Главная · Анапа · Где находится мыс канаверал. Мыс Канаверал. Ближе к звездам. Создание ракетного полигона

Где находится мыс канаверал. Мыс Канаверал. Ближе к звездам. Создание ракетного полигона

Мыс Канаверал – это город в округе Бревард, штат Флорида, более известный расположенной там космической стартовой площадкой Америки, Космическим центром Кеннеди. Мыс является частью региона "Космическое побережье", так как запуск всех пилотируемых космических кораблей в Соединенных Штатах осуществляется с космодрома на соседнем острове Мерритт. Мыс Канаверал Сити расположен на северной части острова, отделенного от острова Меррит Банановой рекой.

Добраться до Мыса Канаверал можно воздушным путем. Для этого придется сначала купить билет на самолет до Нью-Йорка, а потом из Нью Йорка до Мельбурна, который является самым ближайшим аэропортом. Если Вы хотите сэкономить, то билеты на самолет лучше купить заранее. Примерная стоимость перелета туда-обратно составит около 20000 руб, плюс расходы на оформление визы, проживание, питание и развлечение. Все зависит от ваших пожеланий и возможностей.

Мыс Канаверал был открыт испанцами, поэтому в его названии присутствует испанский корень, означающий «сахарный тростник». На карту впервые бил нанесен в 16 веке. У берегов этого мыса произошло последнее морское американское сражение в 1783г. В 20 веке выяснилось, что это очень удобное место для запуска ракет.

Первая ракета была запущена в 1950г. 24 июля. Некоторое время Мыс Канаверал носил имя президента Кеннеди.

Основные достопримечательности

Музей Военно-воздушных сил

Трехчасовой тур включает посещение музея ВВС и музея ракет, Маяк мыса Канаверал и несколько исторических пусковых комплексов. При регистрации в Историческом центре взрослые обязаны предоставить документ, удостоверяющий личность. Вход бесплатный.

Работает с 9 утра до 6 вечера. В нем есть музеи, кино, ракеты сад и автобусные туры. Взрослый билет стоит $50. Иногда центр может быть закрыт на время запусков. На автобусе Вас провезут по старым стартовым площадкам, где Вы сможете своими глазами увидеть не только огромные ракеты, но и цеха, где происходит их сборка, а также ангар, где находится экспозиция лунной программы и первой по величине ракеты Сатурн-5, которая участвовала в запуске кораблей Apollo.

Все экскурсии лучше заказывать заранее, потому что они пользуются большой популярностью, и количество мест ограничено.

Куда сходить еще?

Если Вы – любитель азартных игр, обязательно отправьтесь в круиз из порта Канаверал. Доступны как вечерние, так и более длительные круизы. Они особенно популярны из-за казино, которые не доступны на суше. Вход лицам старше 18.

Если Вы хотите ощутить состояние невесомости, к Вашим услугам полет по параболической траектории на модифицированном Боинге-727. Стоит "всего-ничего" - $3675.

Для любителей рыбалки есть клубы спортивного рыболовства, ну и конечно же пляжи, уроки серфинга, аренда лодок и прочие удовольствия, а всего в полутора часах езды находится знаменитый парк Диснейленд во Флориде.

Мыс Канаверал – это уникальное для посещения место, где можно почувствовать себя причастным к полетам в космос и в то же время провести замечательно время с семьей, побывав во многих интересных местах.

Мыс Канаверал, штат Флорида, - именно здесь расположена главная стартовая площадка Восточного ракетного полигона - основной космический порт

Среди сахарного тростника

Высадившиеся в 16-м веке на побережье Флориды европейцы дали мысу название Cañaveral, что в переводе с испанского означает "заросли сахарного тростника". После изгнания коренного населения - индейских племен тимакуа, калусов и семинолов - на землях мыса обосновались разрозненные фермерские хозяйства, а на побережье - рыбаки и заготовители креветок.

К середине прошлого века зарождающейся американской космонавтике потребовался полигон для испытания ракет. С 1948 года стали проводиться работы по реорганизации военно-морской станции "Банана Ривер" (ВМС США) и созданию на ее основе базы ВВС США и испытательного центра. Месторасположение было выбрано не случайно. Малонаселенность и близость Атлантического океана сводили к минимуму опасность для окружения в случае неудачных суборбитальных стартов.

Если отыскать мыс Канаверал (космодром) на карте, бросится в глаза довольно низкая широта местности - 28˚ с.ш. Для сравнения: Байконур - 45˚ с.ш. Это гарантирует дополнительные преимущества:

  • Для достижения используется кинетическая энергия вращения Земли.
  • Увеличение массы полезной нагрузки ракеты до 30%.
  • Экономия топлива для вывода аппарата на

Первые запуски

Первый корабль двухступенчатый носитель космодром на мысе Канаверал отправил в небо в июле 1950 года. Разгонный аппарат ракеты "Бампер-2" позволял достигнуть рекордной на тот момент высоты - 400 км. А вот попытка вывести на околоземную орбиту первый искусственный спутник в декабре 1957 года завершилась неудачей - взрыв топливных баков уничтожил ракету-носитель "Авангард TV-3" спустя две секунды после старта. В 1958 г. работы по исследованию космического пространства и по созданию научно-технической базы возглавило вновь созданное ведомство федерального правительства - NASA.

Эксплуатация стартового комплекса выявила и негативные факторы местности: мыс Канаверал изобиловал сильными ураганами и грозами. Дважды стартовые сооружения были частично разрушены природными катаклизмами, а для обустройства молниезащиты пришлось дополнительно выложить несколько десятков миллионов долларов.

Мыс Канаверал - космодром или база ВВС?

В 1962 году Национальное Агентство начало строительство собственных стартовых установок, получивших название Центра запусков, а с ноября 1963 г. (после убийства 35-го президента США) они были переименованы в Всего на территории мыса и соседнем острове Мерритт-Айленд, связанных общей инфраструктурой, было возведено более тридцати пусковых площадок.

В прессе довольно часто космодромом на мысе Канаверал именуют, по сути, два административных подразделения, принадлежащих разным правительственным структурам. Все запуски до 1965 г. выполнялись с базы ВВС. Наиболее известные миссии:

  • Вывод на орбиту первого американского спутника (1958 г.).
  • Первый американский суборбитальный (1961 г.) и орбитальный (1962 г.) полет астронавта.
  • Запуск первого американского экипажа из двух (1964 г.) и из трех (1968 г.) человек.
  • Исследование космических тел Солнечной системы межпланетными автоматическими станциями.

От "Джемини" до "Шаттла"

Началу звездной эпопеи Центра им. Кеннеди дал старт пилотируемого аппарата серии "Джемини" с двумя астронавтами на борту. Всего в этой миссии было выполнено 12 космических рейсов. Основным достижением стал выход в открытый космос астронавта Э. Уайта.

Мыс Канаверал провожал в полет всех астронавтов, побывавших на Все старты по программе подготовки и осуществления пилотируемого полета и высадки на Луну ("Аполлон") производились пусковыми площадками Центра.

Отсюда же начинали свой путь на околоземные траектории пять американских "Шаттлов" - космических челноков. С 1981 по 2011 г. было выполнено 135 рейсов. Доставлено на орбиту 1,6 тыс. тонны полезных грузов и оборудования, проведена масса научно-исследовательских и ремонтно-монтажных работ.

Сегодня и завтра

С 2011 года мыс Канаверал не осуществляет пилотируемых запусков. В связи с сокращением финансирования космических программ в рабочем состоянии поддерживается только четыре стартовые площадки. Часть комплексов переоборудуется и модернизируется для запуска новых носителей. Например, установка LC-39А (впервые с 2011 г.) готовится отправлять в космос ракеты серии Falcon 9FT. На февраль-март 2017 года запланировано три старта.

Разрыв экономических связей с Россией ставит под вопрос некоторые звездные проекты США. Все большее значение приобретают разработки частных космических агентств. Так, проекты Dragon и Falcon-9 от компании SpaceX призваны снизить зависимость отрасли от комплектующих из России. Между тем НПО "Энергомаш" подтвердило готовность поставить в США в течение двух лет 14 ракетных двигателей РД-181 по заключенному ранее соглашению.

Стартовая площадка 39А.

База ВВС США на мысе Канаверал (Cape Canaveral Air Force Station ) (CCAFS) - военная база США, подразделение Космического командования ВВС США (Air Force Space Command ), 45-я космическая эскадрилья (45th Space Wing ). Штаб-квартира - авиабаза Патрик, Флорида (Patrick Air Force Base ).

Расположенная на мысе Канаверал в штате Флорида, база является главной стартовой площадкой Восточного ракетного полигона (Eastern Range ) с четырьмя ныне активными стартовыми столами. Сооружения находятся к югу-юговостоку от Космического центра Кеннеди (НАСА) на прилегающем острове Мерритт-Айленд, с двумя связанными мостами и дамбами. Аэропорт Cape Canaveral Air Force Station Skid Strip имеет взлётно-посадочную полосу длиной 10’000 футов (3,048 км) вблизи стартовых комплексов для воздушной доставки тяжёлых и негабаритных полезных грузов.

Шаттлы стартовали только со стартовых площадок LC-39, которые расположены на соседнем острове Меррит космического центра имени Кеннеди и организационно не принадлежат базе ВВС США на мысе Канаверал. В СМИ в этой ситуации мыс Канаверал упоминается как метоним. Военная база начиналась как Объединенный Полигон Дальнего Действия ( ).

Космические запуски

Несколько крупных американских космических исследований впервые осуществлялись с мыса Канаверал, включая:

  • Первый американский «Эксплорер-1» в 1958 году;
  • Первый американский астронавт по программе «Меркурий-3» ( Mercury-Redstone 3 ) в 1961 году;
  • Первый орбитальный полёт астронавта США по программе «Меркурий-6» ( Mercury-Atlas 6 ) в 1962 году;
  • Первый американский экипаж из двух человек «Джемини-3» в 1964 году;
  • Первая американская совершившая мягкую посадку на поверхность «Сервейер-1»;
  • Первый американский экипаж из трёх человек «Аполлон-7» в 1968 году;
  • Автоматические межпланетные станции для исследования в 1962-1977 гг.
  • Первый зонд на орбите «Маринер-9» в 1971 году;
  • Первый по программе «Марс Пасфайндер» в 1996 году.

История

Территория базы стала использоваться правительством США с 1949 года, с того момента как президент Гарри Трумэн основал Объединенный Полигон Дальнего Действия (Joint Long Range Proving Ground ) на мысе Канаверал для испытания . Расположение полигона было одним из наиболее пригодных в США для этой цели, поскольку позволяло запускать ракеты через Атлантический океан. Поскольку полигон находился ближе к экватору, чем значительная часть территории США, это позволяло ракетам развить более высокую скорость за счёт вращения .

1 июня 1948 г. военно-морские силы США передали бывшую военно-морскую станцию «Банана Ривер» (Naval Air Station Banana River ) военно-воздушным силам США. База была переименована из Joint Long Range Proving Ground (JLRPG) 10 июня 1949 года. 1 октября 1949 г. база Joint Long Range Proving Ground была передана от команды авиационной техники (Air Force Materiel Command ) подразделению ВВС Joint Long Range Proving Ground. 17 мая 1950 г. база была переименована в Long Range Proving Ground, а через три месяца - в авиабазу Патрик (Patrick Air Force Base ) в честь генерал-майора Мейсона Патрика (Mason Patrick ). В 1951 г. ВВС США основали центр испытания ракет Eastern Test Range .

Ранние американские суборбитальные запуски ракет выполнялись с мыса Канаверал с 1956 года.

Эти полеты производились вскоре после некоторых суборбитальных полетов на White Sands Missile Range , например, “Викинг-11” (Viking 11 ) 24 мая 1954 г.

Вслед за успешным запуском в СССР Спутника-1 США произвели 6 декабря 1957 неудавшуюся попытку своего первого запуска искусственного спутника с мыса Канаверал - ракета-носитель “Авангард TV3” (Vanguard TV3 ) взорвалась на стартовой площадке.

НАСА было основано в 1958 году, и военно-воздушные силы запускали ракеты для НАСА с мыса Канаверал. Все ракеты “Редстоун” (Redstone ), “Юпитер” (PGM-19 Jupiter ), “Першинг-1А” (MGM-31 Pershing ), “Поларис” (Polaris ), “Тор” (Thor ), (Atlas ), “Титан” (Titan ) и “Минитмен” (LGM-30 Minuteman ) были испытаны с этой площадки. Ракета “Тор” стала основой для ракеты-носителя (Delta ), при помощи которой был запущен спутник “Телстар” (Telstar 1 ) в июле 1962 г.

Ряд площадок для запуска ракет “Титан” (Titan ) (LC-15 , LC-16 , LC-19 , LC-20 ) и “Атлас” (Atlas ) (LC-11 , LC-12 , LC-13 , LC-14 ) стал известен как «Ракетный ряд» (Missile Row ) в 1960-е гг.

Ранние запуски по пилотируемым программам НАСА Меркурий и Джемини производились специалистами ВВС США со стартовых площадок базы на мысе Канаверал LC-5 , LC-14 и LC-19 .

ВВС решили расширить возможности ракет-носителей “Titan” для возможности подъема тяжелых грузов. ВВС были построены стартовые комплексы LC-40 и LC-41 , чтобы запускать ракеты “Титан-3” (Titan III ) и “Титан-4” (Titan IV ) южнее космического центра Кеннеди. “Титан-3” имеет примерно такую же грузоподъемность, как “Сатурн-1Б” (Saturn IB ), со значительной экономией средств. Пусковые комплексы LC-40 и LC-41 использовались для запуска военно-разведывательных, коммуникационных и метеорологических спутников и планетарных миссий НАСА. ВВС также планировали запустить два пилотируемых космических проекта с площадок LC-40 и LC-41. Это пилотируемые орбитальные ракетные самолёты “Дайна-Сор” (X-20 Dyna Soar ) (программа отменена в 1963) и пилотируемая орбитальная лаборатория (Manned Orbital Laboratory , MOL) ВВС США - пилотируемая разведывательная (программа отменена в 1969).

В 1974-1977 гг. мощные носители “Титан”-“Центавр” стали новыми носителями тяжелых грузов для НАСА. С их помощью были произведены запуски серий «Викинг» и со стартового комплекса LC-41. Позднее, комплекс LC-41 стал площадкой для запуска самых мощных беспилотных американских ракет, разработанных ВВС США - “Титан-4”.

Объекты

Расположение стартовых комплексов базы на мысе Канаверал и Космического центра имени Кеннеди. Красным цветом показаны действующие на 2010 г. площадки.

Из многих стартовых комплексов, построенных с 1950 г., только четыре остались активными с двумя запланированными для будущего использования. Стартовый комплекс SLC-17 - площадка для запуска ракет “Дельта-2” (Delta II ). Стартовые комплексы SLC-37 и SLC-41 в настоящее время были изменены для запуска EELV “Дельта-4” (Delta IV ) и “Атлас-5” (Atlas V ) соответственно. Так, со стартового комплекса № 41 22 апреля 2010 года РН «Атлас-5» 501 впервые выведен на орбиту многоразовый челнок военного назначения “Boeing X-37” (посадка совершена 3 декабря 2010-го на База Ванденберг, Западный ракетный полигон). 5 марта 2011 года с того же стартового комплекса осуществлен второй экспериментальный запуск челнока, продолжительность полета которого составила 469 сут.

Эти новые ракеты-носители заменят все ранние ракеты «Дельта», «Атлас» и «Титан». Стартовый комплекс SLC-47 используется для запуска метеорологических ракет-зондов. Стартовый комплекс SLC-46 Космопорта Флориды зарезервирован для будущего использования. С космического стартового комплекса SLC-40 состоялся первый запуск ракет (Falcon 9 ) по программе SpaceX в июне 2010.
В случае запусков на орбиту низкого наклонения (геостационарную) широта 28°27′N имеет небольшой недостаток перед другими стартовыми площадками, расположенными ближе к экватору. Дополнительная скорость за счет вращения Земли составляет примерно 405 м/с на Мысе Канаверал против примерно 465 м/с на космодроме Куру́ Гвианского космического центра во Французской Гвиане (Южная Америка).

В случае запусков на орбиту высокого наклонения (полярную) широта не имеет значения, но мыс Канаверал не подходит из-за наличия населённых пунктов под траекториями запуска в этом направлении, поэтому для таких запусков используется База Ванденберг (Vandenberg Air Force Base ) на противоположном Западном побережье США.

На территории стартового комплекса LC-26 расположен Военно-воздушный и ракетный музей.

Аэродром

В состав авиабазы входит одноимённый военный аэродром.

Перед вами подробная карта Канаверала с указанием названий улиц на русском языке и номерами домов. Вы легко сможете проложить маршрут, передвигая карту во всех направлениях с помощью мышки или кликая на стрелки в верхнем левом углу. Вы можете изменить масштаб, воспользовавшись шкалой со значками «+» и «-», расположенной на карте справа. Проще всего регулировать размер изображения, вращая колесико мышки.

В какой стране находится город Канаверал

Канаверал расположен в США. Это замечательный, красивый город, со своей историей и традициями. Координаты Канаверала: северной широты и восточной долготы (показать на большой карте).

Виртуальная прогулка

Интерактивная карта Канаверала с достопримечательностями и другими туристическими объектами - незаменимый помощник в самостоятельном путешествии. Например, в режиме «Карта», значок которой находится в левом верхнем углу, вы можете увидеть план города, а также подробную карту автомобильных дорог с номерами трасс. Также вы можете увидеть отмеченные на карте ж/д вокзалы и аэропорты города. Рядом вы видите кнопку «Спутник». Включив спутниковый режим, вы рассмотрите рельеф местности, а увеличив изображение, сможете очень подробно изучить город (благодаря спутниковым картам от Google Maps).

Перенесите «человечка» из правого нижнего угла карты на любую улицу города, и вы сможете совершить виртуальную прогулку по Канавералу. Направление движения регулируйте с помощью стрелочек, которые появятся в центре экрана. Поворачивая колесико мышки, вы сможете приблизить или отдалить изображение.

В этом году у меня чуть было не сбылась одна заветная мечта — посмотреть на запуск космического корабля, конкретно Шаттла с Мыса Канаверал во Флориде. Вначале всё обстояло очень радужно — в середине апреля у меня начинался тренинг на самолёте в окрестностях Орландо, а на начало третей декады апреля был назначен запуск Шаттла, который в его истории должен был стать предпоследним. Самое интересное, что на запуск я собирался смотреть с воздуха, пилотируя самолёт...

Всё началось с того, что в этом году были выпущены более серьезные ограничения на полёты воздушных судов в окрестностях запуска Шаттла. Часть этих ограничений была связана ещё и с тем, что за день до запуска в Майами прилетел Обама, президент США, а во время нахождения в определённой зоне Air Force I («борта № 1») и самого президента действуют некоторые временные ограничения. Конечно, не как у нас, но когда ты привык летать на обед в другой город (как учителя в моей лётной школе), для тебя это «ограничение» свобод достаточно ощутимо. На фото: центральный вход в Космический центр им. Кенеди, который расположен на Мысе Канаверал.

2.

Ограничение полётов не такая проблема — я собирался вылететь из своего домашнего аэропорта за несколько часов до начала запретов, долететь до ближайшего к Мысу Канаверал аэропорта и доехать оттуда до смотровой площадки на машине. Есть много площадок, откуда можно смотреть запуск Шаттла — как на Мысе, так и на материке (откуда, в основном, все и смотрят). «Главная» площадка находится около сборочного цеха на самом Мысе Канаверал, там же находятся и знаменитые часы, отсчитывающие время. На фото: автобус, на котором перевозят туристов по закрытой территории НАСА на Мысе Канаверал.

3.

Я немного изучил вопрос и выяснил, что время отсчитывается не тупо «в минус», а есть так называемые «холды» (от слова hold — задержка, англ.), когда часы останавливаются. Это происходит в определённые моменты, этапы подготовки запуска. Есть холды дальние, за несколько дней, связанные с техническими вопросами, есть за несколько минут, связанные капризами погоды. Интересен факт того, что за полминуты до запуска человек вообще уже ничего не может сделать, так как события происходят слишком быстро, поэтому всё контролирует электроника. Она как бы выполняет чек-лист (в русской терминологии «контрольную карту») из десятков тысяч позиций и если хотя бы одна не выполнена, отменяет запуск, может даже за секунду до старта двигателей. На фото: Шаттл на стартовом столе, «шарики» справа и слева — хранилища компонентов ракетного топлива, при смешивании происходит взрывная реакция. Обратите внимание на две БПМ около КПП на переднем плане слева. Шаттл штука дорогая и является символом страны, поэтому её охраняют достаточно фанатично.
4.

В общем, запуск на тот день, когда я собирался туда лететь, отменили из-за технических неполадок, что-то случилось с системой охлаждения топливных магистралей. Я расстроится и полетел на противоположенный берег в сторону Тампы. Однако, надежда побывать на запуске не покидала меня, мне нужно было налетать больше 50 часов, поэтому времени у меня в запасе было, как мне казалось на тот момент, достаточно. На фото: сборочный цех и платформа для транспортировки Шаттла от неё на стартовый стол.

5.

Затем переносы посыпались один за другим. Техническую проблему долго не могли решить. Больше всего мы стало, на тот момент, жалко людей, которые специально приехали во Флориду со всех уголков света на запуск Шаттла. Для меня это был больше фан, не получилось посмотреть, так не получилось. Для многих из них, думаю, это была трагедия. Ведь нужно прилететь сюда, взять в аренду машину, снять гостиницу, есть, пить и ждать, ждать, ждать. Ни в какие тебе парки или музеи не сходить, ничего не запланировать, так как запускать могут Шаттл практически в любой момент. На фото: один из маневровых (орбитальных) двигателей Шаттла.

6.

Я прошёл необходимый тренинг, у нас даже было несколько дней в запасе на осмотр Мыса Корал и Ки Веста (в предыдущих репортажах), мы улетели в Нью-Йорк и занимались делами там три дня, и, даже когда мы улетали в Москву после майских праздников, Шаттл ещё не был запущен. Он, безусловно, полетел, но гораздо позже. Я чувствую некоторую обиду, что не смог осуществить свою небольшую мечту — посмотреть на его запуск, хотя был так близок к её реализации (хоть и не планировал это заранее). Однако, заехать на Мыс Канаверал и посмотреть на Шаттл на стартовом столе было делом чести, учитывая, что из Орландо сюда ехать буквально час. На фото: зал-накопитель в павильоне, посвященном ракете Сатурн-5 и лунной программе.

7.

Расскажу немного про Мыс Канаверал. Я уже был здесь в Ноябре прошлого года, но, так как очень люблю авиацию и космонавтику, готов сюда ездить каждый раз, когда у нас что-нибудь происходит в Орландо. Итак, на мысе находится огромный комплекс НАСА, здесь проектируются, частично строятся, собираются, запускаются космические аппараты. На мысе есть огромная полоса для посадки Шаттлов длинной 15,000 футов (почти 5 км) из бетона. Про эту полосу я расскажу отдельно чуть ниже. На Мысе есть музей и специальный туристический маршрут, по которому туристов возят на автобусах. Раньше были остановки: сборочный цех, смотровая площадка (откуда я снимал Шаттл), ангар с ракетой Сатурн-5, потом — обратно в музей. Сейчас в сборочный цех не водят. На фото: имитация запуска ракеты Сатурн-5 с лунным модулем. Как это работало в начале 70-х не понимаю!

8.

Про полосу для Шаттла. Помимо того, что она огромных размеров, что очень нужно Шаттлу, учитывая его массу и скорость на посадке, она сделана из хитрого покрытия. Нет, это не какой-то специальный радиоактивный бетон, но он определённым образом залит и в нем сделаны специальные небольшие канавки — эту технологию придумала НАСА для увеличения сцепления полосы с колёсами как в сухую погоду так, что самое главное, во время дождя. После обкатки технологии на космосе, технология пошла в обычную жизнь — в Штатах строят дороги из такого бетона с канавками, я по таким ездил в Калифорнии. Эти дороги, как я слышал, в два раза дороже асфальтовых, но, при соблюдении технологии, служат в пять раз дольше. На фото: задняя часть ракеты Сатурн-5, двигатели и логотипы миссий (правее).

9.

Идём дальше по залу — ракета огромная и длинная, вроде, это самая большая ракета, которая была построена человечеством. Строил её, как вы знаете, Вернер Фон Браун. Если бы он сдался бы не американцам, а русским, мы бы слетали бы на луну. Напомню, он проектировал ракеты для немцев во время войны, его и его команду отправили в Швейцарию, когда СССР перешла в наступление. В качестве бесплатного бонуса к ним приставили карательный отряд, а когда немцам стало ясно, что война проиграна, карательному отряду приказали всех гениев закопать где-нибудь в районе Бернских Альп. Но Вернер Фон Браун сообразил вовремя что к чему и сбежал со своими инженерами. Первые, на кого они наткнулись в горах, были американцы. Вот так и появилась ракета Сатурн-5. На фото: у каждой миссии Аполлона был свой логотип, мне нравится, что американцы уделяют огромное внимание визуальной концепции всего чего угодно. Зато мы привнесли в космонавтику прекрасную традицию отливать на космодром перед запуском.

10.

Это лунный модуль. Общий смысл был такой: ракета выводит на околоземную орбиту большой корабль, он долетает до луны, от него отцепляется лунный модуль и спускается на луну, сам корабль летает вокруг луны. Лунный модуль прилуняется, астронавты гуляют по луне и, когда запасы на исходе, на возвращаемом модуле летят обратно на лунную орбиту. Там они стыкуются с кораблём, который их везёт обратно, на подлёте к земле они опять садятся в возвращаемый модуль, который уже приводняется в районе Флориды. В Нью-Йорке стоит авианосец Интрепид , на котором я был в прошлом году, так он эти капсулы и подбирал.

11.

Настало время обеда. Прямо здесь есть столовка, в которой за вполне приемлемые 10 долларов можно хорошо поесть. На обед сегодня: куриный суп, овощной салат, чипсы с сыром, куриная лепёшка с сыром и чай. Интересный факт: лепёшки делает дедушка азиатской внешности, он их делал в ноябре прошлого года, в мае этого года он тоже их делал, что-то мне подсказывает, что он их тут лет 40 уже делает и будет делать до упора.

12.

Воспользуемся нашим секретным пропуском и выйдем на задний двор. Вот на этой лужайке во время запусков космических кораблей организуется VIP-зона, как для просто VIPов, так и для реальных VIPов — семей астронавтов, которые сейчас сидят в кабине корабля.

13.

На этом табло идёт такой же обратный отсчет, как на большой площадке около сборочного цеха. Обратите внимание, что в радиусе 10 метров от табло курить нельзя и что оно «растянуто» ремнями что бы его не сдуло ветром. На такие «мелочи» у нас в стране многие не обращают внимание.

14.

Поднимемся на трибуну. Во время запуска здесь должен был сидеть я! :)

15.

Это генератор для звука, света и кейтеринга (фуршета для гостей). На горячее — индейка и сосиски с шафраном. Подают французское шампанское и калифорнийское вино (гадость). Генератор огорожен, конечно, достаточно «по-нашему». Не ожидал от местных коллег такого раздолбайства, учитывая, что среди приглашённых много детей.

16.

Местные орлы, которые работают «по найму», в их задачи входит распугивание птиц перед запуском и что бы голуби не гадили на национальную гордость сверху. Хорошо, что здесь не Рим, где в сезон скворцов в сутки с неба падает до 100 тонн их дерьма. Так бы они всю ракеты бы с горкой засыпали бы.

17.

Поедем обратно в музей. Здесь стоит один из отработавших своё Шаттлов. Жарозащитные плитки на его пузе заменены на имитацию, настоящие сейчас приклеены на действующие Шаттлы (выбрасывать дорого, одна плитка стоит под тысячу долларов). Сетка внизу защищает реплику от клептоманов.

18.

Это внутри Шаттла. Справа — канадский манипулятор-рука, по центру — полезная нагрузка.

19.

А это музей сувениров. Когда я был здесь в первый раз, купил небольшой карабин с логотипом НАСА, сейчас на нём болтается ключ от офиса. В этот раз мы не покупали ничего. Замечаю, чем больше ездишь, тем меньше привозишь сувениров, во-первых, уже некому, так как всем уже что-то привёз, во-вторых, себе тоже не покупаешь, так как не знаешь, куда девать то, что уже есть. В последнее время, я привожу наклейки, которые подходят по размеру, клею на чемодан. Остальные просто собираю.

В тот день в музее проходила встреча с астронавтом, ей оказалась какая-то пожилая женщина, возможно, известная здесь. Я прошёл мимо неё, захотел сфотографироваться с ней, а потом подумал, что уже лет пять ни с кем из «звезд» не фотографируюсь. Так и прошёл мимо. Потом узнал, что за фото просят $10. :)

20.

Это «сад ракет» внутри музейного комплекса. Мы немного погуляли и поехали обратно в Орландо.