Оцените нашу компанию
Всего отзывов: 1 Средний балл: 5
 

Актер: все решает талант

Мы каждый день видим их лица на экранах телевизоров, в кино, реже – в театре. Профессия, о которой мечтают тысячи, где все кажется таким легким: вышел, улыбнулся, сказал пару слов, – и весь мир у твоих ног…

Сегодня актеры востребованы как никогда. Только в Москве работает около сотни драматических театров, в стране настоящий бум антрепризы, основа успеха которой – громкие актерские имена. Вышло из кризиса отечественное кино, о российских сериалах и говорить не приходится: их количество уже просто зашкаливает, куда там Мексике с Бразилией! А ведь каждый сериал – это долгосрочные актерские контракты, а, значит, уверенность в завтрашнем дне, так необходимая в этой непростой профессии… Актеры нужны и на съемках рекламы, многие из них с успехом пробуют себя в роли телеведущих, участвуют в публичных и корпоративных мероприятиях.

В поисках роли

Казалось бы, работные сайты должны пестреть соответствующими вакансиями, но… здесь все иначе. По-прежнему трудно попасть в хороший театр – далеко не всех берут придирчивые режиссеры, актер должен соответствовать их художественной концепции и видению мира. Практически все актеры и студенты актерских вузов состоят в картотеке киноконцерна «Мосфильм» и студии им. Горького, надеясь оказаться в нужном месте в нужное время. Но сегодня найти подходящую работу можно и с помощью специализированного агентства: 10% от суммы контракта – стандартная сумма, которую берет агент. Если у актера заключен контракт с определенным агентством, он отчисляет ему проценты, даже если какую-то работу нашел сам.

Татьяна Прозорова, зам. директора актерского агентства «Макс» (агентство представляет интересы Екатерины Гусевой, Екатерины Стриженовой, Марии Шалаевой, Андрея Ильина, Алексея Кортнева, Дмитрия Шевченко и др.):

– Ассистенты режиссеров сами находят нас, когда затевается какой-то проект. Мы вместе смотрим наши каталоги, рассказываем потенциальным работодателям о возможностях актеров. Другие агентства часто ищут работу для своих актеров через интернет – существуют специальные сайты, где они размещают фотографии своих подопечных. Бывает, узнав о каком-то интересном проекте, агент сам находит режиссера и предлагает свои услуги.
Естественно, все наши актеры имеют профильное образование, но эта профессия как раз тот случай, когда возможности ребят, окончивших московские государственные вузы, и тех, кто учился в провинции или выбрал для себя негосударственный вуз, в принципе равны – здесь все решает талант.

Весь мир – театр

Театр – родной дом и основное место работы для актера, стремящегося достичь профессиональных высот. Здесь под руководством режиссера ремесло превращается в искусство. Актер не только воплощает на сцене режиссерский замысел, но и в процессе работы в театре ищет себя, начинает понимать, чего он хочет и чего действительно стоит.

Большинство актеров после окончания вуза стремятся попасть в хороший театр. К этому времени у них уже может быть опыт работы в кино и в сериалах, но запах сцены, непосредственный контакт со зрителем настоящему актеру ничто не заменит. Обычно претендент пробует пробиться в несколько театров сразу, надеясь, что хоть куда-нибудь да возьмут.

Иногда режиссеры создают свой театр на основе одного выпускного курса. Так возник в свое время «Современник», позже знаменитая «Табакерка», Театр «Мастерская Петра Фоменко». Конечно, такой вариант – оптимален для актеров: здесь в роли режиссера выступает педагог, их воспитавший, человек, на работах и идеях которого они сформировались как творческие личности.

Считается, что театр для актера – это отличный тренинг, возможность постоянно держать себя в форме. Творческий капитал, нажитый в театре, актер тратит в кино. Но бывает и наоборот. Например, Михаила Пореченкова, Константина Хабенского и Михаила Трухина мы знали в основном по многочисленным сериалам, и только когда Олег Павлович Табаков пригласил их в Москву, играть на сцене МХТ им. А.П. Чехова, театральная публика открыла для себя замечательных актеров, а «Гамлет» с Трухиным в главной роли стал настоящим событием прошедшего сезона.

Девочка, хочешь сниматься в кино?

Счастливый билет?
Фанаты Джулии Робертс отлично помнят сцену из фильма «Ноттинг Хилл». Актриса играет голливудскую кинозвезду, приглашенную на ужин в обычную английскую семью. Ее не узнают, спрашивают, чем она занимается, а узнав, что она актриса, сочувственно вздыхают, мол, знаем мы эти толпы невостребованных старлеток, осаждающих лондонские театры и американские киностудии и в перерывах между съемками подрабатывающих официантками. Наконец один из присутствующих интересуется, сколько она получила за последний фильм. Героиня Джулии спокойно отвечает: «Пятнадцать миллионов долларов». Немая сцена… А за ней тысячи актерских судеб, которые складываются по-разному, причем предугадать заранее, в том числе и сколько вы будете стоить, практически невозможно.
Уже на первых курсах вузов многих студентов приглашают сниматься. Это великолепная возможность заявить о себе, «понюхать пороху», в конце концов, заработать денег, но преподаватели не очень охотно отпускают ребят на съемки – учиться и так тяжело. Приходится идти на разные ухищрения, а если роль главная и сниматься надо долго, даже брать академический отпуск. Так было, например, со Светланой Ходченковой, когда она снималась в фильме Станислава Говорухина «Благословите женщину».

Если хотите сниматься в кино – готовьтесь к тяжелой физической работе. Прошли времена, когда на государственные деньги съемки шли месяцами, сейчас никого не удивляет съемочный период длиною в 30 дней. А это значит, что рабочий день исполнителя главной роли может длиться 12 часов. Подъем в 6 утра, в 7.15 надо уже быть в гриме, в 8.00 – в кадре.

Если идут эпизоды с вашим участием, перерыв на обед никто делать не будет. В гримерке окажется всего два кресла на десять претендентов, и вечером вас хватит только на то, чтобы добраться до постели. А в 6 утра – опять подъем. Тяжело? Но ведь именно после этого фильма в одно прекрасное утро вы, может быть, проснетесь знаменитым!

Основа благосостояния

С появлением первых отечественных сериалов актеры получили возможность достойно зарабатывать. Съемочный день сериала стоит меньше, чем в кино, но самих съемочных дней значительно больше, и можно рассчитывать на хорошие гонорары.

Съемки в сериале практически не оставляют времени на другую работу. Вся жизнь в эти месяцы, а то и несколько сезонов подряд проходит в придуманном, замкнутом мире. Если сериал успешен, и актер каждый вечер на экране, его начинают отождествлять с любимым персонажем, а это может стать проблемой для дальнейшей карьеры. Впрочем, не для всех: знаменитых «ментов» уже трудно представить в каком-то ином качестве, а вот для «прекрасной няни» Анастасии Заворотнюк (до этой роли известной лишь небольшому кругу зрителей «Табакерки») сериал стал настоящим трамплином в большое кино. Совсем скоро мы сможем оценить другие грани ее таланта в фильме, снятом в жанре экшн, где она совсем не похожа на няню Вику.


Карьера & Зарплата
Заработок актера только что принятого в московский театр обычно составляет 6-7 тыс. руб. Если карьера складывается успешно, актеру присваивается следующий разряд, затем еще один и т. д. Потолок – 40 тыс. руб. – столько получают заслуженные и народные артисты. Однако так скромно дела обстоят далеко не везде. Все зависит от того, имеет ли театр достойных спонсоров. Например, в «Ленкоме», «Мастерской Петра Фоменко» и некоторых других театрах даже у начинающих артистов зарплата от $ 500.Самые большие доходы для своих актеров выбивает Олег Павлович Табаков, ко всем прочим талантам которого в последние годы прибавились способности хорошего менеджера: звезды МХТ им. А.П. Чехова получают не одну тысячу долларов.
Отличные возможности для заработка предоставляет актерам участие в антрепризах. Режиссер Андрей Житинкин недавно признался, что в результате удачного «чеса» по провинции можно купить даже квартиру в Москве. Заработки в кино начинаются от 1000 руб. в день. Столько получают актеры, снимающиеся в массовке. Начинающий артист, даже играющий главную роль, может рассчитывать на $ 200 в день. Известные актеры получают от $ 1000 до 5000 в день, звезды – $ 10000, два или три человека в стране стоят $ 20 000 за съемочный день. Доходы актеров в сериалах, даже достаточно известных, начинаются от $ 150 в день, но здесь гораздо больше съемочных дней, так что суммы набегают приличные.

Кто остается в профессии

Считается, если ребенок хорошо читает стихи на школьных утренниках, участвует в художественной самодеятельности, да к тому же хорош собой, ему прямая дорога в актеры. Это не совсем так. Время все ставит на свои места. И когда из тридцати ребят, окончивших актерский факультет Щуки или Щепки, в профессии остается всего десять человек – это очень неплохой расклад!

Без веры в себя и понимания ответственности перед своим даром идти в актеры незачем. Недаром у актеров столько примет и талисманов – не cпугнуть нужное настроение перед спектаклем, не дать завистникам испортить свой праздник. Фаина Раневская говорила: «Если у тебя не колотится сердце, если ты не волнуешься перед каждым выходом на сцену – пора менять профессию». Прибавьте к этому силу воли, твердый характер, которые должны вам помочь «держать паузу» в периоды, когда работы нет, и способность выдерживать экстремальные нагрузки, когда она вдруг появляется, и еще сто раз подумайте, прежде чем действительно выбрать эту кажущуюся такой заманчивой профессию.

Генриетта Яновская, народная артистка России, главный режиссер МТЮЗа, лауреат премии «Хрустальная Турандот» и «Чайка» за лучшую режиссуру:

– Хороший актер для меня – это, прежде всего, открытость всему новому. Очень важна первичность ощущений, чистота и свежесть восприятия окружающего мира, умение проживать каждую эмоцию и жизненную коллизию как в первый раз и запоминать это. Очень важно для актера быть по-настоящему заразительным по отношению к своему зрителю, вести его за собой. А выживать и жить помогает чувство юмора. Оно же спасает от самовлюбленности и звездной болезни.

Выбираем вуз

В Москве актеров готовят:


Российская академия театрального искусства (РАТИ – ГИТИС)
Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИК)
Школа-студия (институт) им. Немировича-Данченко при МХАТ им. А.П. Чехова
Театральный институт им. Бориса Щукина при Государственном академическом театре им. Евгения Вахтангова
Высшее театральное училище (институт) им. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России
Институт русского театра
Академия Натальи Нестеровой
Международный славянский институт

Практически во всех учебных заведениях специальность называется «Актерское искусство», но у каждого вуза есть свои нюансы, зачастую многое определяющие.

Сначала вы должны понять, что вам ближе – театр или кино. Так, знания, которые даст вам ВГИК в плане понимания кино как «важнейшего из искусств», в театральном вузе вы вряд ли получите. Весь первый курс здешние студенты изучают отечественное кино, основная тема второго курса – актеры мирового кино, третий курс посвящен кино зарубежному. Известен ВГИК и еженедельными семинарами Армена Медведева «Современное кино», на которые он приглашает известных актеров и режиссеров.

Кроме того, вы должны определиться с системой обучения мастерству актера, которая подходит именно вам. Например, в РАТИ в этом году актерскую мастерскую набирал народный артист России, главный режиссер Театра российской армии Борис Морозов. Все четыре года ребята будут учиться у этого мастера. Иная ситуация в Щуке, где со студентами занимаются все педагоги кафедры актерского мастерства.

Анжелика Каракозова, проректор Института русского театра:

– В нашем институте художественным руководителем актерского факультета уже несколько лет является главный режиссер Театра у Никитских ворот Марк Розовский. В этом году актерский курс набирали два мастера – известный актер Виктор Раков и педагог Марина Кайдалова. Студентами будут заниматься оба педагога. Марина Кайдалова – это так называемая учебная классика, основы профессии, без которых нет актера. А Виктор Раков, я надеюсь, даст ребятам возможность пофантазировать, попробовать себя в каких-то интересных проектах, по-новому взглянуть на свое амплуа и творческие возможности.

Не стоит забывать и о возрасте: абитуриент Щуки, Щепки, РАТИ и Школы-студии МХАТ должно быть не более 22 лет, а желательно – 17. Во ВГИКе обращают внимание на результаты фото- и кинопроб: если вы киногеничны и действительно поразите приемную комиссию, могут принять и в 23, и в 24. Впрочем, и в театральных вузах возможны исключения из правил, но на то они и исключения, чтобы на них не рассчитывать.

Негосударственные вузы более лояльны: в Институт русского театра можно поступать и в 27-28 лет. Если у вас за плечами съемки в массовках или работа в самодеятельном театре, то мужчин могут принять на первый курс и в 33 года.

Если вам нравятся модные сейчас мюзиклы и вы хотите стать артистом музыкального театра, вам прямая дорога в Академию Натальи Нестеровой, где эту специальность можно получить на факультете кино и телевидения.

Через тернии – к звездам!

Дресс-код для абитуриентов
На экзамен по актерскому мастерству девушкам не стоит приходить в брюках, а юношам – надевать кроссовки. В приемных комиссиях вузов обращают внимание и на это, ведь понимание красоты во всех ее проявлениях – неотъемлемая часть вашей будущей профессии!

Будущие актеры приезжают в Москву со всех концов страны: от Петропавлоска-Камчатского, Новосибирска и Хабаровска до Калининграда, поэтому конкурс на актерские факультеты ведущих московских вузов нешуточный. В РАТИ в этом году прослушали 2000 человек, притом, что бюджетных мест было всего 14 плюс 10 платных мест и три человека были приняты вне конкурса как целевики – это ребята из Ингушетии и Башкирии. Попытать счастья во ВГИКЕ решились 3000 человек на 15 бюджетных мест, и еще несколько мест, как обычно, было выделено иностранцам. В Школе-студии МХАТ в этом году от платного обучения (для граждан России) отказались вообще, прослушали около 2000 человек, приняли 23 плюс одного иностранца. Даже в негосударственных вузах на платное обучение берут далеко не всех: абитуриенты должны продемонстрировать талант и умение себя преподнести.

Главное испытание для ребят – экзамен по мастерству актера. Ему предшествует отборочные туры, которые начинаются еще в апреле. Репертуар не меняется уже много лет – басни, стихи и проза (желательно в нескольких вариантах).

Первый тур – отборочные консультации. Московские театральные педагоги пока только приглядываются к будущим студентам и дают свои рекомендации по поводу того, стоит ли им вообще ввязываться в этот долгий марафон. На второй тур можно попасть уже только по рекомендациям педагогов. И опять – басни, стихи, проза. К третьему туру на дистанции остаются самые талантливые. Вас могут попросить спеть и станцевать, а некоторые мастера после третьего этапа устраивают специальный «пластический» тур – для будущего актера очень важно уметь правильно двигаться. Во ВГИКе на этом этапе у ребят проходят первые фото- и видеопробы.

Затем черед экзамена по мастерству актера, который проходит в два этапа. В первый день в очередной раз вас попросят прочесть басню, стихи и прозу, а на второй вас ждет коллоквиум-собеседование, задача которого выявить общий культурный уровень поступающего. Вопросы задают самые разные: что читали, чем увлекаетесь, какие спектакли и фильмы нравятся и т. п.

Выдержав мастерство актера, вам останется только письменный экзамен по русскому языку (сочинение), а во ВГИКе еще и устный, который называется «Литература как источник киноискусства».

Если вы поступаете в Академию Натальи Нестеровой на специальность «Артист музыкального театра», вам придется на просмотре-прослушивании к обычному репертуару прибавить еще и музыкальный: Абитуриентам предлагают спеть на выбор русскую народную песню, романс или арию из оперетты, а затем продемонстрировать приемной комиссии какой-нибудь танец на выбор. Потом нужно пройти собеседование и письменное тестирование по русскому языку.

Наталья Бирюкова, зам. декана актерского факультета РАТИ:

– В нашем вузе существуют подготовительные курсы, на которых вполне можно подготовиться к поступлению в РАТИ. Они доступны только москвичам и никаких преимуществ при поступлении не дают. Что же касается занятий с репетиторми по актерскому мастерству, то наша специальность как раз тот случай, когда я бы не советовала ребятам этого делать. Причина лежит на поверхности: принципы воспитания актера вашего репетитор могут в корне отличаться от принципов мастера, к которому вы хотите попасть, и это может сослужить вам недобрую службу.

Учиться, учиться и учиться…

Сам процесс учебы для будущего актера – занятие захватывающее и трудное одновременно. Главную спецдисциплину – мастерство актера – начинают преподавать с первого курса и по четыре-шесть часов в день. «Рабочий день» студента актерского факультета длится с 9.30 до 23 часов.

Ребята достаточно серьезно изучают историю России, изобразительное искусство, литературу, философию, основы права, иностранные языки. Среди специальных дисциплин история русского и зарубежного театра, сценическая речь, сценическое движение (сюда входят и занятия по фехтованию, и сценический бой), музыкальная грамота, вокал, ансамблевое пение, грим, экономика в сфере искусства.

Многие студенты начинают сниматься в кино и сериалах, еще учась в вузе: из-за этого в театральных институтах у начинающего актера могут возникнуть проблемы, во ВГИКе на съемки отпроситься значительно легче. В дальнейшем эти работы, как и участие в реальных театральных постановках, могут стать дипломными. Но главным итогом обучения в вузе все равно остается дипломный спектакль, который студенты начинают готовить еще с третьего курса.

Актерские факультеты не гарантируют своим выпускникам трудоустройства. Многие студенты сами находят себе место на старших курсах. Педагоги специально готовят ребят для показов в театрах и обычно 70% учащихся успешно трудоустраиваются, остальные 30% отправляются в свободное плавание. Как сложится ваша карьера, будете ли вы лет через десять диктовать условия продюсерам и режиссерам или отчаянно ждать любого предложения, зависит от вас и тысячи различных обстоятельств…

Читайте также