускали цепных псов, но установить личность разрушителя не удалось». Мистики уверяли: все дело в растревоженном покое мертвецов из катакомб. Однако проверить эту теорию не представилось возможности – загадочные камнепады прекратились так же внезапно, как и начались.

А помните «Призрака Оперы»:

«Позже стало известно, что Эрик просто нашел этот тайный коридор, и долгое время только он один знал о его существовании. Этот ход был прорыт во времена Парижской Коммуны, для того чтобы тюремщики могли отводить своих пленников прямо в казематы, оборудованные в подвалах, потому что коммунары захватили здание вскоре после 18 марта 1871 года и устроили наверху площадку для запуска воздушных шаров, разносивших по окрестностям их подстрекательские прокламации, а в самом низу сделали государственную тюрьму.»

— СПб.: Ред Фиш ТИД Амфора, 2004.

Шарль Гарнье, выигравший конкурс на лучший проект оперного театра, не подозревал, что строительство займет без малого пятнадцать лет: начавшись во времена империи, закончится уже при республике. Не предполагал он и тех событий, что доведется пережить его детищу.

Опера в начале строительства.

На дворе 1861 год. Определено место под строительство. И первая задача: прочный глубоко заложенный фундамент, способный выдержать каркасную конструкцию сцены весом в 10 тыс. тонн и опущенную на 15 метров под землю. Кроме того, в подвальные помещения не должна была проникать вода, поскольку там собирались хранить театральный реквизит. Начали рыть котлован, и со второго марта по тринадцатое октября восемь паровых машин круглосуточно откачивали воду — от площади Республики до дворца Шайо пролегали грунтовые воды, подпитываемые ручьями, впадавшими в Сену. Чтобы наверняка обезопасить подвалы, Гарнье принимает решение строить двойные стены.

В самом начале строительства, когда ничего, кроме этого подземелья, еще и не было, на стройку пришел один новый рабочий, и, внимательно оглядев подземелье, восторженно поделился с Гарнье, не зная, кто он такой: «Как красиво! Прямо, как тюрьма!» Гарнье задумался, что же за жизнь должна была быть у этого парня, если тюрьма являлась для него образцом красоты. Слова рабочего, как выяснилось позже, были пророческими.

Недостроенная опера в 1896 году

«Итак, мы с виконтом… повернули камень и спрыгнули в жилище Эрика, которое тот соорудил между двойными стенками фундамента театра. (Кстати, Эрик был одним из первых мастеров каменной кладки у Шарля Гарнье, архитектора Оперы, и продолжал работать тайком, в одиночестве, когда строительство официально было приостановлено на период войны, осады Парижа и Коммуны .)»

«Призрак Оперы» Гастон Леру [пер. с фр. В. Новикова].
- СПб.: Ред Фиш ТИД Амфора, 2004

19 июля 1870 года Франция объявила войну Пруссии. Войска Бисмарка наносили французской армии поражение за поражением, и уже в сентябре Париж оказался на осадном положении. Ни о каком продолжении строительства речи быть не могло. Недостроенное здание Оперы располагалось недалеко от Вандомской площади — театра боевых действий, и войска воспользовались огромными помещениями будущего театра. Здесь были устроены продовольственные склады, снабжавшие провизией военных и гражданских лиц, а также там был походный госпиталь и склад боеприпасов. Кроме того, судя по всему, на крыше располагался комплекс противовоздушной обороны (или площадка для воздушных шаров).

В январе 1871 года осада Парижа была снята. Шарль Гарнье из-за лишений осадного положения серьезно заболел и в марте уехал в Лигурию, чтобы подлечиться. Вместо себя он оставил помощника Луи Люве (Louis Louvet ), исправно сообщавшего Гарнье о состоянии дел в Опере.

Архитектор покинул Париж вовремя, потому что в это же время в городе начались волнения, вылившиеся в революцию. Лидеры Коммуны планировали заменить Гарнье на другого архитектора, но не успели — к Парижу подошла 130-тысячная армия во главе с будущим президентом Франции маршалом Мак-Магоном.

Коммуна. Сражение в катакомбах. Фото из совр. экспозиции катакомб.

Возможно, так выглядел проход коммунаров. Фото из катакомб, источник см.

Прямых указаний на это нет, но вполне вероятно, что в Опере, под землей, коммунары устроили тюрьму, слишком заманчиво выглядели подвальные помещения. Известно, что на исходе Коммуны в 1871 году в катакомбах Парижа были проведены расстрелы монархистов. Кто знает, может быть, это было именно под Гранд Опера.

Парижские катакомбы вообще место довольно известное — шутка ли, их протяженность свыше 300 километров! (Для посетителей официально открыта малая часть тоннелей). При этом катакомбы занимают всего лишь одну восьмисотую от всех подземных сооружений современного Парижа!

В 1809 году катакомбы обрели современный вид: коридоры, полные ровных рядов костей и черепов — чтобы как можно сильнее впечатлить посетителей. Здесь покоятся около шести миллионов парижан – почти в три раза больше нынешнего населения города. Самые поздние захоронения относятся к эпохе Французской революции, самые ранние – к эре Меровингов, им более 1200 лет. Катакомбы строились в бывших известняковых карьерах, местный камень использовали еще древние римляне, из этих камней построены Нотр-Дам и Лувр.

Республиканские войска вытеснили коммунаров из Оперы 23 мая, и уже 28 мая Коммуна прекратила свое существование. А в июне в Париж вернулся Шарль Гарнье. 30 сентября 1871 года строительные работы в театре возобновились, и 5 января 1875 года состоялось торжественное открытие.

«Вскоре я стала внушать ему такое доверие, что он брал меня на прогулку на берег озера — он в шутку называл его Авернским, — и мы катались в лодке по его свинцовым водам.»

«Призрак Оперы» Гастон Леру [пер. с фр. В. Новикова].
- СПб.: Ред Фиш ТИД Амфора, 2004.

Дайвер в резервуаре

Никакого озера под зданием театра нет. Там расположен водный резервуар длиной 55 метров и глубиной 3,5 метра. В нем живут сомы, которых кормят сотрудники Оперы. Плавать по резервуару на лодке нельзя - и никогда не было возможно из-за слишком низких потолков. Попасть в него могут только любители дайвинга.

Подвалы по требованию техники безопасности электрифицированы и хорошо освещены. Тем не менее… тем не менее, парижская сеть тоннелей настолько разветвлена и разнообразна, что оставляет простор для воображения. И кто сказал, что дав волю воображению и придумав подземное озеро, Гастон Леру обманул нас и в главном — в реальности Эрика. Прятать тайну лучше всего на виду — в первых строках романа, в которых автор утверждает, что Призрак Оперы существовал на самом деле.

Резервуар

А в ноябре 2012 года французский телеканал «TF1″ показал новый пятиминутный репортаж, посвященный подземному озеру Гранд Опера. Этот репортаж включает в себя редкие съемки подземного резервуара, рассказывается о его истории и строении, о том, как и для чего сейчас его используют… Не обошлось там, конечно же, и без упоминания Призрака Оперы. Отрывки из этого репортажа были показаны новостными каналами в других странах, в том числе и в России — у нас о нём сообщил Первый телеканал.

В годы Второй мировой в одной из каменоломен был оборудован бункер, где размещался секретный штаб оккупантов, а всего в 500 метрах от него - штаб лидеров движения Сопротивления. Во время холодной войны там же разместили бомбоубежища, куда предполагалось эвакуировать парижан в случае ядерной атаки.

Сегодня катакомбы - одно из самых популярных мест для экскурсий, но лишь небольшая часть их открыта для обозрения. Вход туда находится на площади Денфер-Рошеро. На стенах галерей висят таблички с названиями проходящих вверху улиц. Под наиболее значительными постройками были прежде выбиты изображения цветка лилии - символа французской монархии. Но после революции большинство этих рисунков было уничтожено.

По обе стороны длиннющих тоннелей лежат бесконечные ряды человеческих костей, увенчанных черепами. Так как воздух здесь сухой, останки не слишком поддаются разложению. Остальные, как рассказывают, контролирует специальная подземная полиция. Поговаривают о том, что в этих засекреченных тоннелях водятся призраки, а то и живые мертвецы.

Одна из легенд о Парижских катакомбах рассказывает о фантастическом существе, обитающем в галереях под парком Монсури. Говорят, что оно обладает удивительной подвижностью, но передвигается только в потемках. В 1777 году парижане нередко сталкивались с ним, причем встречи эти, как правило, предвещали смерть или потерю кого-то из близких.
Другая легенда связана с бесследным исчезновением людей. Так, в 1792 году сторож церкви Валь-де-Грас, пользуясь революционной неразберихой, повадился совершать рейды за бутылями с вином, хранившимися в подземелье под находившимся поблизости аббатством. Однажды он отправился за очередным «уловом» и больше не вернулся. Лишь 11 лет спустя в подземелье обнаружили его скелет…

Ходят слухи, что в наши дни катакомбы облюбовали для своих ритуалов многочисленные секты. Кроме того, завсегдатаями этих мест являются так называемые катафилы (люди, увлеченные историей подземного Парижа) и «подземные туристы».

Еще одно мистическое подземелье Парижа лежит под театром Гранд Опера. У здания непростая история. Строительство театра едва не сорвалось из-за подземных вод, скапливавшихся под фундаментом. Из-за этого никак не могли заложить фасад. В конце концов, архитектор Шарль Гарнье придумал выход - отгородить подвальные помещения двойной стеной. Именно в ней разместил свою вымышленную «комнату пыток» писатель Гастон Леру, автор знаменитого романа «Призрак Парижской оперы», по которому впоследствии было поставлено несколько кинофильмов и один мюзикл… В 1871 году в здешних подвалах казнили коммунаров, а годом спустя тут приключился страшный пожар…

Призрак в Гранд Опера - отнюдь не авторский вымысел. Согласно легенде, таинственное привидение и по сей день появляется в одной из лож. Более того, в контрактах директоров оперного театра всегда присутствует пункт, запрещающий сдавать зрителям ложу №5 в первом ярусе.

Однажды, в 1896 году, в опере давали «Фауста». Когда актриса, примадонна Карон, исполнявшая роль Маргариты, произнесла реплику: «О, тишина! О, счастье! Непроницаемая тайна!» - с потолка вдруг сорвалась массивная люстра из бронзы и хрусталя. По неизвестной причине оборвался один из противовесов, поддерживавших эту махину. Семитонное сооружение рухнуло на головы зрителей. Многих ранило, но по какой-то счастливой случайности погибла лишь одна консьержка… В происшествии все увидели некий мистический знак. До сих пор его приписывают проделкам Призрака оперы.

А что такое оссусарий?

ОССУА́РИЙ (от лат. os, род. п. ossis - кость), вместилище для пепла, праха, костных останков, остающихся после трупосожжения. Трупосожжение широко практиковалось у тюркских и ближневосточных народов в различные исторические периоды в качестве основного действия при подготовке покойного к захоронению, но особенное распространение оссуарии получили у зороастрийцев. В оссуарии собирали прах с остывшего погребального костра.

Сами оссуарии, по-преимуществу глиняные (также каменные или алебастровые), имели форму сосуда, перекрытого крышкой, на которой порой символически изображался в скульптуре или рельефе «лик» покойного. Иногда на стенках сосуда процарапывались подписи мемориального благопожелательного характера. Могли выполнятся в виде сундучка, шкатулки прямоугольной или квадратной формы. На стенках и на крышке могла выполняться инкрустация из камня, черепицы и других материалов.Оссуарии либо собирались в семейные прахохранилища-усыпальницы, либо погребались в земле.

А теперь давайте пройдемся по катакомбам вместе с блогером samnamos

Схема катакомб системы GRS. Изначальное зарождение выработок датировано 1260 г. В связи с частыми оползнями в 1813 г. поступил указ о запрете дальнейшего развития системы.

2. Карстовая карта подземных выработок по всему Парижу. В 1777 г. из-за многочисленных провалов на юге города, указом короля Людовика XVI была учреждена Генеральная инспекция каменоломен, задачей которая было составление плана всех каменоломен и их укрепление. Это была первая подобного рода гос. структура в мире. На протяжении века десятки подземных рабочих и инженеров, даже во время Революций, укрепляли, засыпали и наносили на карты многочисленные галереи и камеры выработок бывших каменоломен.

3. По очень узкой винтовой лесенке спускаемся на отметку -10 м. Здесь расположена небольшая галерея и очередной заход до отметки ~ минус 25 метров.

4. Первое впечатление немного обыденное. Я ожидал увидеть что- то на подобии подмосковных систем. Все горазо цивильнее.

5. Некоторые подвалы стоящих сверху домов соединены с системой.

6. Подобные коридоры распластались на десятки метров до различных входов, постепенно вливаясь в одно русло (В форме елочки)

7. Один из штреков с выходом в подвал.

8. Часто кладка не отесана

9. Раньше на этом месте находилась камера выработок известняка, которую во время укрепительных работ полностью засыпали и заложили камнем снаружи.

10. С другого ракурса. На фоне видна дверь, ведущая в вентиляционную шахту, соединенную с метрополитеном, судя по звуку проезжающих где — то рядом поездов.

Изначально парижские катакомбы были всего лишь каменоломнями, где добывали строительный камень со времен Древнего Рима. Добыча какое-то время велась открытым способом, но примерно к 10-му веку запасы полезного материала оскудели, и рабочим пришлось опускаться все глубже в недра земли. Так и были основаны первые подземные шахты, которые разрастались под городскими кварталами . Считается, что из добытого здесь камня сложены и .

Уже отработанные тоннели горожане использовали для самых разных нужд: в них устраивали пивоварни и склады, хранили запасы вина, создавали тюрьмы и даже проводили вечеринки. Однако часть подземелий все же была заброшена и постоянно грозила обрушением. Поэтому ближе к концу 18-го столетия король Людовик XVI велел провести инспекцию бывших каменоломен и укрепить слабые места.

Кроме заботы о сохранности городских улиц, под которыми проходили подземные тоннели, была у монарха и еще одна цель. Дело в том, что к тому времени знаменитое кладбище Невинных, где хоронили, в том числе, и жертв бубонной чумы, переполнилось и превратилось в рассадник инфекций. Более того, в результате обрушения склепов останки людей заполнили подвалы близлежащих домов, и ситуация стала катастрофической. Вот тут-то и пригодились катакомбы Парижа - их превратили в Оссуарий, хранилище сотен черепов и костей.

Сегодня же в подземелье не проводится новых захоронений, однако все старые остались на месте. Открытая для туристов зона стала частью городского музея Карнавале, а недоступные для экскурсий места периодически посещаются диггерами и любителями острых ощущений.

Интересно: Генеральная инспекция IGC, призванная следить за состоянием парижских катакомб, существует со времен Людовика XVI до наших дней. Инспекторы проверяют состояние тоннелей, предупреждают обрушения и обладают самой точной картой подземелий.

Как добраться до катакомб Парижа

Официальный вход в таинственные парижские подземелья находится на площади (Данфер-Рошро) Denfert-Rochereau, рядом с одноименной станцией метро. Таким образом, из любого конца города сюда проще всего попасть на метро.

Точный адрес: 1 Avenue du Colonel Henri Rol-Tanguy, 75014 Paris, Франция

Как добраться от аэропорта Шарль-де-Голль:

    Вариант 1

    Электричка: на нижнем уровне терминала 2, где расположена станция электропоездов RER, нужно сесть на поезд ветки RER B и доехать до станции Denfert-Rochereau, в пути 47 минут.

    Пешком: от станции Denfert-Rochereau до входа в музей - около 100 метров.

Как добраться от Северного вокзала:

    Вариант 1

    Метро: от станции Gare du Nord по ветке 4 ехать до станции Denfert-Rochereau, в пути 20 минут.

    Пешком: от метро Denfert-Rochereau до входа в катакомбы Парижа - 2 минуты ходьбы.

    Вариант 2

    Электричка: на электропоезде RER B ехать от станции Gare du Nord до станции Denfert-Rochereau, в пути 10 минут.

    Пешком: от станции RER Данфер-Рошро до музея расстояние около 100 метров.

Как добраться от Лионского вокзала:

    Вариант 1

    Электричка: от станции Gare de Lyon по ветке RER А доехать до станции Châtelet — Les Halles, в пути 2 минуты.

    Электричка: на станции Châtelet — Les Halles пересесть на ветку RER B и ехать до площади Данфер-Рошро, в пути 7 минут.

    Вариант 2

    Метро: на станции Gare de Lyon сесть на ветку 14 и ехать до станции Bercy, в пути 2 минуты.

    Метро: на станции Bercy пересесть на ветку 6 и ехать до Denfert-Rochereau, в пути 9 минут.

Катакомбы Парижа на карте

Что посмотреть

Катакомбы Парижа начинаются на левом берегу Сены и переходят под улицы правого побережья. Однако если говорить об их туристической части, она берет свое начало под площадью Данфер-Рошро (Denfert-Rochereau), на которой расположены кассы. После приобретения билетов посетители спускаются по винтовой лестнице примерно на 20 метров и попадают в переднюю часть музея, где можно узнать историю самой загадочной достопримечательности Парижа.

Далее маршрут идет по освещенным тоннелям с макетами известных парижских зданий, а по пути можно увидеть много разветвлений и ходов, вырубленных древними каменотесами. На некоторых стенах красуются вполне современные граффити - они появились в 70-80-х годах. А еще здесь есть небольшие каменные скульптуры и барельефы, вырезанные прямо в стенах. Часть из них была создана еще во времена, когда в шахтах велась активная работа.

Наконец, осмотрев все экспонаты, туристы попадают в самое сердце подземелий - огромный некрополь. Над входом об этом предупреждает табличка, но те, кто рискнул спуститься в темноту тоннелей, уже вряд ли повернут обратно.

Оссуарий в катакомбах Парижа

Весь «Город мертвых» заполнен костями, из них выложены длинные стены, своеобразные скульптуры и высокие колонны. Считается, что где-то здесь хранятся останки Шарля Перро, легендарного революционера Робеспьера, философа и математика Паскаля, министров Кольбера и Фуке.

Прежде кости были разбросаны в беспорядке, сейчас же они уложены в тоннелях ровными рядами, а сами тоннели разбиты на сектора. В каждом секторе есть табличка с указанием примерного времени захоронения и кладбища, с которого взяты останки.

Первым, где начал работы в катакомбах Парижа, стал глава Генеральной инспекции IGC Эрикар де Тюри. Он, собственно, и построил здесь некрополь, который уже в 1806 году превратился в туристическую достопримечательность. С подачи инспектора появились и знаменитые надписи - мрачные афоризмы, вырезанные как прямо на стенах, так и на специальных табличках. Значение одной из этих надписей - «Остановись! Здесь Царство смерти» - обусловило неофициальное название Оссуария.

Сам некрополь занимает несколько залов, в каждом из которых можно увидеть причудливые рисунки, выложенные из черепов и костей. Посетителям разрешается идти строго по маршруту, что ведет из зала в зал и заканчивается в инспекторской галерее (т.е. вход в катакомбы Парижа и выход из них не совпадают). За уход с экскурсионной тропы возможен штраф - соблюдение правил строго контролируют полицейские.

Часы работы и стоимость билетов

Катакомбы Парижа работают:

  • Со вторника по воскресенье - с 10:00 до 20:30;

По понедельникам подземелья закрыты.

Стоимость билетов:

  • Дети до 18 лет - бесплатно;
  • С 18 до 26 лет - 11 € (~815 руб. ) ;
  • С 26 лет и старше - 13 € (~964 руб. ) ;
  • Аудиогид - 5 € (~371 руб. ) ;

Аудиогиды с 30-минутной лекцией доступны кроме французского языка также на английском, испанском и немецком (русскоязычной записи нет).

Можно приобрести двойные билеты, дающие также право на посещение Археологического склепа Иль-де-ла-Сите. Они действуют в течение 48 часов и стоят 17 € (~1 260 руб. ) с человека.

Подробности смотрите парижских катакомб.

Экскурсии

Катакомбы Парижа можно посетить самостоятельно или в составе групповой экскурсии. Но самостоятельные посетители тоже запускаются группами, поскольку одновременно в подземелье могут находиться не более 200 человек. Именно это и становится причиной очередей, что нередко можно увидеть у входа в музей на площади Данфер-Рошро, ведь каждая группа находится в катакомбах около 40-45 минут.

Экскурсии для индивидуальных посетителей:

  • Проводятся по четвергам в 13:00;
  • Запись за 15 минут до начала тура;
  • Стоимость 20 € (~1 482 руб. ) , включая входной билет.

Экскурсии для организованных групп:

  • Численность не более 20 человек;
  • Проводятся в любой рабочий день;
  • Запись за 2 месяца на сайте;
  • Стоимость 30 € (~2 224 руб. ) с человека;

Дети до 14 лет допускаются в знаменитые подземелья Парижа только в сопровождении взрослых.

  • В 1955 году власти запретили самостоятельное посещение парижских катакомб (кроме открытой музейной зоны). А в 1980 году было создано специальное отделение полиции, основной задачей которого стало предупреждение незаконных визитов в подземные шахты.

  • Несмотря на существующий запрет, в 1970-х и 80-х годах в Париже были очень популярны «подземные вечеринки» - молодежь, и особенно представители неформальных течений, часто устраивала здесь дискотеки и концерты.

  • О закрытой части подземелий ходят легенды: например, есть поверье, что знаменитый Призрак оперы, который обитает в ложе №5 парижской Оперы Гарнье, на ночь уходит именно сюда - в тоннели бывших каменоломен.

  • Еще одна легенда связана с монахом-сторожем конца 18-го века. Как-то раз Филибер Аспер, живущий при аббатстве Валь-де-Грас, захотел попробовать вино из монастырского погреба, что был напрямую связан с подземельями. Увы, заблудившегося сторожа нашли лишь через 11 лет, и узнать его к тому времени можно было только по сохранившимся клочкам одежды.

Мемориальная табличка, установленная сторожу Филиберу Асперу

  • Катакомбы Парижа не рекомендуется посещать беременным женщинам, а также лицам с клаустрофобией, сердечными заболеваниями, психическими расстройствами. Кроме того, стоит иметь в виду, что зрелище может оказаться тяжелым для впечатлительных посетителей.
  • В подземном музее нет условий для людей на инвалидных колясках, а также для тех, кто имеет серьезные заболевания опорно-двигательного аппарата и передвигается с трудом. По маршруту придется преодолеть лестницу из 131 ступеньки.
  • Для посещения лучше выбрать удобную спортивную обувь, поскольку каменные полы тоннелей обладают неровной поверхностью и в некоторых местах могут быть скользкими от влаги.
  • Не стоит брать с собой слишком объемные сумки и другие крупные вещи - внутрь с ними не пропустят, а камеры хранения или гардероба здесь нет. Максимально допустимый размер сумки или рюкзака - 40х30 сантиметров.
  • В подземельях Парижа всегда прохладно, температура в любое время года составляет +14 градусов. Летом стоит захватить с собой свитер или легкую куртку.
  • В музее запрещено принимать пищу и напитки, касаться руками экспонатов (включая кости), фотографировать со вспышкой, а также использовать штатив. Делать фото без вспышки разрешается.

Загадочные и неимоверно древние катакомбы Парижа притягивают туристов ничуть не меньше наземной части города с ее дворцами и садами. Более того, возможно, именно сюда стоит поспешить в первую очередь, ведь эти подземелья однажды могут попросту исчезнуть. Несмотря на то, что часть тоннелей заполняется бетоном, подземные воды Сены год за годом делают свое дело и размывают укрепления. Увы, старинные каменоломни все время находятся под угрозой разрушения. Но пока этот исторический памятник еще открыт, он может стать частью интересной прогулки по Парижу. Вместе с ним удобно посетить расположенный всего в 1,5 километрах Люксембургский сад, Башню Монпарнас, Музей современного искусства, дом-музей Бурделя и массу других интересных мест.