Главная · Крым · Центр вертолетостроения. Национальный центр вертолетостроения "вертолеты россии". В состав холдинга входят

Центр вертолетостроения. Национальный центр вертолетостроения "вертолеты россии". В состав холдинга входят

«Московский вертолетный завод имени М. Л. Миля» (МВЗ им. Миля) – знаменитое конструкторское бюро (КБ) и разработчик многих известных в мире вертолетов, в том числе Ми-8, Ми-24 и Ми-26.

В 1947 году выдающийся конструктор Михаил Леонтьевич Миль возглавил опытное конструкторское бюро, ставшее впоследствии одной из лучших в мире школ вертолётостроения. Сегодня традиции этой школы в составе холдинга «Вертолёты России» успешно продолжает и развивает МВЗ им. М.Л. Миля.

Вертолёты марки «Ми», созданные конструкторами как под руководством самого Миля, так и его последователями, можно назвать уникальными. Это легендарные вертолёты типа Ми-8/17, которые стали примером самого массового серийного вертолёта за всю историю мировой авиации (за полвека изготовлено свыше 12 тыс. единиц). Это современный боевой Ми-35М – единственный в своем роде военно-транспортный вертолёт, а также самый грузоподъёмный в мире вертолёт Ми-26(Т) (грузоподъемность – 20 т), новейший ударный вертолёт Ми-28Н «Ночной охотник», обладающий уникальными маневренными возможностями и способный выполнять боевые задачи в сложных метеоусловиях и в любое время суток.

История МВЗ им. М.Л. Миля богата примерами смелых конструктивных решений, которые находили применение и служили основой для будущих уникальных разработок. Во многом знакомый облик современного вертолёта сформировался благодаря работе специалистов именно этого КБ. Оригинальные конструкторские находки нередко служили поводом для разработки других вертолётных технологий, которые сегодня реализуются как в России, так и в других странах, обладающих собственными мощностями для разработки и производства вертолётов.

Сейчас конструкторское бюро имени М.Л. Миля – это один из важнейших интеллектуальных активов российского вертолётостроительного холдинга «Вертолёты России». МВЗ им. М.Л. Миля стал основой инновационного вертолётного кластера, который создается в Национальном центре вертолётостроения (НЦВ) холдинга «Вертолёты России», расположенном в пос. Томилино Люберецкого района Московской области. В НЦВ сконцентрированы научные, конструкторские и инженерные ресурсы КБ Миля; здесь также будут расположены активы КБ Камова, специалисты которого завершают перемещение в новое современное здание.

Создание НЦВ на основе двух именитых российских КБ – это строительство современной интеллектуальной инфраструктуры в вертолётостроении как часть процесса, направленного на инновационное развитие российской экономики. Наличие единого центра компетенций позволит отрасли сосредоточить интеллектуальные ресурсы, направив их на создание новых прорывных технологий и разработку вертолётов, востребованных как государственными заказчиками, так и мировым коммерческим рынком.

Среди приоритетных направлений деятельности МВЗ им. М.Л. Миля сегодня – работы над проектами вертолётов Ми-38, Ми-171А2, «ПСВ» и др. В частности «ПСВ» в среднем классе – проект RACHEL, представленный мировому коммерческому рынку в 2012 году на международном авиасалоне Farnborough – относится к прорывным инновациям, он может оказать системное влияние на будущее мирового вертолётостроения.

Большое внимание также уделяется изучению и использованию композиционных материалов, которые сегодня активно внедряются на всех моделях, как перспективных, так и уже выпускающихся. Российские инженеры вместе с ведущими мировыми специалистами участвуют в международных проектах по изучению перспективных материалов, в том числе по изучению композитов в рамках CFK Valle Stade в Германии. Планируется, что российские вертолёты получат новые качества: они должны стать быстрее и мощнее, увеличив грузоподъемность и снизив стоимость эксплуатации.

МИ-1

Легкий многоцелевой вертолет. Первый полет – 20 сентября 1948 года. Первый серийный отечественный вертолет.

МИ-2

Легкий многоцелевой вертолет. Первый полет – 22 сентября 1961 года. На протяжении многих лет являлся основным учебно-тренировочным и спортивным вертолетом в СССР.

МИ-4

Транспортный и многоцелевой вертолет. Первый полет - 30 апреля 1952 года. Положил начало серийной отечественной вертолетной авиации.

МИ-6

Тяжелый транспортный вертолет. Первый полет – 5 июня 1957 года. Созданием Ми-6 заложены основы советского, а затем и российского приоритета в области мирового тяжелого вертолетостроения.

МИ-8

Средний многоцелевой вертолет. Первый полет – 24 июня 1961 года. Самый массовый серийно производимый вертолет в мире. Выпущено свыше 12 тысяч машин.

МИ-14

Вертолет-амфибия. Первый полет – 1 августа 1961 года. Самый большой в мире вертолет-амфибия. Способен осуществлять взлет/посадку и базирование на водной поверхности.

МИ-10К

«Летающий кран». Первый полет – 14 января 1965 года. Высокотехнологичное средство для ведения монтажно-строительных и погрузочно-разгрузочных работ.

В-12

Сверхтяжелый транспортный вертолет. Первый вылет – 27 июня 1967 года. Самый тяжелый вертолет в мире.

МИ-24

Транспортно-боевой вертолет. Первый полет – 19 сентября 1969 года. Самый «воюющий» вертолет в мире. Стоит на вооружении более чем в 50 государствах мира.

МИ-26

Тяжелый транспортно-десантный вертолет. Первый полет – 14 декабря 1977 года. Ми-26 является самым грузоподъемным вертолетом в мире.

МИ-28Н «НОЧНОЙ ОХОТНИК»

Круглосуточный ударный боевой вертолет. Первый полет – 14 ноября 1996 года. Выбран в качестве основного ударного боевого вертолета Минобороны РФ.

МИ-34С

Учебно-тренировочный и многоцелевой вертоле. Первый полет – 17 ноября 1986 года. Единственный в мире легкий вертолет, выполняющий все фигуры вертолетного высшего пилотажа.

МИ-38

Новый многоцелевой вертолет повышенной грузоподъемности. Первый полет - 22 декабря 2003 года.

Новый научно-технический центр вертолетостроения (НТЦ) ОАО «Вертолеты России» располагается в поселке Томилино Московской области на площадке опытного производства Московского Вертолетного Завода им. Миля.

В новое 13-этажное здание состоялся переезд конструкторских бюро МВЗ им. Миля и ОАО «Камов». Кроме того, эту площадку предполагается развивать и в качестве экспериментально-исследовательского комплекса, где будут возведены новые корпуса, связанные с размещением стендового оборудования

На территории Томилино построен производственный комплекс по сборке вертолетов AW139.

Также на НТЦ будет происходить обучение пилотов вертолетной компании «ЮТэйр» для полетов на новых вертолетах Ми-34С1, которые также будут базироваться в Томилино.

фото

Создание корпорации «Вертолеты России» в Томилино, безусловно, повлияет на жизнь поселка. Планируется создать порядка 2,5 тыс. рабочих мест. Что, в свою очередь, потребует решения транспортных проблем, в том числе прокладки легкого метро, реконструкции дорог и строительства автодороги Лыткарино – Железнодорожный; инвестиций в сферу ЖКХ; обеспечения молодых специалистов жильем; подготовки кадров со школьной скамьи, т.е. организации профильных классов в поселке, и ряда других задач.

Принято предложение администрации Томилино по необходимости создания особой экономической зоны. В повестке дня – получение статуса Национального Российского центра вертолетостроения.




Использованы фотографии компании "Световые Технологии", которая осуществила комплексную поставку светотехнического оборудования во все производственные, инженерно-технические и административные помещения, а также прилегающие территории нового центра.

Специально для этого объекта специалисты МГК «Световые Технологии» разработали и изготовили более 10 новых моделей светодиодных светильников.

Дмитрий Рогозин предостерег промышленников от попыток подмены отечественного производства завозом иностранной техники

26 октября заместитель председателя правительства Российской Федерации Дмитрий Рогозин и посол Италии в России Антонио Дзанарди Ланди посетили Национальный центр вертолетостроения (Московская область, Люберецкий район, поселок Томилино), где осмотрели цехи совместного российско-итальянского предприятия HeliVert . Официальное открытие центра еще впереди, но сборка вертолетов АW-139 в комплектации VIP уже началась.

HeliVert - совместное предприятие по сборке гражданских вертолетов АW-139 в России в различных комплектациях - VIP, пассажирский, грузопассажирский и др. Его акционерами являются с российской стороны - ОАО «Вертолеты России» (входит в корпорацию ОПК «Оборонпром»), с итальянской - компания AgustaWestland (входит в корпорацию Finmeccanika). Сборочный комплекс построен на территории четыре гектара в подмосковном поселке Томилино.

Пилотный проект

Подписание базового соглашения «О создании совместного предприятия между ОАО «Вертолеты России» и Augusta Westland S. p. A. » состоялось 6 ноября 2008 года в Москве в присутствии руководителей Российской Федерации и Итальянской Республики. В сентябре 2009-го ОАО «Вертолеты России» учредило стопроцентную дочернюю компанию - ЗАО «ХелиВерт», на базе которого сегодня и создается на паритетной основе совместное предприятие. 22 июня 2010 года прошла церемония закладки капсулы в честь начала строительства в поселке Томилино Московской области сборочного комплекса гражданских вертолетов АW-139, на которой присутствовал министр Минпромторга Денис Мантуров. В мае 2012-го на сборочную линию уже установили фюзеляж первого вертолета АW-139 № 60001 комплектации VIP. В настоящее время в ЗАО «ХелиВерт» работают 65 сотрудников, многие из которых прошли обучение в Италии.

Официально ЗАО «ХелиВерт» (HeliVert) - российско-итальянское совместное предприятие, созданное «Вертолетами России» и компанией Augusta Westland по финальной сборке среднего многоцелевого вертолета AW-139, еще не открыто. Но производство функционирует. Ожидается, что до конца 2012 года первые собранные в России машины выйдут из цеха. Это гражданские вертолеты среднего класса, которые традиционно применяются в основном для пассажирских, корпоративных и VIP-перевозок. Могут использоваться также для выполнения специальных задач, спасения, эвакуации, патрулирования, наблюдения, выполнять офшорные перевозки, в частности полеты на буровые платформы над акваторией моря.

Россия еще с советских времен была сильна своими компетенциями в вертолетной отрасли, хотя основные наши наработки - это боевые вертолеты разных типов и различного назначения. Среди них самый тяжелый и грузоподъемный в мире Ми-26, вертолеты среднего класса типа Ми-8, степень известности которых сопоставима с таким брендом, как автомат Калашникова. Ранее ни в России, ни в Советском Союзе подобных проектов не было. Как подметил посол Италии Антонио Дзанарди Ланди, последнее подобное совместное предприятие в области самолетостроения создано в Советском Союзе еще в 1938 году, когда по кооперации выпускался самолет Ли-2 «Дуглас».

АW-139 - первый опыт объединения российского и итальянского вертолетостроения. За этим проектом последуют другие модели Augusta Westland, адаптированные к нашему рынку и стран СНГ.

Нишевый рынок АW-139 - это прежде всего корпоративные перевозки. Дальность полета вертолета среднего класса составляет 500-600 километров. Самолет на таких расстояниях невыгоден. Важно и то, что в таких мегаполисах, как Москва, где на дорогах сплошные пробки, именно легкие и средние вертолеты становятся незаменимым видом транспорта. В Лондоне, Вашингтоне, других крупных городах это уже норма. Кстати, на открытие Олимпийских игр-2012 в Лондоне королева Великобритании прибыла вместе с Джеймсом Бондом именно на вертолете Augusta Westland.

Все собираемые вертолеты уже имеют своих покупателей. На HeliVert вообще ничего не будет делаться про запас. Каждый заложенный вертолет - это кому-то принадлежащая и оплаченная машина.

Холдинг «Вертолеты России», который на сто процентов принадлежит объединенной промышленной корпорации «Оборонпром», выпускает машины различного предназначения. Предприятие HeliVert создано на паритетных началах с государством: 50 процентов акций принадлежат HeliVert, 50 - «Вертолетам России».

Стратегическое сотрудничество

В ходе осмотра предприятия Дмитрия Рогозина и посла Италии сопровождали генеральный директор ОАО «Вертолеты России» Дмитрий Петров и генеральный директор ЗАО «ХелиВерт» Александр Кузнецов. Рогозина интересовал вопрос локализации производства. Как пояснил Кузнецов, это вопрос прежде всего соотношения цены и качества, получения сертификации и решения других проблем: «То, что интересно и более выгодно производить в России, будем делать, конечно, здесь, - подчеркнул Кузнецов. - И такую программу уже начали».

Тем не менее сегодня в мире сохраняется тенденция международного разделения труда и тесной кооперации производителей. В Augusta Westland около 70 процентов агрегатов поставляется зарубежными партнерами, например фюзеляж производится в Польше. Для нас же, безусловно, важна глубокая сборка вертолетной техники, производство которой потом будет локализовано на территории Российской Федерации. По мнению Дмитрия Рогозина, такого рода проект является своеобразным технологическим прорывом России, направленным на капитализацию отношений с ведущими странами Евросоюза. Это разрушает позицию евроскептиков, полагающих, что у России не может быть глубокой промышленной кооперации на Западе. А ведь Италия еще и член НАТО.

В целом Рогозин оценил новое предприятие как своеобразную визитную карточку в заявке на новую культуру производства: «Здесь отсутствует примитивная «отверточная сборка», как это было у нас раньше. Мы обучаемся культуре и организации производства. Пока у нас нет вертолетов подобного класса, будем производить их с помощью итальянских коллег. Очевидно и то, что на этой большой производственной площадке начнет развиваться сотрудничество наших итальянских партнеров с ОАО «Камов».

Вице-премьер постарался определить, чем может помочь правительство Российской Федерации, Минпромторг инициативам подобного рода. Такие новации наших предприятий руководством государства приветствуются, ведь кооперация с западными партнерами разрывает технологическую изоляцию России, в которой мы находились долгие годы. Это, безусловно, даст дополнительный импульс инженерной мысли, промышленной культуре нашего вертолетостроения.

Антонио Дзанарди Ланди в свою очередь с удовлетворением отметил, что проект удалось воплотить в жизнь, несмотря на все трудности и сомнения скептиков. За три с небольшим года не только воздвигнуты стены, но и подготовлена нормативно-правовая документация, заключены лицензионные соглашения, а также генеральное соглашение на поставку частей вертолетов, о сохранении торговой марки и совместном предприятии, обучены кадры, запущена нитка по сборке вертолетов.

Как любой производитель сложной техники, предприятие заинтересовано в том, чтобы государство содействовало развитию рынка авиаперевозок, оказанию услуг и тем самым стимулировало рост заказов на малые партии вертолетов разных классов различного назначения. Все это напрямую связано с развитием экономики России, ее интеграцией в международное экономическое пространство. Сегодня на некоторые вертолеты российского производства уже устанавливаются иностранные двигатели: французские, американские, английские.

Производить буквально все в одной, даже самой богатой и сильной стране невыгодно. Создать высококонкурентный продукт без промышленной глобализации, основываясь только на внутреннем производстве деталей и компонентов, достаточно сложно. Но взамен мы получаем новые технологии, обогащаем свое производство инновационными продуктами, вырабатываем культуру производства. Тем более что ключевые компетенции по принятию решений остаются в России. Хотим мы того или нет, но российская вертолетостроительная промышленность вынуждена активно интегрироваться в международную кооперацию труда, тесно взаимодействовать с производителями различных компонентов вертолетной техники.

К сожалению, пока наша составляющая в данном проекте лишь рабочая сила, производственные площади и компетенции. Но постепенно ситуация изменится. В ближайшее время планируется наладить выпуск гидрошлангов для гидросистем вертолетов АW-139, производство оборудования салона. Словом, локализация производства - одна из главных задач, которые поставил вице-премьер.

Для продвижения на рынок уже готового российского авиа- или вертолетного продукта необходима долгая и мучительная сертификация в соответствующих международных органах. В том числе в Российском авиационном регистре государственного авиационного комитета, который сертифицирует всю авиационную технику на территории РФ и стран СНГ. Вертолет АW-139 уже сертифицирован Европейским агентством по авиационной безопасности.

Идеология производства

При соответствующем интересе со стороны Министерства обороны HeliVert готов исполнить и военный заказ, поскольку АW-139 - многоцелевой вертолет. Тем более что Минобороны объявило о закупках до 2020 года около тысячи вертолетов российского производства. Конечно, это прежде всего ударные вертолеты Ми-28Н «Ночной охотник» , К-52 «Аллигатор» , вертолеты типа Ми-8 различного назначения, Ми-26 , учебные «Ансат-У» , многоцелевой Ка-226Т . Вполне вероятно, найдется заказ и на АW-139, на который возможна установка поискового, навигационного и другого оборудования. Пока же запланированный объем выпуска - 15-20 машин в год.

Словом, перспективы у нового совместного предприятия самые радужные. В июле 2012 года на международном авиасалоне Farnborough в Великобритании между ОАО «Вертолеты России» и Augusta Westland подписано Соглашение о стратегическом сотрудничестве в области вертолетостроения, разработке, производстве и реализации совместного проекта по выпуску нового легкого вертолета массой 2.5 тонны. А в 2013-м ОАО «Вертолеты России» совместно с итальянскими партнерами подготовит проект первого этапа локализации производства авиационных деталей для вертолетов Augusta Westland в России. В частности, на территории, прилегающей к сборочному производству ЗАО «ХелиВерт» в поселке Томилино.

На подходе и чисто российские новинки. ОАО «Вертолеты России» готовит первый и второй летные опытные образцы новой машины Ми-171А2 , которую планируется представить в 2013 году, а выпустить на рынок к 2015-му. Этот вертолет закроет нишу средних вертолетов лет на 10-15. В целом же Национальный центр вертолетостроения сегодня - одна из немногих отраслей, где промышленное производство растет ежегодно на 15-20 процентов. В 2011 году, например, поставлено заказчикам 262 вертолета.

Как особо отметил Дмитрий Рогозин, правительство намерено поддерживать производителей, локализующих в России иностранное производство с трансфертом (передачей) технологий. Такое решение принято недавно на заседании Военно-промышленной комиссии. Наши машиностроители должны договариваться с иностранными партнерами о переносе на территорию Российской Федерации производства в том случае, если это позволяет получить новые технологии и способы управления ими.

Говоря о своего рода «идеологии производства и технологий», вице-премьер предостерег от фактических попыток уничтожить российское производство, когда под видом сборки иностранной техники осуществляется ее банальный завоз. «Такого рода «отверточная примитивная сборка» будет минимизирована усилиями правительства», - подчеркнул Рогозин. И наоборот, инициативы, связанные с трансфертом технологий, будут всячески поддерживаться. В целом же локализация иностранного производства авиакомпонентов должна идти по прогрессивной шкале и может превысить 60 процентов.

К 2015 году на территории Национального центра вертолетостроения ОАО «Вертолеты России» (на площадке опытного производства Московского вертолетного завода им. М. Л. Миля) планируется ввести в строй современный экспериментально-исследовательский, опытно-производственный и логистический центры.

Справка «ВПК»

Вертолет АW-139 - средний двухдвигательный вертолет со взлетной массой 6400 килограммов. Способен перевозить до 15 пассажиров. Используется в качестве корпоративно-транспортного и VIP-вертолета, а также в условиях работы на шельфах, в чрезвычайных ситуациях, спасательных операциях, пожаротушении.

AgustaWestland (Италия) - одна из крупнейших мировых компаний по разработке и производству вертолетной техники. Входит в группу Finmeccanika. Производственные мощности расположены в Италии, Великобритании, США.

Компания "Астерос" создала ИТ-инфраструктуру нового научного комплекса площадью более 43 000 кв.м. на территории Национального центра вертолетостроения в Подмосковье .

Масштабный для российской авиации проект, реализованный холдингом "Вертолеты России" и компанией "Астерос", позволит объединенным вертолетным конструкторским бюро страны работать на принципиально новом цифровом уровне технического-оснащения.

В соответствии с концепцией развития российской вертолетостроительной отрасли холдингом "Вертолеты России" было принято решение о создании в подмосковном поселке Томилино Национального центра вертолетостроения (НЦВ), в котором будут сосредоточены ресурсы ведущих российских разработчиков вертолетной техники - ОАО "Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля" и ОАО "Камов", входящих в холдинг "Вертолеты России". Для размещения конструкторских бюро обоих разработчиков, а также управляющей компании холдинга на территории НЦВ было построено здание вертолетного инженерного центра.

Создание ИТ-инфраструктуры нового здания было доверено специалистам "Астерос". В новом комплексе общей площадью 43 300 кв.м. специалисты системного интегратора и ОАО "Московский вертолетный завод им. М. Л. Миля" спроектировали и развернули около 20 систем за 1,5 года.

Основой вычислительной и телекоммуникационной инфраструктуры научного комплекса стала структурированная кабельная система Systimax GigaSPEED� XL, предназначенная для передачи данных на высоких скоростях. СКС насчитывает около 6000 портов и поддерживает работу более 2500 сотрудников.

IP-телефония построена на решении Cisco Unified Communication Manager. Система связи интегрирована с системами мультимедиа и видеоконференцсвязи (ВКС), которые охватывают все переговорные зоны, залы совещаний и кабинеты руководителей.

Обработка и хранение колоссальных массивов информации и критически важных приложений холдинга производится на мощностях 3 дата-центров. Специалисты "Астерос" разработали архитектуру ЦОДов и создали всю необходимую инженерную инфраструктуру. Мощность каждого ЦОДа составляет 250кВт.

"Этот проект является одним из наиболее сложных и масштабных в российской авиационной отрасли с точки зрения объема выполненных работ и числа внедренных систем. Высокотехнологичная инфраструктура научного комплекса разработана с прицелом на то, чтобы в будущем она стала базой для крупнейших вертолетостроительных предприятий страны, - комментирует Дмитрий Трофимов, директор департамента транспорта и авиации компании "Астерос".

"Сегодня перед нами стоит сложная и стратегически важная задача - к 2015 году добиться значительного сокращения сроков разработки вертолетов, увеличить долю инновационных решений в конструкции серийных машин. Создание современного научно-технического комплекса способствует достижению этой цели и позволяет повысить конкурентоспособность российской вертолетной промышленности. Созданная специалистами "Астерос" инфраструктура поможет консолидировать ресурсы ведущих конструкторских бюро на единой площадке и централизовать управление сложным процессом разработки, производства, поставок и сопровождения эксплуатации вертолетной техники", - отмечает Сергей Воробьев, заместитель исполнительного директора - директор службы ИТ и связи ОАО "Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля".

ОАО "Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля" является дочерней компанией ОАО "Вертолеты России" и интеллектуальным активом холдинга "Вертолеты России", входящего в Объединенную производственную корпорацию "Оборонпром". Оновными направлениями производственной деятельности московского вертолетного завода являются: опытно-конструкторская и научно-исследовательская работа, проектирование, постройка и испытание опытных образцов вертолетной техники, внедрение в серийное производство, выпуск малых серий, сертификация, модернизация, авторский надзор и сопровождение эксплуатации вертолетов марки "Ми" гражданского и военного назначения.

С момента основания на заводе создано 12 базовых моделей вертолетов: Ми-1, Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-14, Ми-24, Ми-26, Ми-28, Ми-34, Ми-38, а также их многочисленные модификации - общим числом свыше 200. ОАО "Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля" были созданы вертолеты всех типов и классов: легкие, средние, тяжелые и не имеющие аналогов сверхтяжелые; узкоспециализированные и многоцелевые. Почти все разработанные модели вертолетов поступили в серийное производство и имеют одни из лучших в мире летно-технические и экономические показатели. ОАО "Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля" - крупнейший в мире держатель вертолетных рекордов, около ста из них - абсолютные.

Сегодня вертолеты марки "Ми" составляют основу вертолетной авиации России, СНГ и ряда стран Азии, Африки и Ближнего Востока. Общее число построенных вертолетов марки "Ми" превышает 30 тысяч единиц, они эксплуатируются в 110 странах мира.

ОАО "Вертолеты России" - дочерняя компания ОАО "ОПК "Оборонпром", входящего в ГК "Ростехнологии", один из мировых лидеров вертолетостроительной отрасли, единственный разработчик и производитель вертолетов в России. Головной офис ОАО "Вертолеты России" расположен в Москве.

В состав холдинга "Вертолеты России" входят пять вертолетных заводов, два конструкторских бюро, предприятия по производству и обслуживанию комплектующих изделий и сервисная компания, обеспечивающая послепродажное сопровождение в России и за ее пределами. Вертолеты приобретаются российскими министерствами и ведомствами (Министерством обороны России, МВД России, МЧС России), авиакомпаниями ("Газпром авиа", "ЮТэйр"), крупными российскими компаниями. Более 8000 вертолетов советского/российского производства эксплуатируются в 110 странах мира.

Традиционно наиболее высокий спрос на российские вертолеты - на Ближнем Востоке, в Африке, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в Латинской Америке, России и в странах СНГ. Холдинг "Вертолеты России" образован в 2007 году. В 2011 году выручка "Вертолетов России" по МСФО выросла на 27,8% и составила 103,9 млрд. рублей, объем поставок достиг 262 вертолетов. /http://www.russianhelicopters.aero/ru/

Группа "Астерос" занимает второе место в сегменте системной интеграции российского рынка ИТ-услуг, по оценке ведущего мирового аналитического агентства IDC. Основными направлениями деятельности группы являются построение ИТ-инфраструктуры, инженерных систем, систем безопасности, а также предоставление услуг ИТ-консалтинга и ИТ-аутсорсинга. В состав группы входят компании "Астерос", "Астерос Консалтинг", "Астерос Лабс", "КАБЕСТ". /http://www.asteros.ru/