Главная · Отдых · Марфо-мариинская обитель милосердия ставропигиальный женский монастырь. Марфо-Мариинская обитель - alekka4alin2012

Марфо-мариинская обитель милосердия ставропигиальный женский монастырь. Марфо-Мариинская обитель - alekka4alin2012

Оригинал взят у raven_yellow в Марфо-Мариинская обитель

«Какие прекрасные лица,
И как безнадежно бледны:
Наследник, Императрица,
Четыре Великих Княжны.»
(Георгий Иванов)

Марфо-Мариинская обитель милосердия (Большая Ордынка, д. 34) - явление уникальное. Она не является женской монашеской обителью в привычном для нас понимании. Это община сестер милосердия, отрытая миру и по своему уставу приближающаяся к монастырю.

Прошлый мой пост про Свято-Екатерининскую пустынь был страшный. Но этот пост намного страшнее.

«Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Сестры послали сказать Ему: «Господи! Вот, кого Ты любишь, болен». Иисус, услышав то, сказал: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий». Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря». (Ин 11:1-5)

Основательницей и первой настоятельницей московской Марфо-Мариинской обители была великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, урожденная немецкая принцесса Гессен-Дармштадтская - вдова убитого террористами великого князя Сергея Александровича. Многие москвичи часто называли ее «Великая матушка», или более трогательно - «Белый ангел Москвы».

Елизавета Федоровна была старшей сестрой будущей императрицы Александры Федоровны, супруги Николая Второго. В 1884 году она сочеталась браком с Великим князем Сергеем Александровичем, братом российского императора Александра Третьего, и получила титул Великой Княгини.

Переехав в Россию, она влюбилась в нее сразу и безоговорочно. Особенно потрясла ее наша Москва, с ее огромным количеством храмов, колокольным звоном, набожностью москвичей и их хлебосольством. Ее первым учителем русского языка и Слова Божия был ее супруг, Великий Князь.

Вначале венчание Сергея и Елизаветы произошло по православному обряду, затем по протестантскому. Переход супруги Великого Князя в Православие не был обязательным. И хотя Великая Княгиня оставалась протестанткой, Протестантизм был для нее уже узок и тесен, и она всей душой постигала Православие и стремилась к нему, посещая с супругом все службы.

В 1888-ом году в ее жизни произошло знаменательное событие. Ей представилась возможность вместе с супругом, председателем Императорского палестинского общества, поехать в Иерусалим на Святую землю. Там, у гроба Господня, Елизавета Федоровна приняла, наверное, самое главное решение в своей жизни - перейти в Православие.

Пораженная красотой православного храма Марии Магдалины в Гефсимании, она произнесла: «Как я хотела бы быть похороненной здесь». Знала бы Елизавета Федоровна, насколько пророческим окажется это ее желание.

В 1891-ом году Елизавета Федоровна становится москвичкой - император Александр Третий назначает своего брата губернатором Москвы. Влюбленная в Москву Великая Княгиня сразу же нашла себе занятие - она учредила Елизаветинское благотворительное общество, опекающее младенцев из беднейших семей, и возглавила дамский комитет Красного Креста.

Во время Русско-японской войны помогать солдатам, воюющим за свое Отечество, стало главным делом ее жизни. Роскошный кремлёвский дворец она отдала под мастерские, в которых трудились женщины - они шили, собирали гуманитарную помощь для солдат, готовили им подарки. Сама же Княгиня отправляла на фронт походные церкви.

Тогда уже она поменяла свои роскошные княжеские платья на простенький грубый наряд сестры милосердия, она полагала, что во время войны и всеобщих бедствий не должно быть место роскоши.

5-го февраля 1905-го года Великого Князя Сергея Александровича в клочья разорвала бомба, брошенная террористом Иваном Каляевым. Елизавета Федоровна пришла к террористу в тюрьму, в его одиночную камеру смертника, чтобы задать ему один вопрос - зачем он это сделал? Она оставила убийце Евангелие, и даже подала прошение императору о помиловании Каляева. Она простила бомбиста.

Светское общество не поняло ее, зачем нужна эта игра в любовь и милосердие? А она просто исполнила одну из заповедей Христа - возлюбите врагов своих. Наверное, это самое высшее проявление христианской любви - искренне простить того, кто причинил тебе наибольшее зло.

Тогда же Елизавета Федоровна приняла решение окончательно проститься с миром и посвятить себя служению людям. Она разделила свои драгоценности на три части: первая была возвращена казне, вторая отдана ближайшим родственникам, третья пошла на создание Марфо-Мариинской обители. Большой участок на Большой Ордынке с роскошным садом Княгиня приобрела на деньги от фамильных драгоценностей и от проданного особняка на Фонтанке в северной столице.

По замыслу Княгини, это был и не монастырь, и не светское благотворительно учреждение. Обитель была заведением духовным, куда принимались лишь православные девушки и женщины, желающие посвятить свою жизнь больным и убогим. Был и особый чин посвящения в «крестовые сестры», основанный на обете служения. Сама же Княгиня приняла монашеский постриг.

Тогда она произнесла свои знаменитые слова: «Я покидаю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но восхожу вместе с вами в мир более высокий, в мир бедных и страдающих».

Сёстры же не давали монашеских обетов, не облачались в чёрное, могли выходить в мир, спокойно покинуть обитель, выйти замуж. Но могли они и постричься в монахини.

На Ордынке были построены две церкви, часовня, больница, библиотека, амбулатория, столовая, воскресная школа, приют для девочек-сирот. На наружной стене обители висел ящик, куда люди бросали записки с мольбами о помощи. Настоятельница собиралась открыть такие обители по всем губерниям России и настроить для рабочих недорогого жилья.

Елизавета Федоровна пользовалась большой любовью москвичей. Она ходила по московским улицам в сопровождении одной лишь инокини Варвары, раздавая милостыню, посещая бедные дома. Не чуралась она и притонов Хитровки, заполненной бродягами, ворами и беглыми каторжниками, она искала беспризорников и помещала их в приюты.

Великая матушка, очень снисходительная к молодым сестрам, была невероятно требовательна к себе. Она спала на простой деревянной кровати без матраса, почти ничего не ела, соблюдала все посты, постоянно молилась. Говорили, что она приняла «великую схиму» с именем Алексия.

Во время Первой мировой войны она и крестовые сестры непрестанно трудились в госпиталях. Формировали санитарные поезда, собирали лекарства, отправляли на фронт походные церкви.

Елизавета Федоровна предполагала свою мученическую кончину. Не раз ей предлагали покинуть Россию, спасение было так близко, но она не могла и не хотела оставить своих крестовых сестер. «Я русская, и хочу разделить со своим народом его горестную участь».

После революции обитель сперва не трогали и даже помогали с продовольствием и медикаментами. Чтобы не давать повода провокациям, настоятельница и сестры почти не выходили из стен, каждый день служилась Литургия. Но постепенно власти подбирались к этому христианскому островку: сначала прислали опросные листы для проживающих и излечивающихся, потом арестовали несколько человек из больницы, потом объявили о решении перевести сирот в детский дом.

В апреле 1918 г., в Светлый Вторник после Пасхи, в обители служил Литургию и молебен Патриарх Тихон, давший Елизавете последнее благословение. Сразу после его отъезда настоятельница была арестована - ей даже не дали просимых двух часов на сборы, выделив только "полчаса". Простившись с сестрами, под вооруженной охраной латышских стрелков, она уехала в машине в сопровождении двух сестер - любимой келейницы Варвары Яковлевой и Екатерины Янышевой.

Сперва ее вместе с другими членами императорского дома отправили в Екатеринбург, а затем - в Алапаевск. Ее верная подруга Варвара добровольно отправилась в ссылку за любимой матушкой. В ночь на 18-ое июля 1918-го года она с несколькими другими людьми была зверски убита большевиками. Их сбросили живыми в шахту заброшенного рудника близ Алапаевска, шестидесяти метров глубиной. Перед смертью Великая княгиня перекрестилась и сказала: «Господи, прости им, не ведают, что творят!»

С матерной руганью палачи стали бросать в яму свои жертвы, избивая их прикладами. Эта свирепая расправа с невинными была до того страшна, что даже некоторые участники ее не выдержали. Двое из них сошли с ума. Первой столкнули Великую княгиню Елизавету. Потом стали бросать остальных. Всех столкнули живыми, кроме Великого князя Сергея Михайловича. Он единственный был мертвым, прежде чем достиг дна шахты. В последний момент он стал бороться с палачами и схватил одного из них за горло. Тогда выстрелом из револьвера в голову он был убит.

Когда все жертвы были уже в шахте, чекисты стали бросать туда ручные гранаты. Они хотели взрывами засыпать шахту и скрыть следы своего преступления. Только один мученик — Федор Ремез был убит гранатой. Его тело, извлеченное из шахты, оказалось сильно обожженным взрывом. Остальные мученики умерли в страшных страданиях от жажды, голода и ранений, полученных при падении.

Великая княгиня Елизавета упала не на дно шахты, а на выступ, который находился на глубине 15 метров. С нею рядом нашли князя Иоанна с перевязанной раненой головой. Это святая Великая княгиня, сильно ушибленная и с повреждениями в области головы, сделала ему в темноте перевязку, употребив свой апостольник.

Свидетель-крестьянин слышал, как из глубины шахты стала раздаваться Херувимская песнь. Это пели мученики во главе с Елизаветой Феодоровной. Изуверы, побросав свои жертвы в шахту, думали, что они утонут в воде, которая находилась на дне шахты. Но когда они услышали их голоса, то главный из них, Рябов, бросил туда гранату. Граната взорвалась, и наступила тишина. Потом опять возобновились голоса и послышался стон. Рябов бросил вторую гранату. И тогда палачи услышали, как из шахты понеслось пение молитвы «Спаси, Господи, люди Твоя». Ужас охватил чекистов. В панике они завалили шахту хворостом и валежником и подожгли. Сквозь дым еще долетало до них пение молитв.

Когда Белая армия адмирала Колчака заняла район Екатеринбурга и Алапаевска, то началось расследование злодеяний большевиков по убийству Императорской семьи и узников Алапаевска. Была затрачена неделя времени и приложено немало усилий, чтобы раскопать шахту и достать тела мучеников, которые находились на различной глубине шахты.

Рядом с Великой княгиней лежали две неразорвавшиеся гранаты. Господь не допустил, чтобы тело Его угодницы было разорвано на части. Пальцы правой руки святой подвижницы были сложены для крестного знамения. В таком же положении пальцы были и у инокини Варвары и князя Иоанна. Как будто они хотели перекреститься в момент своей смерти, а может быть, и перекрестились.
Фото ниже не мое, не могу удержаться, уж больно хорошо, но сам я этого... розового, в обители никогда не видел.

Следствие установило, что в кромешной тьме шахты, изнемогающая от собственной боли, святая Великая княгиня Елизавета исполняла свой последний долг на земле — облегчать страдания других. Она ощупью, осторожно, чтобы не упасть с выступа шахты вниз, сделала перевязку раненой головы князя Иоанна. И своим пением молитв она подбадривала других и помогала им превозмогать боль и ужас надвигающейся смерти и нестись в молитвах к Богу.

Адское злодеяние Алапаевска произошло в ночь на 18 июля, когда Православная Церковь празднует память Преподобного Сергия Радонежского. Это был день Ангела покойного супруга Елизаветы Федоровны, Великого Князя Сергея Александровича.

Через Читу и Пекин гробы с нетленными останками Великомученицы Елизаветы Федоровны и инокини Варвары были доставлены на Святую Землю в Иерусалим. Великая матушка была погребена тем, где когда-то ей мечталось, в храме Марии Магдалины.

Ее московская обитель просуществовала до 1926 г., а потом еще два года там действовала поликлиника, где работали бывшие сестры под руководством княжны Голицыной. После ее ареста одни насельницы были высланы в Туркестан, а другие создали маленькое огородное хозяйство в Тверской области и выживали там под руководством о. Митрофана Серебрянского.

После закрытия в соборном храме обители открылся городской кинотеатр, потом дом санитарного просвещения, а в Марфо-Мариинской церкви — амбулатория им. профессора Ф. Рейна. Ее храмовую икону святых Жен-Мироносиц передали в соседнюю замосквореченскую церковь Николы в Кузнецах, а на территории бывшей обители установили статую Сталина.

Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия началось в 1992 г., когда постановлением столичного правительства архитектурный комплекс Марфо-Мариинской обители был передан Московской Патриархии. Но ключи от главного собора обители — Покрова Пресвятой Богородицы — были возвращены Церкви центром им. И.Э. Грабаря лишь в конце 2006 г.
В 1981 году русская зарубежная церковь причислила Елизавету Федоровну и ее верную спутницу Варвару к лику святых. В 1992г. и Русская Православная Церковь канонизировала Елизавету Федоровну и Варвару как святых мучениц. В 2004 г. мощи святых Елизаветы и Варвары были привезены в Россию.

Fais se que dois adviegne que peut.

January 27th, 2016

Гуляя по , не зайти в обитель просто невозможно. Это такое удивительно теплое, душевное место. И люди там чудесные обитают!

Марфо-Мариинская Обитель любви и милосердия основана Великой княгиней Елизаветой Феодоровной в 1909 году. После трагической гибели мужа (он был убит террористом-эсером Иваном Каляевым), московского генерал-губернатора Великого князя Сергея Александровича Романова, она удалилась от светской жизни и решила всецело посвятить себя служению Богу и ближним.

Прообраз деятельности будущей Обители Великая княгиня увидела в служении двух евангельских сестер, труженицы Марфы и молитвенницы Марии.

На деньги от продажи личного имущества и драгоценностей Елизавета Феодоровна приобрела усадьбу с садом на Большой Ордынке. В двухэтажном доме с выходом на улицу обустроили больницу, здесь же соорудили домовую церковь во имя святых праведных Марфы и Марии. Строительство второго храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы, ставшего достопримечательностью Москвы, закончилось в 1912 г.

Территория обители - уголок мира и спокойствия. Здесь разбит потрясающий сад, за которым неустанно ухаживают трудолюбивые руки насельниц и помощниц. Чем-то он напоминает сад , но, пожалуй, более легкий и неформальный.

В большом двухэтажном доме, выходящем на улицу, была устроена больница с палатами и операционной, в мезонине располагались комнаты сестер. Просторное помещение с большими окнами, которое до этого было зимним садом, преобразовали по проекту архитектора Л.В. Стеженского в больничный храм, освященный во имя Марфы и Марии - именно они стали небесными покровительницами новой обители.

Расположение церкви было выбрано таким образом, чтобы больные из своих палат могли видеть и слышать богослужение. В здании слева от больницы был устроен дом настоятельницы с моленной, а справа расположились амбулатория и аптека, в которой лекарства неимущим отпускались бесплатно. Наконец, в четвертом доме, находящемся во дворе, была отведена квартира для священника, исполнявшего обязанности духовника обители, а под нею, в нижних этажах, помещались школа и библиотека для воспитанниц приюта при обители. Со временем здесь же появилась воскресная школа для девушек и женщин, работающих на фабриках, безграмотных и полуграмотных. В 1911 году, когда число сестер увеличилось, архитектор Д.М. Челищев выстроил в стиле неоклассицизма трехэтажное здание для общежития, где также разместилась рукодельная.

Центром Марфо-Мариинской обители стал Покровский собор, строившийся в 1908-1912 годах по проекту знаменитого архитектора А.В. Щусева. Это уникальный образец неорусского стиля в храмовом зодчестве или «русского церковного модерна». Собор ориентируется на новгородские и псковские церкви XII-XIV веков, его стены совершенно белые, длинные и узкие окна закрыты решетками с растительными мотивами.

Обитель явила собой учреждение совершенно особого рода: и не монастырь, и не обычная община сестер милосердия. В сестры принимались вдовы и девицы православного вероисповедания от 21 до 40 лет. Сестры, жившие в Обители, приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания, однако, в отличие от монахинь, по истечении определенного срока могли уйти из Обители и создать семью.

В 1911 году в Обители действовали больница для бедных женщин и детей, дом для бедных чахоточных женщин, бесплатная амбулатория с выдачей лекарств, трудовой приют для девочек, воскресная школа для взрослых женщин, бесплатные библиотека, столовая и странноприимница. Все эти учреждения обслуживались сестрами.

Большое место в деятельности Обители отводилось организации квалифицированной медицинской помощи. Здесь вели прием известнейшие в Москве врачи. Под их руководством все сестры проходили специальное обучение. Больница в Марфо-Мариинской Обители считалась лучшей в Москве.

Авторитет Марфо-Мариинской Обители милосердия был непререкаемым, и даже события 1917 года поначалу никак не повлияли на ее деятельность. Но в Светлый вторник 1918 года за Матушкой прибыл отряд латышских стрелков. 18 июля Великая княгиня Елизавета Феодоровна и ее келейница инокиня Варвара (Яковлева) были живыми сброшены в шахту вблизи г. Алапаевска... Через несколько дней войска белогвардейцев заняли Алапаевск. Тело Елизаветы Федоровны было перевезено сначала в Пекин, а затем в Иерусалим, где и положено в крипте Храма святой Марии Магдалины в русской Гефсиманской обители.

Марфо-Мариинская Обитель просуществовала до 1926 г. Позднее здесь располагались кинотеатр, поликлиника, реставрационные мастерские, лаборатории…

В 1928 г. прекратились службы в Покровском храме — в нем открыли городской кинотеатр, далее — дом санитарного просвещения. В алтаре собора установили статую Иосифа Сталина.

Возрождение обители началось в 1990 году с открытия памятника великой княгине Елизавете Федоровне работы В.М. Клыкова во дворе обители. Полная передача всего комплекса новой общине происходила достаточно долго, богослужения были возобновлены не сразу (в храме святых Марфы и Марии в 1992 году, а в Покровском соборе - в 2008 году).

Сегодня Марфо-Мариинская Обитель является ставропигиальным женским монастырем, при этом в Обители и по настоящее время патриаршим благословением сохраняется особый уклад жизни, восходящий к основательнице Обители Великой Княгине Елисавете Феодоровне и через сохранение этого уклада продолжается дело милосердия святой преподобномученицы.

Когда мы с Кирой стояли и восхищенно врутили головами, любуясь ухоженной территорией обители, мимо проходила насельница-монашка. Мы поделились с ней впечатлением от увиденного. На что она улыбнулась и посоветовала обязательно прогуляться по саду. И дойти до розария, в котором растут необычайно ароматные розы. Так мы и поступили.

С запада находятся две звонницы с широкими арочными проемами, каждая из которых увенчана вытянутой главой. Также на западном фасаде расположена мозаичная икона Спаса Нерукотворного, выполненная М.В. Нестеровым. Он же расписал основную часть храма изнутри, создав несколько композиций, самая значительная из которых - «Путь ко Христу». Наконец, еще одним знаменитым создателем собора был П.Д. Корин, кисти которого принадлежат росписи в подземной церкви во имя Бесплотных сил и Всех Святых - предполагалось, что здесь будет усыпальница для сестер обители и для самой основательницы.

Как я поняла, первоначально главки были темно-синими.

Красотка наша. Руки в боки:)

Фасады собора украшены только рельефными клеймами, выполненными по проекту С.Т. Конёнкова: они изображают Распятие и Небесный Иерусалим.

Настоящий ботанический сад!

В настоящее время в Марфо-Мариинской Обители милосердия осуществляется ряд социальных проектов, направленных на улучшение качества жизни тех, кто больше всего в этом нуждается: детей-инвалидов, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также больных, одиноких немощных престарелых и других людей, оказавшихся в тяжелых жизненных обстоятельствах. Это медицинский центр "Милосердие", группа дневного пребывания для детей-инвалидов, летняя дача для детей-инвалидов, детская паллиативная служба, группа круглосуточного пребывания детского паллиативного отделения, выездная служба поддержки пациентов с боковым амиотрофическим склерозом (БАС), Елизаветинский детский дом, центр семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, служба помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию и служба добровольцев.

В саду всё по возможности адаптируется для удобства подопечных обители. Например, в беседку ведет пандус для колясок.

А вот и те самые ароматные розы. Не зря шли! Пахнут божественно! Сладким лимонадом, духами и свежестью одновременно!

Кирюша быстро нашла себе приятелей и подружек. И они затеяли игры, беготню, пряталки... Только я и видела дочь. То там за кустом желтый бант мелькнет, то тут с дорожки визги донесутся:)

Если не ошибаюсь, такого рода форма деревьев называется "на штамбе". В данном случае имеем такую лиственницу.

Конец сентября. Буйное цветение роз.

Белое - наверное, какой-то сорт гортензии.

Это сооружение названо "Голгофой". А за ней можно видеть фрагмент небольшой часовни.

Дело было уже вечером, в храм мы не пошли. Но обязательно зайдем в следующий раз.

На улице Боль-шая Ор-дын-ка в усадь-бе, ку-п-лен-ной ею в 1907 году. На-ча-ла дей-ст-во-вать 10(23).02.1909 года. Соз-да-ние Марфо-Мариинская обитель бы-ло свя-за-но с ак-тив-но об-су-ж-дае-мой в русском об-ще-ст-ве в XIX - начале XX веков иде-ей воз-ро-ж-де-ния древ-не-го цер-ков-но-го ин-сти-ту-та диа-ко-нис. На-зва-ние оби-те-ли свя-за-но с тем, что, по за-мыс-лу Ели-за-ве-ты Фё-до-ров-ны, ра-бо-та сес-тёр ми-ло-сер-дия в Марфо-Мариинской обители долж-на бы-ла со-че-тать слу-же-ние двух еван-гель-ских пер-со-на-жей - сес-тёр Мар-фы (слу-же-ние ближ-не-му) и Ма-рии (ду-хов-ная жизнь) (Лк. 10:38-42).

Со-глас-но Ус-та-ву (ут-вер-ждён в 1908 году, 2-я ре-дак-ция - 1914 год), Марфо-Мариинская обитель бы-ла при-зва-на тру-дом сво-их сес-тёр и др. воз-мож-ны-ми спо-со-ба-ми «по-мо-гать в ду-хе чис-то-го хри-сти-ан-ст-ва боль-ным и бед-ным и ока-зы-вать по-мощь и уте-ше-ние стра-ж-ду-щим и на-хо-дя-щим-ся в го-ре и скор-би». 9(22).04.1910 года епископом Дмит-ров-ским Три-фо-ном (Тур-ке-ста-но-вым) в сё-ст-ры оби-те-ли бы-ли по-свя-ще-ны 17 жен-щин (вме-сте с Ели-за-ве-той Фё-до-ров-ной), дав-ших обет по-слу-ша-ния, не-стя-жа-ния, це-ло-муд-рия, при-зре-ния бед-ных и боль-ных, тво-ре-ния до-б-рых дел в ду-хе хри-сти-ан-ской люб-ви. При этом сё-ст-ры мог-ли по-ки-нуть оби-тель и вый-ти за-муж, так-же мог-ли по-стричь-ся в мо-на-ше-ст-во . Великая княгиня Ели-за-ве-та Фё-до-ров-на бы-ла воз-ве-де-на в сан на-стоя-тель-ни-цы. Рас-смот-ре-ние по-дан-но-го в 1911 году Ели-за-ве-той Фё-до-ров-ной хо-да-тай-ст-ва в Си-нод о при-свое-нии стар-шим сёст-рам Марфо-Мариинской обители зва-ния диа-ко-нис Си-нод от-ло-жил до По-ме-ст-но-го со-бо-ра , од-на-ко По-ме-ст-ный со-бор 1917-1918 годов из-за ре-во-люционных со-бы-тий в стра-не этот во-прос рас-смот-реть не ус-пел.

В Марфо-Мариинской обители дей-ст-во-ва-ли бес-плат-ные боль-ни-ца (в го-ды Первой ми-ро-вой вой-ны - ла-за-рет для тя-же-ло-ра-не-ных), ап-те-ка, ам-бу-ла-то-рия, сто-ло-вая, жен-ская вос-крес-ная шко-ла, при-ют для де-во-чек-си-рот, биб-лио-те-ка. Еже-днев-но несколько сес-тёр ра-бо-та-ли в го-ро-де, в т. ч. (с осе-ни 1913 года) в са-мом ни-щем рай-оне - на Хит-ров-ке, ока-зы-вая пер-вую медицинскую по-мощь и оп-ре-де-ляя без-дом-ных де-тей в при-юты. Сё-ст-ры по-лу-ча-ли медицинскую под-го-тов-ку под ру-ко-во-дством из-вест-ных московских вра-чей.

Великая княгиня Ели-за-ве-та Фё-до-ров-на бы-ла аре-сто-ва-на 07.05.1918 года и вме-сте с сё-ст-ра-ми оби-те-ли Вар-ва-рой Яков-ле-вой и Ека-те-ри-ной Яны-ше-вой вы-сла-на в Ека-те-рин-бург. Оби-тель про-дол-жа-ла су-ще-ст-во-вать (с 1922 года как Мар-фо-Ма-ри-ин-ская тру-до-вая об-щи-на) до 1926 года. На мо-мент за-кры-тия в ней бы-ло 111 сес-тёр.

В 1992 году по бла-го-сло-ве-нию пат-ри-ар-ха Мо-с-ков-ско-го и всея Ру-си Алек-сия II на-ча-лось воз-ро-ж-де-ние Марфо-Мариинской обители, во-зоб-нов-ле-но слу-же-ние сес-тёр ми-ло-сер-дия. В 2008 году за-вер-ше-ны ре-монт-но-рес-тав-рационные ра-бо-ты, при оби-те-ли от-кры-ты об-ще-об-ра-зо-ва-тель-ная Ели-за-ве-тин-ская гим-на-зия (в бывшем жи-лом до-ме 1861 года), ме-мо-ри-аль-ный му-зей великой княгини Ели-за-ве-ты Фё-до-ров-ны. Марфо-Мариинская обитель име-ет (2009 год) около 20 са-мо-стоя-тель-но дей-ст-вую-щих по её ус-та-ву от-де-ле-ний в Рос-сии, на Ук-раи-не, в Бе-ло-рус-сии.

Архитектурный ансамбль.

Пер-во-на-чаль-но для нужд Марфо-Мариинской обители бы-ли при-спо-соб-ле-ны по-строй-ки середины XIX века преж-ней усадь-бы. В од-ном из до-мов (1853 год, архитектор С. П. Ни-коль-ский) бы-ла уст-рое-на до-мо-вая церковь Свя-тых Мар-фы и Ма-рии (ос-вя-ще-на в 1909 году; вновь ос-вя-ще-на в 1993 году). В южной час-ти Марфо-Мариинской обители архитектор А. В. Щу-сев соз-дал но-вый ан-самбль в не-орус-ском сти-ле, со-че-тав-ший мо-ти-вы нов-го-род-ско-псков-ской шко-лы зод-че-ст-ва и ху-дожественные приё-мы мо-дер-на .

В цен-тре ком-плек-са - 2-столп-ный с мас-сив-ной лу-ко-вич-ной гла-вой и при-мы-каю-щей тра-пез-ной с 2 звон-ни-ца-ми По-кров-ский со-бор (1908-1912 годы; в крип-те-усы-паль-ни-це - храм Ар-хан-ге-ла Ми-хаи-ла, всех Не-бес-ных Сил бес-плот-ных и всех свя-тых, 1914 год, ос-вя-щён в 1917 году) со скульп-тур-ным уб-ран-ст-вом ра-бо-ты Н. Я. Та-монь-ки-на (1908 год; кти-тор-ские порт-ре-ты на северном при-тво-ре) и мо-заи-ка-ми по эс-ки-зам М. В. Не-сте-ро-ва. В ин-терь-е-ре - рос-пи-си Не-сте-ро-ва (1910-1912 годы; на восточной сте-не тра-пез-ной - ком-по-зи-ция «Путь к Хри-сту»; в ос-нов-ном объ-ё-ме - «Хри-стос у Мар-фы и Ма-рии», «Ут-ро Вос-кре-се-ния», под-ку-поль-ное изо-бра-жение Бо-га Са-вао-фа) и П. Д. Ко-ри-на («Путь пра-вед-ни-ков ко Гос-по-ду» в крип-те, 1914 год); ико-но-стас с цар-ски-ми вра-та-ми по эс-ки-зу Не-сте-ро-ва. В ан-самбль так-же вхо-дят ог-ра-да со Свя-ты-ми вра-та-ми по улице Боль-шая Ор-дын-ка и ог-ра-да вдоль южной гра-ни-цы оби-те-ли с при-стро-ен-ны-ми сто-рож-кой и ча-сов-ней.

При строи-тель-ст-ве церк-ви Щу-сев за-но-во рас-пла-ни-ро-вал рас-по-ло-жен-ный на тер-ри-то-рии хра-мо-во-го ком-плек-са парк с до-мом са-дов-ни-ка (ре-кон-ст-руи-ро-ван в 2007-2008 годах), 2 фон-та-на-ми (скульп-тор Та-монь-кин). В 1911 году за-вер-ши-лось фор-ми-ро-ва-ние за-строй-ки основной час-ти вла-де-ния оби-те-ли. Вдоль его северной гра-ни-цы по про-ек-ту Д. М. Че-ли-ще-ва воз-ве-де-но 3-этаж-ное зда-ние об-ще-жи-тия сес-тёр (в 1926-1994 годах - по-ли-кли-ни-ка), со-еди-нён-ное пе-ре-хо-дом с ап-те-кой и ам-бу-ла-то-ри-ей. То-гда же до-строе-на северная часть ка-мен-но-го фли-ге-ля (клас-сы для обу-че-ния де-во-чек при-юта, вос-крес-ная шко-ла, квар-ти-ра свя-щен-ни-ка). В 1990 году в пар-ке ус-танов-ле-на мра-мор-ная скульп-ту-ра великой княгини Ели-за-ве-ты Фё-до-ров-ны ра-бо-ты В. М. Клы-ко-ва.

В 1920-е годы бы-ла ут-ра-че-на лич-ная библиотека Ели-за-ве-ты Фё-до-ров-ны. Со-хра-ни-лись вы-ши-тые ею ико-ны «Спас Не-ру-ко-твор-ный» и «Свя-тые Мар-фа и Ма-рия» (с 2008 года - в ме-мо-ри-аль-ном му-зее оби-те-ли). Сре-ди ре-ли-к-вий оби-те-ли - ман-тия преподобного Се-ра-фи-ма Са-ров-ско-го (с 2008 года - в По-кров-ском со-бо-ре).

March 13th, 2014

Ма́рфо-Марии́нская оби́тель милосе́рдия — община сестёр милосердия , по своему уставу приближающаяся к монастырю . Располагается в Москве на улице Большой Ордынке . Основана великой княгиней Елизаветой Фёдоровной в 1909 году .


главный вход


Основательницей и первой настоятельницей московской Марфо-Мариинской обители была великая княгиня св. Елисавета Феодоровна. В 1894 г. состоялась свадьба ее младшей сестры Алисы Гессенской и Николая II. Великая княгиня стала заниматься благотворительностью и помогать беспризорным, больным и беднякам. Когда в 1904 г. началась Русско-японская война, она отправляла на фронт санитарные поезда, продовольствие, обмундирование, лекарства, подарки и даже походные церкви с иконами и утварью, а в Москве открыла госпиталь для раненых и комитеты по призрению вдов и сирот военнослужащих. Именно в то время великокняжеская чета начала покровительствовать Иверской общине в Замоскворечье, где готовили сестер милосердия. После смерти мужа Елисавета Феодоровна, полностью удалившись от светской и дворцовой жизни, разделила драгоценности на три части: первая была возвращена казне, вторая отдана ближайшим родственникам, третья пошла на благотворительность, и главным образом, на создание Марфо-Мариинской обители. Большой участок с роскошным садом княгиня приобрела на деньги от фамильных драгоценностей и от проданного особняка на Фонтанке в северной столице.



Сторожка и Часовня


Храм Покрова Пресвятой Богородицы
В обитель принимались православные девушки и женщины от 21 до 45 лет. Сестры не давали монашеских обетов, не облачались в черное, могли выходить в мир, спокойно покинуть
обители и выйти замуж
а могли и постричься в монашество.


Покои Великой Княжны Елизаветы Федоровны -тут теперь и музей



беседка


справа домик Садовника



22 мая 1908 г., в праздник Вознесения Господня, на Большой Ордынке состоялась закладка соборного храма во имя Покрова, который строился до 1912 г. архитектором А. Щусевым в стиле модерн с элементами древнего новгородско-псковского зодчества. Расписывать храм Елисавета Феодоровна пригласила выдающихся художников: Михаила Нестерова, его ученика Павла Корина и известного скульптора С. Коненкова. Нестеров создал здесь свои известные композиции: «Путь к Христу», изображавшую 25 фигур, «Христос у Марфы и Марии», «Утро Воскресения», а также подкупольное изображение Бога Сафаофа и лик Спаса над порталом. В Покровском храме была устроена потайная лестница, ведущая в подземную усыпальницу — ее расписывал Корин на сюжет «Путь праведников ко Господу». Там настоятельница завещала себя похоронить: после того, как сердцем избрала Россию своей второй родиной, она решила изменить свою волю и пожелала обрести покой не в палестинской церкви св. Марии Магдалины, а в Москве, в стенах своей обители. В память же о благодатном посещении в молодости Святой Земли, на фасаде Покровской церкви был изображен вид Иерусалима, с ротондой Гроба Господня и куполом церкви Марии Магдалины. 12 колоколов храмовой звонницы были намеренно подобраны под «Ростовский звон», то есть звучали наподобие знаменитых колоколов Ростова Великого. Один дореволюционный краевед отмечал приземистый облик соборной церкви, «к земле привязывающей», «земной, трудовой характер храма», словно воплощающий замысел всей обители. Внешне очень маленький, почти миниатюрный храм был рассчитан на тысячу человек и предполагался одновременно лекционным залом. Слева от ворот под сосенками поставили синеглавую часовню, где сестры читали псалтырь по умершим сестрам и благотворителям обители, и где ночами часто молилась сама настоятельница


Часовня в саду


Голгофа



После революции обитель поначалу не трогали и даже помогали с продовольствием и медикаментами. Чтобы не давать повода провокациям, настоятельница и сестры почти не выходили из стен
Постепенно власти подбирались к этому христианскому островку: сначала прислали опросные листы для проживающих и излечивающихся, потом арестовали несколько человек из больницы, потом объявили о решении перевести сирот в детский дом. А в апреле 1918 г., в Светлый Вторник после Пасхи, в обители служил Литургию и молебен св. Патриарх Тихон, давший св. Елизавете последнее благословение. Сразу после его отъезда настоятельница была арестована — ей даже не дали просимых двух часов на сборы, выделив только «полчаса». Простившись с сестрами, под вооруженной охраной латышских стрелков, она уехала в машине в сопровождении двух сестер


обитель просуществовала до 1926 г., а потом еще два года там действовала поликлиника, где работали бывшие сестры под руководством княжны Голицыной. После ее ареста одни насельницы были высланы в Туркестан, а другие создали маленькое огородное хозяйство в Тверской области и выживали там под руководством о. Митрофана Серебрянского. После закрытия в соборном храме обители открылся городской кинотеатр, потом дом санитарного просвещения, а в Марфо-Мариинской церкви — амбулатория им. профессора Ф. Рейна. Ее храмовую икону святых Жен-Мироносиц передали в соседнюю замосквореченскую церковь Николы в Кузнецах, а на территории бывшей обители установили статую Сталина. После войны в бывшем Покровском храме разместились Государственные реставрационные мастерские, переведенные сюда из Никольского храма на Берсеневке. Вплоть до недавнего времени эта организация под именем Художественно-реставрационный центр им. И.Э. Грабаря занимала помещения замосквореченской обители. А в Марфо-Мариинском храме еще в 1980-х гг. работала лаборатория Всесоюзного института минерального сырья и кабинет лечебной физкультуры с оборудованным в помещении бывшего храма спортивным залом.


фонтан



Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия началось в 1992 г., когда постановлением столичного правительства архитектурный комплекс Марфо-Мариинской обители был передан Московской Патриархии. Ключи от главного собора обители — Покрова Пресвятой Богородицы — были возвращены Церкви центром им. И.Э. Грабаря лишь в конце 2006 г.


детская площадка и справа - дом приюта для девочек


памятник Елизавете Фёдоровне


вход в подземный храм


Покои Великой Княжны Елизаветы Фёдоровны - далее зелёный дом - это
Лазарет с церковью Марфы и Марии -
Осенью 1909 г. он был освящен второй, во имя свв. Марфы и Марии — по замыслу настоятельницы он был устроен так, чтобы тяжелобольные, не вставая с кровати, прямо из палат сквозь открытые двери могли видеть богослужение. А на следующий год, когда обитель открылась, св. Елизавета приняла в его стенах монашеский постриг


фонтанчик для питья


схема


церковь Марфы и Марии - с Большой Ордынки